РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 мая 2011 года Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе: председательствующего судьи Стасовой Ж.Г. с участием представителей сторон - Дорошенко В.И., Федотовой Е.И., Бурнайкиной О.Н. при секретаре Ермошкиной О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Оренбурге гражданское дело по иску Ивановой В.Н. к Управлению вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Оренбургской области, Управлению внутренних дел по Оренбургской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации об обязании выдать государственный жилищный сертификат, УСТАНОВИЛ: Иванова В.Н. (далее – истец) обратилась в суд к Управлению вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Оренбургской области, Управлению внутренних дел по Оренбургской области (ответчики), Департаменту тыла Министерства внутренних дел Российской Федерации об обязании выдать государственный жилищный сертификат по тем основаниям, что проходила службу в органах внутренних дел по Оренбургской области с 20 марта 1989 года, имела специальное звание сотрудника милиции – прапорщик милиции и с 11 февраля 1992 года на основании решения Жилищно-бытовой комиссии Батальона милиции по охране объектов УВО при УВД по Оренбургской области была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в г. Оренбурге и поставлена на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в г. Оренбурге. В связи с предстоящим ДД.ММ.ГГГГ г. увольнением со службы в связи с достижением предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел (п. «Б» абз.8 ст.19 «Прием и увольнение сотрудников милиции» Закона РФ «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991), истец, руководствуясь нормами постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, подала руководству УВО при УВД по Оренбургской области заявление (рапорт), в котором просила включить её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». ДД.ММ.ГГГГ года приказом № начальника УВО при УВД по Оренбургской области по личному составу уволена со службы в органах внутренних дел по достижению предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел. 14 июля 2010 года ВрИО начальника УВО при УВД по Оренбургской области Пугачев О.А. сообщил истцу, что 09.07.2010 года ОКВ и ОШР УВО при УВД по Оренбургской области подготовили документы, необходимые для получения Государственного жилищного сертификата и направили их в УВД по Оренбургской области исх. № 8/2138. На момент обращения в суд с указанным иском ответчики не вручили ей государственный жилищный сертификат и не сообщают дату его вручения, что нарушает её права, установленные ст.30 «Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью» Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 и нормами постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. В связи с чем истец просила: обязать Управление вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Оренбургской области, Управление внутренних дел по Оренбургской области и Департамент тыла Министерства внутренних дел Российской Федерации – выдать ей именной Государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Определением суда в судебном заседании 28 февраля 2011 года с согласия истца судом произведена замена ненадлежащего ответчика - Департамента тыла Министерства внутренних дел Российской Федерации, являющегося структурным подразделением МВД РФ, надлежащим ответчиком – Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ). Определением суда в судебном заседании 08 апреля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечены Правительство Российской Федерации (далее – Правительство РФ) и Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегионразвития РФ). Представитель ответчика – Минрегионразвития РФ, надлежаще извещенного о времени и месте настоящего судебного заседания в него не явился, но в письменных и адресованных суду возражениях на исковое заявление просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Минрегионразвития РФ и об отказе в удовлетворении исковых требований истца со ссылкой на положения ст. 4 Федерального закона №342-ФЗ о невозможности выдачи государственных жилищных сертификатов, отсутствие у Минрегионразвития РФ полномочий по выдаче таких сертификатов и то, что Иванова В.Н. не состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Суд приступил к рассмотрению дела в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя Минрегионразвития РФ. В настоящем судебном заседании истец поддержала свои исковые требования, уточнив при этом, что заявление (рапорт) о включении её в состав участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата она подала начальнику УВД по Оренбургской области 16 июня 2010 года. В настоящем судебном заседании представитель истца Дорошенко В.И., действуя в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ исковые требования истца поддержал. В настоящем судебном заседании представитель ответчиков – УВД по Оренбургской области, МВД РФ, Правительства РФ Федотова Е.И., действуя на основании доверенностей, исковые требования истца не признала, право истца быть участником подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы не оспаривала, но считала исковые требования истца преждевременными. При этом ссылалась на то, что УВД по Оренбургской области не имеет полномочий по выдаче государственных жилищных сертификатов, Иванова В.Н. включена УВД по Оренбургской области в сводный список граждан – участников подпрограммы на 2011 год под порядковым № 6, 14.02.2011г. этот список утвержден начальником УВД области и направлен в МВД РФ, на которое возложены обязанности по выдаче государственных жилищных сертификатов, но истец не относится к лицам, обладающим правом на первоочередное обеспечение государственным жилищным сертификатом, т.к. имеет жилое помещение для постоянного проживания, а сертификаты выпускаются и распределяются в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и количество сертификатов, которые будут выделены на Оренбургскую область еще неизвестно. Представитель ответчика – Управления вневедомственной охраны при УВД по Оренбургской области, Бурнайкина О.Н., действуя на основании доверенности, исковые требования истца не признала, т.к. УВО при УВД по Оренбургской области не наделено правом выдачи государственного жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Суд, заслушав пояснения вышеуказанных явившихся в настоящее судебное заседание лиц, исследовав материалы гражданского дела по вышеуказанному иску, пришел к выводу о том, что исковые требования истца к МВД РФ подлежат удовлетворению, а в удовлетворении исковых требований истца к остальным ответчикам надлежит отказать в виду следующего. Согласно выписки из приказа УВО при УВД по Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. Иванова В.Н. уволена в соответствии с Законом РФ «О милиции» по п. «Б» ч.7 ст.19 (по достижению предельного возраста) с выслугой лет на день увольнения в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия при увольнении в ... год ... месяца ... дней, в льготном исчислении - ... года ... месяцев ... дней. Из справок УВО при УВД по г.Оренбургу № от 22.03.2010г., № от 02.07.2010 следует, что Иванова В.Н. состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в БМ УВО при УВД по Оренбургской области с 11.02.1992 года и проходила ежегодную перерегистрацию сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ссылки ответчика Минрегионразвития РФ на положения ст. 4 Федерального закона от 8декабря2010года N342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан об обеспечении жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" суд учесть не может, т.к. данный закон на сотрудников органов внутренних дел не распространяется. В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. Согласно ч.1 ст.44 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Исходя из положений статьи 56 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», вступившего в силу с 1 марта 2011 года (п.1) действие положений статьи 44 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N1050 Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001г. N675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Государственный жилищный сертификат (по тексту решения – ГЖС) представляет собой именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина - участника федеральнойцелевойпрограммы "Жилище" на получение из средств федерального бюджета определенной социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения в собственность жилого помещения. (пункт 2 Правил) Согласно п. 3 указанных Правил, Паспорта Подпрограммы сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы - Министерством регионального развития Российской Федерации. Как следует из названия и содержания Подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 19 вышеуказанных Правил устанавливает, что для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее – подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих права на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают необходимые документы. Право на участие в Подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, перечисленные в пункте 5 вышеуказанных Правил и в том числе указанные в абзаце третьем подпункта «а» этого пункта: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10лет и более. Иванова В.Н. отвечает условиям, содержащимся в данном абзаце, что со стороны ответчиков не оспаривалось и подтверждается материалами дела. В соответствии с п.24 тех же Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган, на который возложено формирование списков, заявление о выделении сертификата в планируемом году. При этом указанный до 1сентября года, предшествующего планируемому, формируется список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте5 настоящих Правил, который представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане- участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане- участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. В свою очередь орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органа, на который возложено формирование списков на основании заявлений граждан, формирует до 1октября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на соответствующий год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается. (п.26 Правил) 15.06.2010 года Ивановой В.Н. начальнику УВД по Оренбургской области и начальнику УВО при УВД по Оренбургской области было подано заявление (рапорт) о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и необходимые для этого документы. Согласно сводного списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год, утвержденного начальником УВД по Оренбургской области 9 марта 2011 года, Иванова В.Н. включена в этот список под номером 6. Тем самым Иванова В.Н. является участником вышеуказанной Подпрограммы. Распоряжением Правительства РФ от 06.04.2011 г. № 528-р утвержден график выпуска и распределения в 2011 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050. В разделе I вышеуказанного графика предусмотрен выпуск в 2011 году 1179-ти штук, в т.ч. в апреле 2011г. – 1179 штук и по МВД РФ – 257 штук государственных жилищных сертификатов в отношении такой категории граждан, установленной федеральным законодательством как военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица с последующим уточнением Количества сертификатов государственным заказчиком подпрограммы в пределах общего размера социальных выплат, предусмотренных графиком. Согласно уточненного отзыва МВД России от 20.05.11 №2072 на исковое заявление Ивановой В.Н. в МВД РФ поступил Приказ Минрегионразвития РФ от 3 мая 2011г. № 201 об осуществлении в рамках реализации указанной Подпрограммы выпуска государственных жилищных сертификатов. Как указано выше Иванова В.Н. произвела необходимые действия - обращалась в установленный вышеприведенными положениями Правил срок (16.06.2010г., т.е. до 1 июля 2010г.) с рапортом об участии в Подпрограмме и приложенными к рапорту документами в Управление внутренних дел по Оренбургской области, включена в утвержденный Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2011 году, компетентным органом принято решение о выпуске государственных жилищных сертификатов. Тем самым Иванова В.Н. имеет право на получение государственного жилищного сертификата. Исходя из положений подпункта «а» пункта 18 указанных Правил, выдачу сертификатов гражданам – участникам подпрограммы, указанным в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее – федеральные органы исполнительной власти). Согласно статьи 1 Положения о Министерстве внутренних дел, утвержденного Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с данной нормой МВД РФ является надлежащим ответчиком настоящему гражданскому делу, а в удовлетворении исковых требований истца к остальным ответчикам: УВО при УВД по Оренбургской области, УВД по Оренбургской области, Правительства РФ, Министерства регионального развития РФ следует отказать, т.к. вышеприведенными положениями Правил на данных ответчиков не возложена выдача государственных жилищных сертификатов. Исходя из пояснений представителя ответчиков Федотовой Е.И. следует, что УВД по Оренбургской области сформировало Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году позже установленного из–за окончания срока федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и принятия Правительством РФ соответствующего Постановления 17.12.2010г.. Однако данные обстоятельства не могут быть признаны ограничивающими права истца на получение государственного жилищного сертификата. Распределение объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по каждой категории граждан, за исключением граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках, с учетом года их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти. (п.28 вышеуказанных Правил) Данные сроки в рассматриваемом случае истекли. Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что право участника вышеуказанной Подпрограммы (далее – участник Подпрограммы) на улучшение своих жилищных условий посредством получения государственного жилищного сертификата является безусловным, реализуется посредством соблюдения участником Подпрограммы порядка обращения за получением такого сертификата и может быть ограничено только федеральным законом. На такой закон ответчики не ссылались, поэтому доводы о том, что сертификаты еще не выпущены и могут быть выпущены и распределены для УВД по Оренбургской области в объеме не достаточном для обеспечения Ивановой В.Н. жилым помещением, в т.ч. за счет первоочередного обеспечения сертификатами лиц, не имеющих жилых помещений для проживания, не могут быть учтены судом. При таких обстоятельствах исковые требования истца к МВД РФ подлежат удовлетворению, а в удовлетворении исковых требований истца к остальным ответчикам следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ивановой В.Н. к Управлению вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Оренбургской области, Управлению внутренних дел по Оренбургской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству Регионального развития Российской Федерации об обязании выдать государственный жилищный сертификат – удовлетворить частично. Обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации выдать Ивановой В.Н. государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения. В удовлетворении исковых требований к Управлению вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Оренбургской области, Управлению внутренних дел по Оренбургской области, Правительству Российской Федерации, Министерству Регионального развития Российской Федерации Ивановой В.Н. – отказать. Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Ивановой В.Н. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины ... рублей. Решение может быт обжаловано в Оренбургский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья:
"О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015годы (п.1), включающая в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств пообеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21марта 2006г. N153 "Онекоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы" (п.2).