РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2011 года
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе:
председательствующего судьи Чадова А.А.,
при секретаре Никиткиной Е.А.,
с участием истца Ахметшиной А.Р.,
представителя ответчика: Дегтевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметшиной А.Р. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге о включении в трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
УСТАНОВИЛ:
Ахметшина А.Р. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для получения досрочного пенсионного обеспечения, так как осуществляет лечебную и медицинскую деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения более 30 лет.
Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге ответило ей отказом. С данным отказом она категорически не согласна.
В трудовой стаж не засчитаны следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитатель ясельной группы ясли-сада № «...». На работу в ясельную группу постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 включается работа за период до 01.01.1992 г., принимали только медицинских сестер.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинская сестра ....
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации.
В соответствие со ст.173, 174 ТК РФ во время учебного отпуска сохраняется заработная плата за работником, работодателем в эти периоды времени производились отчисления в Пенсионный фонд, уплачивались страховые взносы. Данные периоды включаются в трудовой стаж.
Просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге назначить и провести выплату ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской и лечебной деятельностью с момента подачи заявления в Пенсионном фонде.
До начала судебного заседания истица уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге об отказе в зачете в трудовой стаж периодов работы, указанных в п.2 решения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге об отказе в назначении досрочной пенсии по старости. В остальной части требования оставила неизменными.
В судебном заседании истица Ахметшина А.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – Дегтева А.В., действующая по доверенности, возражала в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в иске просила отказать.
Заслушав пояснения истицы. представителя ответчика, изучив материалы дела. Суд приходит к следующему выводу:
Согласно трудовой книжки, истица с ДД.ММ.ГГГГ принята воспитателем ясельной группы в сад-ясли № Оренбургского производственного объединения «...», с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, с ДД.ММ.ГГГГ принята в здравпункт ... медсестрой, с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.
Установлено по материалам пенсионного дела, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Начальника УПФ РФ в г. Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ. Ахметшиной А.Р. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинская сестра ясельной группы в № ПО «...», так как перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в разделах «Наименование учреждений» предусмотрены «ясли-сады». Наименование должности «воспитатель ясельной группы» не предусмотрено разделом «Наименование должностей» указанного перечня;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинская сестра здравпункта на ..., так как пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных потановлением Правительство РФ от 22.09.1999 г. № 1066, в числе структурных подразделений предусмотрены фельдшерский здравпункт, врачебный здравпункт. «Здравпункт» в числе структурных подразделений не предусмотрен;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без сохранения заработной платы,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – иные периоды (3 дня на похороны), так как согласно п.5 Разъяснения Минтруда РФ №5 от 22.05.1996 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, начиная с 12.07.2002 г. определен Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516. Пунктом 5 указанным Правил определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих зачету в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, на курсах повышения квалификации и иные периоды Правилами не предусмотрены, в связи с чем не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Кроме того, в данные периоды не осуществлялась работа, дающая право на досрочное назначение пенсии.
Отказано Ахметшиной А.Р. в назначении пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требуется 30 лет, по представленным документам, стаж, дающий право на пенсию составляет ... года ... месяцев ... дней.
В части требований включения в специальный стаж истицы периодов работы в должности медицинской сестры здравпункта на Оренбургском производственном шелковом объединении, суд считает следующее.
Согласно трудовой книжки истицы, приказа о приеме на работу №-а от ДД.ММ.ГГГГ и увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ, личной карточки работника формы Т-2, а также справки № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер работы, истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на ... на ... ставку в должности медицинской сестры здравпункта.
В соответствии с п/п.20 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 05.12.2001г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01. 2004 г. № 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в действовавшей в тот момент редакции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, действовавшим с 1 ноября 1999 г. до вступления в действие Постановления Правительства РФ № 781, также был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066), а также пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) установлено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также …врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Пунктом 3 Постановления от 22 сентября 1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, действовавшее до 22 сентября 1993 г., предусматривало включение в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в качестве медицинских сестер (всех независимо от наименования должности) больничных учреждений всех типов и наименований, здравпунктов, санитарно-эпидемиологических станций.
Довод ответчика о невозможности зачета периодов работы истицы в должности заведующего здравпунктом, старшего фельдшера здравпункта в трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду того, что здравпункты не предусмотрены в числе структурных подразделений, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствие с Правилами от 22.09.1999 г. № 1066 и Правил от 29.10.2002 г. № 781, суд отклоняет в силу следующего:
Приказом Минздрава РФ от 3 ноября 1999 г. № 395 утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, пунктом 15 которого установлено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.Таким образом, законодатель определил общее наименование структурного подразделения, отнесенного к учреждениям здравоохранения (здравпункт), поставив его вид в зависимость от наличии врача или фельдшера в его штате (врачебный или фельдшерский). При этом работа как в том, так и в другом здравпункте предоставляет лицу право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствие с п.1 Правил от 22.09.1999 г. № 1066 и п.6 Правил от 29.10.2002 г. № 781, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что наименование здравпункта, как структурного подразделения (врачебный или фельдшерский) не является юридически значимым для определения права лица на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в зачете в трудовой стаж, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости периода работы истицы в должности медицинской сестры здравпункта ..., поскольку вышеуказанными нормативными актами должность медицинской сестры здравпункта отнесена к категории среднего медицинского персонала, наделенного правом досрочного пенсионного обеспечения в соответствие с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 и постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Иных оснований для отказа в зачете указанного периода работы истицы в трудовой стаж, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости решение ответчика не содержит, а факт работы истицы в указанной должности ответчиком не оспаривался и подтверждается представленными доказательствами.
Также суд находит подлежащими удовлетворению и требования истицы о зачете в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
При этом суд принимает во внимание п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в соответствии с которым в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истица находилась на курсах повышения квалификации как в период действия КЗоТ РСФСР, так и в период действия ТК РФ.
В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствие со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Так, согласно ст. 63 ч. 9 п. 3 Основ РФ об охране здоровья граждан, порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами Министерства здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.
Согласно справки МУЗ «МГКБ №», Ахметшина А.Р. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы, с ее заработной платы осуществлялись отчисления в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ахметшиной А.Р. в части зачета оспариваемых периодов в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Между тем, требования Ахметшиной А.Р. о зачете в ее трудовой стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и иных периодов, удовлетворению не подлежат, поскольку пунктом 4 и 5 названных выше Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, возможность зачета указанных периодов в трудовой стаж не предусмотрена. В силу ст.128 Трудового кодекса Российской Федерации, иные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 дня на похороны), в зачете которых в трудовой стаж истицы ответчиком отказано, также отнесены отпусками без сохранения заработной платы, предоставляемым работодателем работнику по его письменному заявлению при наличии уважительных причин, в том числе в случаях смерти близких родственников.
Таким образом, периоды нахождения истицы в отпусках без сохранения заработной платы не подлежат зачету в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В удовлетворении требований об обязании ответчика засчитать в трудовой стаж период работы в должности воспитателя ясельной группы ясли-сада № ПО «...» суд считает необходимым отказать в силу следующего:
Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим в спорный период до 01.10.1993 г., постановлено, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначаются учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению.
Разделом «Наименование учреждений, организаций» Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения, предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады. Разделом «наименование должностей» предусмотрены воспитатели, педагоги-воспитатели.
В разделе 2, подразделе 1 названного Перечня, предоставляющем право на пенсию за выслугу лет врачам и другим медицинским работникам, среди лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений также поименованы детские ясли, детские сады, объединенные ясли – сады. Разделом «наименование должностей» предусмотрена должность медицинской сестры. Должности воспитателя названным Перечнем не предусмотрено.
Как следует из трудовой книжки Ахметшиной А.Р., истица в спорный период работала в должности воспитателя ясельной группы.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 июля 2005г. №440, изданным в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации тождество наименований должности «воспитатель ясельной группы», наименованию должности «воспитатель», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлялось лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (в редакции, действовавшей до 30.12.2008 г.) утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781.
Лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, обладали правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствие с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона (в редакции, действовавшей до 30.12.2008 г.).
Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ подпункты 10, 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признаны утратившими силу, а пункт 1статьи 27 дополнен, в том числе, подпунктом 19, по которому правом на досрочную пенсию по старости обладают лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста и подпунктом 20, предоставляющим право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из пенсионного дела следует, что Ахметшина А.Р. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в связи с чем спорный период ее работы не может быть засчитан в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, поскольку названная работа предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение лишь в связи с педагогической деятельностью.
Суммирование периодов работы, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», Правилами
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, и устанавливающими порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - не предусмотрено.
Довод истицы о том, что в спорный период на должность воспитателей ясельных групп принимали только медицинских сестер, каковой она является по специальности, судом отклоняется, поскольку законодателем право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не со специальностью работника и наличием у него определенной квалификации, а характером выполняемой работы.
Отклоняется как необоснованный довод истицы и о том, что выполняемая ею в спорный период работа тождественна работе медицинской сестры.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Между тем, действующее законодательство, как и пункт9 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, на которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
С учетом включения указанных периодов работы, специальный стаж истицы составляет: ... года ... месяцев ... дней, что засчитано ответчиком + ... лет ... месяца ... дня, что засчитано судом на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии = ... лета ... месяцев ... дней, что недостаточно для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости на основании п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что без учета оспариваемого периода работы в должности воспитателя ясельной группы ясли-сада № ПО «...», а также периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, у истицы отсутствует необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж, правовых оснований для назначения Ахметшиной А.Р. льготной трудовой пенсии в соответствии с п.п.20 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ахметшиной А.Р. - удовлетворить частично.
Признать Решение Начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ № Ахметшиной А.Р. незаконным в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии периодов работы, в том числе:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинская сестра здравпункта на Оренбургском производственном шелковом объединении;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге включить Ахметшиной А.Р. в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии указанные периоды работы.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья: подпись