решение о взыскании единовременного пособия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2011 года

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе:

председательствующего: судьи Чадова А.А.,

при секретаре: Никиткиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко А.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург» о взыскании единовременного пособия,

УСТАНОВИЛ:

Ткаченко А.Ф. обратился в суд с вышеуказанным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург», указав, что в соответствие с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности начальника штаба гражданской обороны, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность руководителя специальной группы.

Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие трудового договора и он был уволен с занимаемой должности на основании п.3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости).

Единовременное пособие при увольнении ему не выплатили, не сообщив о причинах. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о выплате пособия. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказали в указанной выплате, ссылаясь на разъяснения Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в ОАО «Газпром» от ДД.ММ.ГГГГ №.

Решение об отказе в выплате пособия считает незаконным, так как в соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора о социально-трудовых отношениях на ... года он впервые уволился из ООО «Оренбурггазпром» на трудовую пенсию по старости и, следовательно, утверждения директора о том, что он ранее был уволен в запас и ему назначена и выплачивается пенсия – несостоятельны:

- он был уволен из рядов Вооруженных Сил, а не из ООО «Оренбурггазпром»;

- он был уволен по достижению предельного возраста, а не на трудовую пенсию;

- он получил пенсию по государственному пенсионному обеспечению как военнослужащий;

- после увольнения из ООО «Оренбурггазпром» он получает пенсию по старости.

В Коллективном договоре ООО «Оренбурггазпром» на ДД.ММ.ГГГГ какие-либо запреты на выплату ему выходного пособия отсутствуют.

Считая, что подвергся дискриминации и ограничении трудовых прав в виде лишения выплаты единовременного пособия при увольнении, просил суд: взыскать с ООО «Газпром добыча Оренбург» в его пользу единовременное пособие в размере ... средних заработков и провести индексацию причитающейся денежной суммы.

В судебном заседании истец Ткаченко А.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика – Ищенко Е.Л., действующий по доверенности, возражал в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в иске просил отказать, в том числе в связи с пропуском истцом срока для обращения в суд, установленного ст.392 ТК РФ.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствие со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В силу ст.178 ТК РФ в качестве гарантий увольняемым работникам предусмотрена выплата выходного пособия в зависимости от оснований прекращения трудового договора. При этом в указанной статье предусмотрено, что помимо перечисленных в ней случаев выплаты выходного пособия, трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться другие случаи выплаты выходных пособий, а также повышенный их размер.

Из материалов дела усматривается, что пунктом ДД.ММ.ГГГГ Генерального коллективного договора ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного конференцией работников ООО «Оренбурггазпром» ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена обязанность работодателя производить работникам, впервые уволившимся на трудовую пенсию по старости, выплату единовременного пособия, исходя из среднего заработка в зависимости от стажа работы в организациях системы ОАО «Газпром».

Пункт ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора о социальных и трудовых отношениях в ООО «Оренбурггазпром» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного конференцией работников ООО «Оренбурггазпром» ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает обязанность работодателя производить работникам, впервые уволившимся на трудовую пенсию по старости, выплату единовременного пособия, исходя из среднего заработка в зависимости от стажа работы в организациях системы ОАО «Газпром» в следующих размерах:

- от 10 до 15 лет включительно в размере 5 средних заработков работникам, которым установлена повременно-премиальная система оплаты труда;

- свыше 20 лет – в размере 8 средних заработков.

Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ принят начальником штаба по гражданской обороне на Гелиевый завод ООО «Оренбурггазпром», с ДД.ММ.ГГГГ переведен руководителем специальной группы, с ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.

Согласно статьи 84-1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Как следует из приказа ООО «Газпром добыча Оренбург» №-к от ДД.ММ.ГГГГ, истец уволен с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию в связи с уходом на пенсию с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск. С приказом истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его роспись.

Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Возражая в удовлетворении исковых требований, ответчик указал на пропуск истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленного ст.392 ТК РФ, о применении которого ходатайствовал перед судом.

В соответствие со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Согласно разъяснений Верховного Суда РФ в постановление Пленум от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», заявление работника о разрешении индивидуального трудового спора подается в районный суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (частьпервая статьи392 ТК РФ, статья24 ГПК РФ).

В соответствие с п.5 названного постановления, исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Таким образом, истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, о применении которого заявленного ответчиком, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ткаченко А.Ф. о взыскании с ООО «Газпром добыча Оренбург» в его пользу единовременного пособия при увольнении.

При этом судом отклоняется довод истца о том, что о своем нарушенном праве он узнал лишь из письма директора Гелиевого завода ООО «Газпром добыча Оренбург» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате единовременного пособия в ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствие со ст.ст.140, 178 ТК РФ, все выплаты, связанные с увольнением, производятся работодателем в день увольнения.

Довод истца о том, что он не был осведомлен о причитающихся при увольнении выплатах, предусмотренных Коллективным договором, суд также находит несостоятельным, поскольку, как следует из Коллективного договора, он был утвержден конференцией работников ООО «Оренбурггазпром», являлся открытым документом, регулирующим социально-трудовые отношения между Работником и Работодателем, и истцом было реализовано его право, предусмотренное ст.22 ТК РФ на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора через своих представителей. Доказательств ограничения его права, как стороны коллективного договора, на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений истцом не представлено.

Кроме того, из пояснений самого истца в судебном заседании следует, что при увольнении он обращался в отдел организации труда и заработной платы Гелиевого завода, где ему устно было разъяснено, что выплата единовременного пособия при увольнении ему, как военному пенсионеру, не положена со ссылкой на разъяснения ОАО «Газпром» в письме от ДД.ММ.ГГГГ, а его обращение к ответчику с заявлением о выплате единовременного пособия было обусловлено тем, что он узнал о выплате единовременного вознаграждения его бывшему коллеге ФИО4, произведенной на основании решения суда.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе Ткаченко А.Ф. в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ткаченко А.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург» о взыскании единовременного пособия ООО «Газпром добыча Оренбург» - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Судья: подпись