Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Оренбург 15 апреля 2011 года Ленинский районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего судьи Донцовой Ю.И., с участием представителя заявителя Кистанкина Т.А., представителя заинтересованного лица Кутафиной Е.А., при секретаре: Ельчаниновой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства здравоохранения Оренбургской области о признании незаконными акта проверки и предписания Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Оренбургской области № П-11/11 от 28 февраля 2011 года, УСТАНОВИЛ: Министерство здравоохранения Оренбургской области (заявитель) обратилось в суд с вышеуказанным заявлением по тем основаниям, что в период с 14 по 28 февраля 2011 года Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Оренбургской области (далее - Управление Росздравнадзора по Оренбургской области, орган государственного надзора) с целью контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений от 19 августа 2010 года № П-90/10, от 30 декабря 2010 года № П-123/10, выданных Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области проведена внеплановая выездная проверка Министерства здравоохранения Оренбургской области. По результатам названной проверки составлен акт от 28 февраля 2011 года № 49, в адрес Министра здравоохранения Оренбургской области вынесено предписание о привлечении к ответственности должностных лиц министерства здравоохранения Оренбургской области от 28 февраля 2011 года № П-11/11, согласно которому на должностное лицо возложена обязанность безотлагательно рассмотреть указанное предписание, привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, об исполнении предписания с приложением копий документов сообщить в Управление Росздравнадзора по Оренбургской области в срок до 28 марта 2011 года. Министерство здравоохранения Оренбургской области считает, что указанные акты Управления Росздравнадзора по Оренбургской области вынесены с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель ссылался на нарушение Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области положений ч. 4 ст. 10, ст. 14, п. 6 ст. 15, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» заявитель при проведении указанной проверки, а именно: копия приказа Управления Росздравнадзора по Оренбургской области от 10 февраля 2011 г. № 55-п о проведении проверки не была вручена под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю Министерства здравоохранения Оренбургской области, а также незаконно продлен срок проверки до 28 февраля 2011 г., что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 20 указанного Федерального закона является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки. Также заявитель ссылался на то, что на момент вынесения Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области предписания № П-90/10 - 19 августа 2010 года Министерство здравоохранения Оренбургской области как юридическое лицо зарегистрировано не было. Кроме того, заявитель указал, что основанием для вынесения предписания об устранении выявленных нарушений от 30 декабря 2010 года № П-123/10 послужили обстоятельства осуществления Минздравом области контрольных полномочий за соответствием качества медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения в связи с обращением ФИО4, однако, основания для принятия мер по обстоятельствам, установленным при проведении проверки лечебно-профилактического учреждения отсутствуют, а также отсутствует противоречивость выводов, содержащихся в акте проверки от 13 августа 2010 года № 28. При этом заявитель ссылался на то, что в приказе Министерства здравоохранения Оренбургской области от 5 августа 2010 года № 560 не выделен пункт о привлечении к проведению экспертов, отсутствуют сведения о лице, подготовившем проект приказа в нарушение приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, приказ министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области от 29 января 2010 года № 42 «О главных внештатных специалистах министерства здравоохранения и социального развития области». Также органом государственного контроля не приняты меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки: отсутствие в карте стационарного больного данных ЭКГ-Моониторинга, неприменение в предоперационном и операциогнном периодах коллоидных растворов, допущение снижения объема инфузионной терапии, пролонгация консультации невролога в послеоперационном периоде. В качестве правового обоснования нарушения указан приказ Минздрава СССР от 4 октября 1980 года №1030 и Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений, которые признаны утратившими силу согласно приказу от 5 октября 1988 года №750. Однако, как следует из акта от 28 февраля 2011 года № 49 в ходе проверки объектом анализа и рассмотрения Управлением Росздравнадзора Оренбургской области в период с 14 по 28 февраля 2011 года явились документы, связанные с рассмотрением Минздравом области обращений граждан ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ и других, то есть обстоятельств, совершенных до вынесения предписания об устранении выявленных нарушений - 30 декабря 2010 года № П-123/10. Устранить указанные обстоятельства в соответствии с предписанием 30 декабря 2010 года № П-123/10 Министерство здравоохранения Оренбургской области не могло в силу объективных обстоятельств, поскольку таковые возникли и прекратились до вынесения Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области предписания от 30 декабря 2010 года №П-123/10. Более того, рассмотрение и анализ Управлением Росздравнадзора Оренбургской области работы Министерства здравоохранения Оренбургской области по рассмотрению обращений вышеуказанных граждан находится за пределами полномочий органа государственного надзора, определенными приказом Минздравсоцразвития России от 12 августа 2008 года № 418н, поскольку проверки за соответствием качества медицинской помощи, оказанной названным гражданам, установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения в понятии, определяемыми Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, Минздравом области не проводились, результаты не оформлялись. Со ссылкой на приказ Минэкономразвития России 30 апреля 2009 года № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в акте проверки от 28 февраля 2011 года № 49 указано на несоблюдение Минздравом области требований типовой формы распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя при оформлении распоряжений от 14 января 2011 года № 18, от 20 января 2011 года № 33 в части, касающейся отсутствия ссылки на реквизиты обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля. Однако, как усматривается из прилагаемых копий указанных распорядительных актов Министерства здравоохранения Оренбургской области, изложенные обстоятельства не соответствуют фактическим: в распоряжении от 14 января 2011 года № 18 указано, что «настоящая проверка проводится с целью проверки фактов, изложенных в обращении ФИО9, проживающей по адресу <адрес>». Соответствующие реквизиты обращения ФИО10 указаны в распоряжении Минздрава области от 20 января 2011 года. При таких обстоятельствах следует признать, что в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области в период с 14 по 28 февраля 2011 года не могут являться доказательствами нарушения Министерством здравоохранения Оренбургской области обязательных требований, поскольку такая проверка проведена с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок; при проведении проверки Управление Росздравнадзора по Оренбургской области превысило полномочия, определенные приказом Минздравсоцразвития России от 12 августа 2008 года № 418н; фактические обстоятельства не соответствуют информации, изложенной в акте проверки. Заявитель просил признать незаконным акт проверки Министерства здравоохранения Оренбургской области Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области от 28 февраля 2011 года № 49 и вынесенное на его основе предписание в адрес Министра здравоохранения Оренбургской области привлечении к ответственности должностных лиц Министерства здравоохранения Оренбургской области от 28 февраля 2011 года № П-11/11. В судебном заседании представитель заявителя Кистанкин Т.А., действуя на основании доверенности, заявление Министерства здравоохранения по Оренбургской области полностью поддержал. В судебном заседании представители заинтересованного лица Управления Росздравнадзора по Оренбургской области - Кутафиной Е.А., Чакрыгиной С.М., действуя на основании доверенностей, против заявления возражали. Заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 были внесены изменения. На основании ст. 5.1 Основ к полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся: осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения); лицензирование отдельных видов деятельности. С 01.01.2008 г. контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения на территории Оренбургской области осуществляет министерство здравоохранения Оренбургской области (в период реорганизации с 24.06.2009 до 05.07.2010 - министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области). На основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.08.2008 № 418н «Об утверждении Порядка организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения» территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляют контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий. Указом Губернатора Оренбургской области от 05.07.2010 № 128-ук министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области реорганизовано путем разделения в министерство здравоохранения Оренбургской области и министерство социального развития Оренбургской области. Сведения об образовании министерства здравоохранения Оренбургской области внесены в ЕГРЮЛ 05.10.2010. Факт внесения сведений в ЕГРЮЛ означает лишь регистрацию в качестве юридического лица, а не подтверждение полномочий по осуществлению публично-правовых отношений, как органа исполнительной власти субъекта РФ. Министерство здравоохранения Оренбургской области с 05.07.2010 по 05.10.2010 осуществляло полномочия органа исполнительной власти в сфере здравоохранения на территории Оренбургской области: рассматривало обращения граждан, проводило проверки по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения и т.д., что подтверждается приказом директора департамента здравоохранения - первого заместителя министра здравоохранения и социального развития Оренбургской области от 05.08.2010 г. № 560 о проведении внеплановой проверки МУЗ «МГКБСМП №1» по жалобе ФИО4; актом проверки отделом организационно-методической работы, стандартизации и контроля качества медицинской помощи управления лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения № 28 от 13 августа 2010 г.. Тем самым именно Министерство здравоохранения Оренбургской области осуществляло на территории Оренбургской области полномочия органа исполнительной власти в сфере здравоохранения до 05.10.2010 г.. Из материалов дела видно, что по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в первой половине 2010 года министерству здравоохранения и социального развития Оренбургской области Управлением выдавались предписания об устранении нарушений законодательства: Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»; В последующем, в связи с реорганизацией министерства проверки по исполнению ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений не проводились. Так, 19 августа 2010 года Министру здравоохранения Оренбургской области выдано предписание № П-90/10 об устранении нарушений, допущенных при организации контроля за качеством оказания медицинской помощи в ММУЗ «Муниципальная городская клиническая больница имени Н.И. ПИРОГОВА» в связи с обращением ФИО14. По исполнению предписания министерством представлена информация о совершенствовании системы рассмотрения обращений граждан в соответствии с Федеральными законами № 59-ФЗ и 294-ФЗ. Издан приказ Министерства здравоохранения Оренбургской области от 06.08.2010 № 564 «О дальнейшем совершенствовании системы по работе с обращениями граждан». 30.12.2010 Министру здравоохранения Оренбургской области выдано предписание № П-123/10 об устранении нарушений, допущенных при организации контроля за качеством оказания медицинской помощи в ММУЗ «Муниципальная городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1» в связи с обращением ФИО15. В Управление Росздравнадзора по Оренбургской области предоставлена информация об устранении выявленных нарушений и проведении совещания по вопросам контроля за соответствием качества медицинской помощи установленным стандартам. Из акта проверки органом государственного контроля (надзора) министерства здравоохранения Оренбургской области № 49 от 28 февраля 2011 г. видно, что на основании приказа заместителя руководителя Управления Росздравнадзора по Оренбургской области ФИО16 от 10.02.2011 г. № 55-П в период с 14.02.2011 г. по 28.02.2011 г. по адресу: <адрес> была проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений от 19.08.2010 г. № П-90/10, от 30.12.2010 г. № П-123/10 в отношении министерства здравоохранения Оренбургской области. Министр здравоохранения Оренбургской области ФИО17 был уведомлен о проведении проверки 10.02.2011 по телефону; 11.02.2011 ему под роспись была вручена копия приказа о проведении проверки с 14.02.2011, о чем имеется его роспись в приказе № 55-П от 10.02.2011 г.. В связи с недостаточностью времени проверки, установленной приказом от 10.02.2011, приказом от 15.02.2011 были внесены изменения в сроки проведения проверки с 14.02.2011 по 03.03.2011. Копия приказа была направлена в Министерство здравоохранения Оренбургской области факсимильной связью, о чем имеется отчет об отправке сообщения от 17 февраля 2011 г.. Тем самым приказа о продлении сроков проверки Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области не выносилось, а руководитель Министерства здравоохранения Оренбургской области был надлежаще извещен о проведении проверки и изменении срока проведения проверки. На мероприятия, проводимые в отношении органов исполнительной власти, нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются. Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области порядок и сроки проведения проверки, установленные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.08.2008 № 418н «Об утверждении Порядка организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения», не нарушены. 28 февраля 2011 года Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области Министру здравоохранения ФИО17 было выдано предписание № П-11/11 о привлечении к ответственности должностных лиц министерства здравоохранения Оренбургской области и указано, что в результате проверки выявлены нарушения обязательных требований при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения: 1. В нарушение ст. 5.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращения граждан направляются в лечебно-профилактические учреждения, действия которых обжалуются. Ответ заявителю дается на основании информации, предоставленной ЛПУ. 2. В нарушение ч. 1 ст. 61 Основ законодательства в ответах на обращения родственников без согласия пациентов, разглашаются сведения о фактах обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при их обследованиях и лечении. 3. В нарушение п. 2 ст. 10, п. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лип и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» внеплановые проверки по обращениям граждан, содержащим сведения о причинении или угрозе причинения вреда жизни и здоровью, не проводятся; без распоряжения о проведении внеплановой проверки в лечебно-профилактические учреждения направляются запросы о предоставлениимедицинской документации. 4. В нарушение п. 4 типовой формы распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя), утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля» в распоряжениях о проведении проверок отсутствуют ссылки на реквизиты обращений граждан. Таким образом, Комиссия обоснованно пришла к выводу, что предписания Управления Росздравнадзора по Оренбургской области не исполнены; продолжают иметь место системные нарушения федерального законодательства при рассмотрении обращений граждан на качество оказания медицинской помощи. В связи с чем, Министру здравоохранения Оренбургской области выдано предписание о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения законодательства, к дисциплинарной ответственности. Информация о нарушениях направлена в прокуратуру и губернатору Оренбургской области. Данные меры Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области приняты в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.08.2008 № 418н «Об утверждении Порядка организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения». Нарушений ч. 4 ст. 10, ст. 14, п. 6 ст. 15, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при вынесении Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области предписания в адрес Министерства здравоохранения Оренбургской области судом не установлено. Тем самым оснований для применения п. 5 ч. 2 ст. 20 вышеуказанного Федерального закона не имеется. При таких обстоятельствах заявление Министерства здравоохранения Оренбургской области удовлетворению не подлежит. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.254-258, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Министерства здравоохранения Оренбургской области о признании незаконными акта проверки и предписания Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Оренбургской области № П-11/11 от 28 февраля 2011 оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Полный текст решения изготовлен: 27 апреля 2011 года.
Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».