Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2011 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием заявителя Глиновой О.А. её представителя Филяниной В.И., заявителя Галиева И.Ф. его представителя и представителя Ефремкиной Г.В. - Суриной О.А., представителя администрации г.Оренбурга - Жебель О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Галиева И.Ф., Ефремкиной Г.В., Глиновой О.А. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Гущиной О.А. , Курапова П.В. об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти,
У С Т А Н О В И Л:
Галиев И.Ф., Ефремкина Г.В., и Глинова О.А. действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Гущиной Е.В., Курапова П.В. обратились в суд в порядке предусмотренном гл.25 ГПК РФ с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, указав следующее.
Глинова О.А. , Галиев И.Ф., Ефремкина Г.В., являются жильцами ..., согласно свидетельств о государственной регистрации права принадлежит Глиновой О.А. (... свидетельство о праве ... от ...), Курапову П.В. (..., свидетельство о праве ... от ...), Гущиной О.А. (..., свидетельство о праве ... от 3 ...).
Квартиру ... по договору социального найма занимает Ефремкина Г.В.. Вместе с ней зарегистрированы и проживают: внук Маслов Д.В., дочь Усанова И.А., зять Черненко И.А., внучка Черненко И.А., внучка Усанова А.С..
Квартиру ... по договору социального найма занимает Галиев И.Ф..
Квартира ... находится в частной собственности у неизвестных для них лиц.
Межведомственной комиссией администрации г.Оренбурга их дом признан аварийным, не пригодным для проживания и подлежащим сносу. Наниматели и собственники квартир в доме по ... в 2009году были вызваны в Администрацию г. Оренбурга для подписания соглашения о предоставлении другого равноценного по площади жилья взамен изымаемого. Отказались от подписания такого соглашения только собственники квартиры ..., требуя от Администрации г.Оренбурга предоставления двух однокомнатных квартир. Администрация г.Оренбурга не вносит их дом в списки на расселение, мотивируя это тем, что не получено согласие всех собственников и нанимателей квартир. Предлагает им самим решать вопрос с собственниками квартиры ...
В данном случае Администрация г. Оренбурга бездействует. В доме невозможно жить. Повсюду трещины несущих конструкций, которые увеличиваются с каждым днём, подвальное помещение затоплено нечистотами, канализация не работает поскольку её восстановление опасно для жизни как ремонтных служб так и жильцов дома. В квартирах на стенках грибок от влажности. Они боятся за свою жизнь и за жизнь своих близких. Ссылка Администрации г.Оренбурга на то, невозможность их расселения обусловлена отказом собственников квартиры ... на подписание соглашения о предоставлении им другого, равноценного по площади жилья, а также возложение решения данного вопроса на других собственников и нанимателей жилых помещений - несостоятельна. Как видно из вышесказанного, у Администрации г.Оренбурга для этого имеется права и законные основания в разрешении данного вопроса.
Просили суд действия (бездействия) Администрации г. Оренбурга признать незаконными, обязать Администрацию г. Оренбурга принять меры для скорейшего расселения дома.
В ходе рассмотрения дела, заявленные требования были уточнены. Заявители просили признать незаконным бездействие Администрации г. Оренбурга по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, и обязать Администрацию г.Оренбурга направить собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в доме ..., требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции в разумный срок, а по истечению предоставленного срока - принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения путем выкупа.
В судебном заседании заявитель Глинова О.А. и её представитель Филянина В.И., действующая по доверенности, заявленные уточненные требования поддержали.
В судебном заседании заявитель Галиев И.Ф. и его представитель являющаяся так же представителем Ефремкиной Г.В. действующая на основании доверенностей - Сурина О.А., поддержали заявленные уточненные требования, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации г.Оренбурга Жебель О.В., действующая по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что Галлиев И.Ф. и Ефремкина Г.В. не являются собственниками помещений. Пояснила, что действительно решением межведомственной комиссии от ... дом был признан непригодным для проживания, и подлежащим сносу. Между тем, вопрос о выкупе жилых помещений либо предоставлении жильцам данного дома иных жилых помещений не решен до настоящего времени, поскольку иные сособственники отказались. Последствием такого отказа явилась невозможность включения жилого дома в периодически утверждаемую администрацией города программу, а следовательно и отсутствие финансирования на вышеуказанные цели.
В судебное заседание не явилась извещенная надлежащим образом Ефремкина Г.В., в своем заявлении к суду, направленном посредством представителя Сурниной О.А., просила рассмотреть дело в её отсутствие. Судом на основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц вынесено определение о рассмотрении дела в её отсутствие.
Заслушав заявителей и их представителей, представителя Администрации г. Оренбурга, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Глинова О.А. , Галиев И.Ф., Ефремкина Г.В., являются жильцами дома .... Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела справками ЗАО «Оренбургская техинформкомпания».
При этом, согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРП от 14.04.2011г., права собственности зарегистрированы лишь:
на квартиру ..., по ... в праве за Глиновой О.А., Кураповым П.В., Гущиной Е.В.;
на квартиру ..., по ... в праве за Турушевой В.К. и Кустиковой Л.С..
Квартиру ... по договору социального найма занимает Ефремкина Г.В.. Вместе с ней зарегистрированы и проживают: внук Маслов Д.В., дочь Усанова И.А., зять Черненко В.А., внучка Черненко И.А., внучка Усанова А.С..
Квартиру ... по договору социального найма занимает Галиев И.Ф..
Данное обстоятельство, а так же право проживания вышеуказанных лиц сторонами в судебном заседании не оспаривалось. Каких либо иных доказательств нахождения квартир ... вышеуказанного дома в собственности проживающих в ней либо иных лиц сторонами не заявлено и не представлено.
Из ответа данного 23.03.2011г. Управлением жилищной политики администрации г.Оренбурга, судом установлены следующие обстоятельства. Заключением межведомственной комиссии администрации г.Оренбурга от 03.08.2006 года данный дом ... Литер АА1А2 по ... признан, не пригодным для постоянного проживания и включен в список непригодных для проживания граждан жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования «город Оренбург». Наниматели и собственники квартир в доме по ... в 2009 году вызывались в Администрацию г. Оренбурга для подписания соглашения о предоставления другого равноценного по площади жилья взамен изымаемого. Отказались от подписания такого соглашения только собственники квартиры .... Данное обстоятельство следует из пояснений сторон, ими не оспаривалось и в силу ст.68 ГПК РФ так же принимается в качестве установленного обстоятельства.
В соответствии с положениями статьи 32 ЖК РФ,
1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенным в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности,, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2009г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2009г.) указано, что в соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.
Согласно подпункту «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
В постановлении Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», в разделе «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения» пункты 10-22, в пункте 22 разъяснено следующее:
Судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе, исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии, применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу решением межведомственной комиссии от 03.08.2006г., что подтверждает бездействие со стороны администрации г. Оренбурга по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, и что является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Доводы администрации г. Оренбурга, изложенные в судебном заседании, а также в сообщении на обращение Глиновой О.А., в обоснование бездействия органа местного самоуправления, не заслуживают внимания, так как противоречат правовой позиции, изложенной по данному вопросу в законодательстве Российской Федерации и руководящих разъяснениях Верховного Суда РФ о его применении. При этом суд исходит из того, что администрация муниципального образования г.Оренбург нуждается в изъятии и сносе аварийного дома, поскольку имеет заинтересованность в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Довод о бездействии администрации по причине несогласия собственников квартиры ... с предоставлением им другого жилого помещения взамен аварийного жилья не имеет существенного значения и не может являться основанием нарушения прав истцов. Каких либо письменных доказательств соглашения о предоставлении в собственность иного жилого помещения, предъявления требования о сносе, реконструкции аварийного строения либо их неподписании со стороны Глиновой О.А. ответчиком не представлено. Не представлено и доказательств принятия каких либо мер по обращению к собственникам с требованием о принудительном выкупе принадлежащих им помещений в судебном порядке, в то время как подобная форма защиты права является единственно возможной при наличии обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
Таким образом, при анализе в совокупности вышеприведенных нормативных положений и разъяснений с материалами дела, требования, заявленные Глиновой О.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, подлежат удовлетворению, поскольку они являются сособственниками жилого помещения - квартиры ... г. Оренбурга, что подтверждается правоустанавливающими документами и пояснениями представителя администрации г. Оренбурга.
Требования, заявленные Галиевым И.Ф. и Ефремкиной Г.В., поддержанные их представителем Сурниной О.А., удовлетворению не подлежат, так как в судебном заседании установлено и не оспаривалось указанными лицами, что Галиев И.Ф. и Ефремкина Г.В. являются нанимателями жилых помещений, соответственно, квартир ... в вышеуказанном доме - по договору социального найма, и в собственность им администрацией г. Оренбурга указанные жилые помещения не передавались, в то время как защита права в порядке предусмотренном ст.32 ЖК РФ предоставлена законом только собственникам.
Между тем, их право проживания в отвечающем требованиям жилом помещении может быть реализовано в ином порядке предусмотренном нормами Жилищного Кодекса РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Глиновой О.А. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Гущиной О.А. , Курапова П.В. об оспаривании бездействия администрации г.Оренбурга удовлетворить.
Обязать администрацию г.Оренбурга обратиться к собственникам квартиры ... жилого дома расположенного по адресу ... с требованиями о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществят снос или реконструкцию указанного дома, решить вопрос об изъятии, для муниципальных нужд помещений квартир ... вышеуказанного жилого дома, и занимаемого им земельного участка.
В удовлетворении требований заявления Галиева И.Ф., Ефремкиной Г.В. о признании незаконным бездействия администрации города Оренбурга - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:...
...
...