решение о признании права собственности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 17 мая 2011 года

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе:

председательствующей судьи: Кириченко А.Д.,

с участием истца Маховой Н.Г., третьего лица Махова Д.В.,

при секретаре Цыбиной И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маховой Н.Г. к администрации г. Оренбурга о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Махова Н.Г. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что в 1996 году ее мужу Махову В.Д. была предоставлена квартира № № в доме № № по <адрес>. Основным квартиросъемщиком данного жилого помещения является истец. Поскольку истец имеет право на приватизацию занимаемой жилой площади, то в апреле 2009г. Махова Н.Г. обратилась с заявлением в Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга о приватизации указанной квартиры. Заявление было рассмотрено и в приватизации жилого помещения было отказано, т.к. квартира значится в собственности РФ.

Истец обратилась с заявлением в территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, где истцу сообщили, что жилой дом № № по <адрес> ранее был включен в состав федеральной собственности. Распоряжением Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по <адрес>, передан по акту в муниципальную собственность г. Оренбурга.

При передаче дома в муниципальную собственность в акте передачи в числе других квартир, занимаемая истцом квартира № № была включена в акт передачи, т.е. была допущена техническая ошибка работника, которую невозможно устранить внесудебном порядке.

Согласно данным ФГКЭУ «Оренбургская квартирно- эксплутационная часть района», на балансе которой находился вышеуказанный дом до 2007г., в настоящее время квартира № № на балансе КЭЧ не значится.

Просит суд: обязать администрацию г. Оренбурга принять на баланс и включить в реестр муниципального имущества квартиру № № в доме № № по <адрес>; обязать администрацию г. Оренбурга заключить с истцом договор на передачу квартиры № №, расположенной по адресу: <адрес> в собственность Маховой Н.Г.

В судебном заседании истец Махова Н.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Третье лицо Махов Д.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.

Представитель ответчика администрации г. Оренбурга, представители третьих лиц ФГКЭУ «Оренбургская квартирно- эксплутационная часть района», Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, с учетом мнения присутствующих, определил дело рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ об изменении договора найма жилого помещения, было рекомендовано изменить договор найма жилых помещений в квартире: по <адрес> <адрес>, жилой площадью ... кв.м. Наниматель квартиры Махов В.Д., снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ и рекомендовано заключить договор социального найма жилого помещения с его женой Маховой Н.Г., проживающей в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из копии лицевого счета от 08.04.2009г., выданной ЗАО «Оренбургскя Техинформкомпания», в квартире №№ дома № № по <адрес>, основным квартиросъемщиком является Махова Н.Г. на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией г. Оренбурга.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают…: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Таким образом, исходя из указанных норм жилищного законодательства, основанием для возникновения права гражданина пользоваться жилым помещением является заключение договора социального найма.

Учитывая вышеизложенное, спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании договора социального найма.

В апреле 2009г. истец обратилась с заявлением в управление жилищной политики администрации г. Оренбурга с заявлением о приватизации вышеуказанной квартиры, но ей было отказано, поскольку квартира значится в собственности Российской Федерации.

Как следует из распоряжения Федерального агентства по Управлению Федеральным имуществом Территориального управления по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Оренбургской квартирно- эксплуатационной частью района в собственность муниципального образования г. Оренбург Оренбургской области, в соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122 -ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5.10 постановления Правительства РФ от 27.11.2004г. № 691 «О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», руководствуясь приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006г. № 241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема- передачи имущества», с учетом согласия начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ и согласия Оренбургской квратирно- эксплутационной части района, было прекращено право оперативного управления Оренбургской квартирно- эксплуатационной части района на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к распоряжению. Имущество, указанное в приложении к распоряжению передано в собственность муниципального образования г. Оренбург Оренбургской области. Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области совместно с Оренбургской квартирно - эксплуатационной частью района в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить передачу в собственность муниципального образования г. Оренбург оренбургской области имущества, указанного в приложении к распоряжению в соответствии с актом приема- передачи с внесением соответствующих изменений в реестр. Данное распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к распоряжению. Право собственности муниципального образования г. Оренбург, оренбургской области возникает с момента утверждения акта приема- передачи.

В соответствии с приложением к распоряжению территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № в перечне имущества, являющегося федеральной собственностью и закрепленного на праве оперативного управления за Оренбургской КЭЧ района, подлежащего передаче в муниципальную собственность МО г. Оренбург, указан жилой дом (инв. №) (за исключением приватизированных квартир), расположенный по адресу: <адрес> №

Как следует из акта от приема- передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Оренбургской квартирно- эксплуатационной частью района, передаваемого в собственность муниципального образования г. Оренбург Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение распоряжения Территориального управления Росимущества по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-№ оренбургская квартирно - эксплуатационная часть района передает находящееся в федеральной собственности, муниципальное образование г. Оренбург Оренбургской области принимает имущество, указанное в приложение к данному акту: «…жилой дом( инв. №) (за исключением приватизированных квартир), по адресу: <адрес>.

Как следует из постановления главы г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга наделено полномочиями на подписание актов приема- передачи имущества от Оренбургской квартирно - эксплутационной части района в части неприватизированных квартир и помещений, расположенных в жилых домах согласно приложению № 1; муниципальное унитарное предприятие «Городские объекты инженерной инфраструктуры» муниципального образования «г. Оренбург» наделено полномочиями на подписание актов приема- передачи имущества от Оренбургской квартирно - эксплуатационной части района в части объектов инженерной инфраструктуры, согласно приложению №2; Управлению жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, муниципальному унитарному предприятию «Городские объекты инженерной инфраструктуры» муниципального образования «г. Оренбург» приняли на баланс в соответствии с актами приема- передачи имущество, указанное в п. 1,2 данного постановления, с даты утверждения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом актов приема- передачи;

Согласно перечню жилых домов, в которых неприватизированные квартиры и помещения подлежат принятию в собственность муниципального образования «город Оренбург» и на баланс управления жилищно коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга от Оренбургской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района, значится дом по <адрес>.

Таким образом, дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, был передан в собственность муниципального образования г. Оренбург Оренбургской области.

Как следует из пояснения истца, при передаче дома в муниципальную собственность в акте передачи в числе других квартир, занимаемая ей квартира №№ не была включена в акт передачи, т.к. была допущена техническая ошибка.

Данный факт подтверждается кадастровым паспортом помещения от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что квартира № № д. № по <адрес>, находится в собственности Российской Федерации на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению КУГИ Оренбургской области №-№ от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сообщению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области № № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно распоряжения ТУ Росимущества по Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного акта передачи имущества в муниципальную собственность, а также Постановления Главы г. Оренбурга № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу : <адрес> был исключен из государственной базы данных реестра федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ

Данное обстоятельство подтверждается справкой ФГКЭУ «Оренбургская квартирно- эксплуатационная часть района» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, квартира № № в жилом доме по адресу: <адрес> «№ не состоит на балансе ФГКЭ «Оренбургская КЭЧ района».

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд находит требования истца об обязании администрации г. Оренбурга принять на баланс и включить в реестр муниципального имущества квартиру № № в доме № № по <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Как следует, из копии лицевого счета № от 08.04.2011г. ЗАО «Оренбургская техинформкомпания», Махова Н.Г. является единственным квартиросъемщиком по <адрес>, <адрес>, состав семьи ... человек.

Истец обратилась с заявлением в Управление жилищной политики администрацию г. Оренбурга о приватизации указанной квартиры, но ей было отказано, т.к. квартира значилась в собственности РФ.

Как следует ст.ст. 6-7, Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Судом было установлено, что по акту приема - передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Оренбургской квартирно - эксплуатационной частью района, передаваемого в собственность муниципального образования г. Оренбург Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение распоряжения Территориального управления Росимущества по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Оренбургская квартирно - эксплуатационная часть района передает находящееся в федеральной собственности, муниципальное образование г. Оренбург Оренбургской области принимает имущество, указанное в приложение к данному акту: «…жилой дом( инв. №) (за исключением приватизированных квартир), по адресу: <адрес>.

Судом были удовлетворены требования истца об обязании администрации г. Оренбурга принять на баланс и включить в реестр муниципального имущества квартиру № № в доме № № по <адрес>, таким образом, требования истца об обязании администрации г. Оренбурга заключить с истцом договор на передачу квартиры № №, расположенной по адресу: <адрес> в собственность Маховой Н.Г., также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Маховой Н.Г. к администрации г. Оренбурга о признании права собственности на жилое помещение- удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию г. Оренбурга принять на баланс и включить в реестр муниципального имущества квартиру № № в доме №№ по <адрес>.

Обязать администрацию г. Оренбурга заключить с Маховой Н.Г. договор на передачу квартиры № № в доме № № по <адрес> в собственность Маховой Н.Г..

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено: 24.05.2011года.

Судья: