о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2011 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Князевой О.М.,

при секретаре Зиновьевой Е.В.,

с участием помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области Ладиковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Альтаир 2007» о признании бездействия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Альтаир 2007», указывая, что прокуратурой Оренбургского района Оренбургской области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране труда, в ходе которой было установлено, что ООО «Альтаир 2007» требования действующего законодательства в указанной сфере не соблюдаются.

В ходе проверки установлено, что в ООО «Альтаир 2007» в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 6 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569 не проведена аттестация рабочих мест условиям труда. В результате незаконного бездействия руководителя ООО «Альтаир 2007» неопределенному кругу лиц (действующим и будущим работникам предприятия) создаются препятствия в реализации гарантированного Конституцией РФ права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч.3 ст. 37 Конституции РФ). Более того, бездействие администрации ООО «Альтаир 2007», выразившееся в необеспечении безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате возможны факты несчастных случаев на производстве.

Истец просил суд:

  1. Признать незаконным бездействие ООО «Альтаир 2007», выразившееся в отсутствии организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
  2. Обязать ООО «Альтаир 2007», являющегося работодателем, провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, информацию о результатах аттестации довести до сведения работников в соответствии с действующим законодательством в срок до 01.09.2011 г.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Оренбургского района Ладикова Н.С. поддержала исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд определил рассмотреть дело без участия не явившегося представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, согласно ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гиены.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным и нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующее требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест - это система анализа и гигиеническая оценка существующих условий и характера труда, оценка травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности средствами индивидуальной защиты.

Ст. 209 ТК РФ закрепляет понятие охраны труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В систему таких мероприятий входит и аттестация рабочих мест по условиям труда, которая представляет собой оценку условия труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Необходимость проведения аттестации рабочих мест обусловлена не только требованиями трудового законодательства, но и другими нормативно-правовыми актами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (п.1 Порядка).

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (п.2 Порядка).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда (п.4 Порядка).

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п.5 Порядка).

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагаются на работодателя.

Согласно Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, серия 56 № ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица ООО «Альтаир 2007» за основным государственным регистрационным номером ... (л.д. 16).

Согласно Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц следует, что ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Альтаир 2007», основной государственный регистрационный номер ... (л.д. 18).

Согласно Свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ серия 56 № ООО «Альтаир 2007», ОГРН ... поставлена на учет в соответствии с положениями НК РФ ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес>, ей присвоен ИНН/КПП ... (л.д. 17).

Согласно материалам дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Оренбургского района совместно с Государственной инспекцией труда в Оренбургской области была проведена проверка исполнения трудового законодательства в деятельности ООО «Альтаир 2007», что подтверждается актом проверки Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №, должностной запиской о результатах проверки трудового законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):

- не проведена аттестация рабочих мест условиям труда, нарушены ст. 212 ТК РФ, п.6 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569;

- не проведено обучение и проверка знаний специалистов по вопросам охраны труда, нарушены ст. 225 ТК РФ;

- руководитель организации не прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ; нарушена ст. 225 ТК РФ;

- отсутствует программа проведения вводного инструктажа; нарушен п.2.1.2. «Постановление об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» № 1/29 от 13.01.2003 г.;

- не разработаны инструкции по охране труда для всех профессий и видов работ с учетом специфики организации, требований стандартов ССБТ и ГОСТ 12.0.004-90; нарушено постановление Минтруда РФ от 17.12.02 № 80 п.4 и 5.

Данные нарушения отражены в акте проверки Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 13-15).

Согласно Постановления Государственной инспекции труда в Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Альтаир 2007» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Таким образом, учитывая, что ООО «Альтаир 2007» мероприятия по аттестации рабочих мест не проводило, необходимость проведения данных мероприятий и факт бездействия ответчиком не оспаривались, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Оренбургского района являются законными и обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Альтаир 2007», выразившееся в отсутствии организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда - незаконным.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2007» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, информацию о результатах аттестации довести до сведения работников в соответствии с действующим законодательством в срок до 01.09.2011 г.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Князева О.М.

Полный текст решения изготовлен: 24.05.2011 г.

Судья: