Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2011 года г. Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбург в составе:
председательствующего судьи Князевой О.М.,
при секретаре Зиновьевой Е.В.,
с участием истца Сафарова И.Б.,
представителя ответчика Кожемякиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафарова И.Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании незаконным в части решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Сафаров И.Б. обратился в суд к УПФ РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге, указав что он ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Однако решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения военной службы.
Сафаров И.Б. с данным решением не согласился.
Истец просил суд:
В судебном заседании истец Сафаров И.Б. уточнил исковые требования. Просил суд признать решение УПФ РФ в г.Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части не включения периода прохождения срочной военной службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02.00.00); просил суд включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период прохождения срочной военной службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02.00.00); обязать УПФ РФ в г.Оренбурге назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика Кожемякина О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29), против удовлетворения исковых требований возражала.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сафаров И.Б. обратился в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением начальника УПФР в г. Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ Сафарову И.Б. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Согласно данного решения, продолжительность страхового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, составила 23 года 20 дней, требуется 25 лет.
При этом в указанный стаж не был засчитан следующий период, оспариваемый истцом:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02.00.00) - период прохождения военной службы, так как определение права на досрочную трудовую пенсию производится в строгом соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781. Названный нормативный акт не предусматривает возможность зачета в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов службы в Советской Армии. Кроме того, п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516), содержит исчерпывающий перечень периодов, которые выполняются постоянно в течение полного рабочего дня и засчитываются в стаж в календарном порядке. Служба в их числе не предусмотрена.
Основным документом, подтверждающим стаж работы для назначения пенсий, является трудовая книжка.
По спорному периоду из трудовой книжки Сафарова И.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он был призван на действительную военную службу; ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас из резервов Советской армии (л.д. 9).
Также трудовая книжка подтверждает, что Сафаров И.Б. осуществлял педагогическую деятельность, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал учителем физвоспитания и труда в Юзеевской восьмилетней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал воспитателем в школе-интернате № г.Оренбурга; ДД.ММ.ГГГГ переведен с должности воспитателя на должности учителя физкультуры, где работает по настоящее время (л.д. 10-11).
Прохождение службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается также военным билетом АЕ №.
Согласно свидетельства о перемене фамилии, имени, отчества 1-РЖ № от ДД.ММ.ГГГГ Сафаров Р.Б., родившийся ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> ТССР переменил имя на И. (л.д. 26).
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, по инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года установлено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 9 часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства от 22.09.1993 г. № 953 утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».
Согласно Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», следует, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается …служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции (пп. «г» п.1 Положения).
Сафаров И.В. был призван на действительную военную службу и направлен в часть ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа МО СССР № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы, что подтверждается военным билетом АЕ № (л.д. 20).
Согласно п. 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно ст. 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации… включается в общий трудовой стаж.
Согласно решения начальника УПФ РФ (ГУ) в г.Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ Сафарову И.Б. было засчитано в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, 23 года 20 дней из необходимых 25 лет, что составляет более 2/3 стажа.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период нахождения истца на службе по призыву в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02.00.00) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению. В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости подлежит включению указанный выше период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02.00.00). С учетом засчитанных ответчиком периодов 23 года 20 дней и засчитанных судом двух лет, всего стаж работы истца составляет 25 лет 20 дней, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Таким образом, суд приходит к выводу, что необходимо обязать ответчика назначить Сафарову И.Б. трудовую досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сафарова И.Б. - удовлетворить.
Признать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части не включения Сафарову И.Б. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующий период:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02.00.00) - период прохождения военной службы.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить Сафарову И.Б. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующий период:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02.00.00) - период прохождения военной службы.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить и выплачивать Сафарову И.Б. досрочную трудовую пенсию по старости начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Князева О.М.
Полный текст решения изготовлен: 13.05.2011 г.
Судья: