РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Оренбург 27 апреля 2011 года Ленинский районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего судьи Нуждина А.В., при секретаре: Щеголеве Н.Н., с участием: представителя истца Масаловой О.Н., представителя ответчика Бахмутова В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокуратуры г. Оренбурга о признании недействующими статей 73, 75 и 86 Регламента Оренбургского городского Совета, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года № 55 «Об утверждении регламента Оренбургского городского Совета», УСТАНОВИЛ: Прокуратура г. Оренбурга обратилась в суд с заявлением указав, что Решением Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года № 55 утвержден Регламент Оренбургского городского Совета. Статьи 73, 75, 86 Регламента не соответствуют требованиям федерального и областного законодательства, содержат коррупциогенные факторы, в связи с чем должны быть признаны недействующими и не подлежащими применению. В соответствии со статьей 73 Регламента, депутату Оренбургского городского Совета, по его письменному обращению на имя главы администрации города Оренбурга, в течение 30 дней предоставляется служебное нежилое помещение (далее - помещение) для размещения приемной граждан (ч. 1). Помещения для размещения приемных граждан депутатов предоставляются безвозмездно в пределах 28 квадратных метров. По желанию депутата Совета ему может быть предоставлено помещение сверх предусмотренной нормы на платной основе, в порядке, установленном для сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений (ч. 3). В соответствии со статьей 75 Регламента, предоставление помещений депутатам осуществляется Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга, из числа свободных в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, на основании правового акта администрации города Оренбурга (ч. 1). Передача помещения депутату производится по акту приема-передачи, который подписывается депутатом и полномочным представителем Комитета по управлению имуществом города Оренбурга (ч. 2). По окончании полномочий депутата Оренбургского городского Совета служебное помещение подлежит возврату депутатом Комитету по управлению имуществом города Оренбурга (ч. 3) Из системного толкования данных норм следует, что в случае необходимости в помещении для исполнения полномочий депутата, депутат обращается с заявлением в администрацию города о выделении помещения. Решение о предоставлении помещения депутату принимается главой администрации города без проведения торгов, муниципальное имущество предоставляется в безвозмездное пользование, либо, в случае предоставления помещения более 28 кв.м., в аренду. Указанные нормы противоречат ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой установлено, что заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Частью 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлен перечень исключений из данной нормы, а именно перечень субъектов с которыми договор безвозмездного пользования может быть заключен без проведения торгов. Данным перечнем установлена возможность передачи муниципального имущества без проведения торгов органам местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции), но не депутатам представительного органа местного самоуправления. Введение в действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является составляющей комплекса мер, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008 N Пр-1568, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере. Данная норма направлена на единообразную регламентацию, унификацию использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на это имущество, а также преимущественное использование механизма аукционных торгов при распоряжении государственным и муниципальным имуществом. Действия ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», распространяется не только на правоотношения хозяйствующих субъектов, но и на любые иные правоотношения, которые возникают в сфере распоряжения государственным или муниципальным имуществом, о чем свидетельствует содержание пунктов 1-13 части 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которых установлен перечень субъектов, ряд которых не относится к хозяйствующим субъектам, которым муниципальное имущество предоставляется без проведения торгов. Статьи 73 и 75 Регламента содержат коррупциогенный фактор, так как создают возможность к передаче муниципального имущества в пользование без проведения конкурсных процедур, с нарушением норм федерального законодательства. Статья 86 Регламента является незаконной и неподлежащей применению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 86 Регламента, должностные лица, к которым обращен запрос, признанный городским Советом депутатским, обязаны лично направить ответ на него в порядке и сроки, указанные в решении Совета по данному вопросу. Указанной нормой закреплено право депутатов либо группы депутатов устанавливать сроки рассмотрения депутатских запросов по своему усмотрению. Статья 86 Регламента противоречит ст. 18 Закона Оренбургской области от 04.09.1996 "О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области", согласно которой должностное лицо, которому направлен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании представительного органа муниципального образования) или письменной форме в срок до 30 дней со дня его получения. В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 04.09.1996 "О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области", статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим областным Законом. Федеральным и областным законодательством не предусмотрена возможность изменения муниципальным правовым актом сроков рассмотрения депутатских запросов. Содержание статьи 86 Регламента не является однозначным, может быть трактоваться с различным смыслом, то есть на усмотрение лиц, в связи с чем является незаконным. Кроме того, содержит коррупционгенный фактор, так как устанавливает возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления либо их должностных лиц (пункта «в» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных, Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96) Просили суд признать статьи 73, 75, 86 Регламента Оренбургского городского Совета, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года № 55 «Об утверждении регламента Оренбургского городского Совета» противоречащими Федеральному законодательству, Областному законодательству и недействующими с 02.07.2008 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 30.06.2008 года № 108 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ходе судебного заседания представитель заявителя прокуратуры г. Оренбурга Масалова О.Н., действующая на основании удостоверения, требования заявления поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Представитель Оренбургского городского совета Бахмутов В.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявления, предоставил письменный отзыв. Выслушав мнение сторон участников процесса, изучив представленные материалы, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Решение Оренбургского городского Совета от 22 августа 2006 года № 55 был утвержден Регламент Оренбургского городского Совета. Указанное решение вступило в законную силу с момента его подписания. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Регламент Оренбургского городского Совета издан в установленном порядке представительным органом местного самоуправления и содержит нормы обязательные для неопределенного круга лиц, которые рассчитаны на неоднократное применение, а так же на урегулирование правоотношений. Кроме того, в соответствии со ст. 1 Постановления Оренбургского городского Совета от 28.02.1997 года № 74 «Об официальном издании и опубликовании правовых актов Оренбургского городского Совета» считать официальным и периодическим изданием Оренбургского городского Совета Вестник Оренбургского городского Совета». Статьей 2 вышеуказанного Постановления закреплено, что официальным опубликованием решения Совета, постановления и распоряжения Главы г. Оренбурга считается публикация его полного текста в газете «Вечерний Оренбург» или Вестнике Оренбургского городского Совета. Как следует из представленных документов, официальный текст Регламента Оренбургского городского Совета опубликован в «Вестнике Оренбургского городского Совета», 2006 № 3 часть 2. Учитывая совокупность вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Регламент Оренбургского городского Совета является нормативным правовым актом. В соответствии со статьей 73 Регламента - депутату Оренбургского городского Совета, избранному по одномандатному избирательному округу, на территории его избирательного округа по его письменному обращению на имя главы администрации города Оренбурга, в течение 30 дней предоставляется служебное нежилое помещение (далее помещение) для размещения приемной граждан. Помещения для размещения приемных граждан депутатов предоставляются в зданиях, являющихся собственностью города Оренбурга. Помещения для размещения приемных граждан депутатов предоставляются безвозмездно в пределах 28 квадратных метров. По желанию депутата Совета ему может быть предоставлено помещение сверх предусмотренной нормы на платной основе, в порядке, установленном для сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений. Статья 75 Регламента устанавливает, что предоставление помещений депутатам осуществляется Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга, из числа свободных в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, на основании правового акта администрации города Оренбурга. Передача помещения депутату производится по акту приема-передачи, который подписывается депутатом и полномочным представителем Комитета по управлению имуществом города Оренбурга. По окончании полномочий депутата Оренбургского городского Совета служебное помещение подлежит возврату депутатом Комитету по управлению имуществом города Оренбурга, по акту приема-передачи в состоянии, аналогичном состоянию в котором данное помещение было предоставлено ранее депутату для размещения приемной граждан. В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество: 1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу; 2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации; 3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям; 4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; 5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам; 6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения; 7) для размещения объектов почтовой связи; 8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; 9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона; 10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта; 11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается); 12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом; 13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, законодателем установлен исчерпывающий перечень исключений, при которых возможно заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Указанной нормой не предусмотрено исключение в отношении депутатов представительного органа местного самоуправления. Согласно п. «з» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами, устанавливающими возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является выборочное изменение объема прав - отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага). Следовательно, установленные ст. ст. 73, 75 Регламента основания и порядок предоставления служебного нежилого помещения для размещения приемной граждан не может быть признан судом законным. В соответствии со ст. 86 Регламента - должностные лица, к которым обращен запрос, признанный городским Советом депутатским, обязаны лично направить ответ на него в порядке и сроки, указанные в решении Совета по данному вопросу. В то же время как следует из ст. 18 Закона Оренбургской области от 04.09.1996 года «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области», должностное лицо, которому направлен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании представительного органа муниципального образования) или письменной форме в срок до 30 дней со дня его получения. В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 04.09.1996 года «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области», статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим областным Законом. Установление иных, отличных от установленных областным законодательством, сроков рассмотрения депутатских запросов может повлечь привлечение должностных лиц к административной ответственности за неисполнение депутатского запроса, в соответствии со ст. 59 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области». Таким образом, указанной нормой Регламента устанавливается не предусмотренная законодательством возможность устанавливать сроки на усмотрение депутатов, с возможностью сокращения указанных сроков по усмотрению депутата. Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части. По своему содержанию статья 86 Регламента не является однозначной, может различно трактоваться депутатами, направляющими запрос. Следовательно, установленные ст. 86 Регламента требования также не могут быть признаны судом законным. Кроме того, суд отмечает, что в ст. ст. 73, 75 Регламента после официального опубликования вносились изменения. Данные изменения внесены Решением Оренбургского городского Совета от 17.08.2010 года № 1144 «О внесении изменений в решение Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года № 55» и Решением Оренбургского городского Совета от 29.11.2010 года № 49 «О внесении изменений в отдельные решения Оренбургского городского Совета». В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Учитывая, что изменения в оспариваемые нормы не были опубликованы в установленном законом порядке, они являются недействующими и не подлежащими применению. Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27 января 2004 года № 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации», нормативные правовые акты, которые могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства, противоречащие федеральным законам, должны признаваться судами общей юрисдикции недействующими со дня вступления решения суда в законную силу или иного указанного судом времени. Учитывая, что Федеральный закон от 30.06.2008 года № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в законную силу 02.07.2008 года, суд приходит к выводу о признании статей 73, 75 и 86 Регламента Оренбургского городского Совета, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года № 55 «Об утверждении регламента Оренбургского городского Совета» противоречащими федеральному законодательству и областному законодательству и недействующими, именно, с указанной даты. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокуратуры г. Оренбурга о признании недействующими статей 73, 75 и 86 Регламента Оренбургского городского Совета, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года № 55 «Об утверждении регламента Оренбургского городского Совета», удовлетворить. Признать статьи 73, 75, 86 Регламента Оренбургского городского Совета, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года № 55 «Об утверждении регламента Оренбургского городского Совета», противоречащими Федеральному законодательству, Областному законодательству и недействующими с 02.07.2008 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 30.06.2008 года № 108 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней с момента его изготовления судом в окончательном виде. Судья: подпись Мотивированное решение судом изготовлено 10.05.2011 года Судья: Секретарь: