РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе: председательствующего судьи Кириченко А.Д., при секретаре Цыбиной И.Б., представителя истца Куриловой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова А.В. к Министерству природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Мельниковой Н.А. о понуждении к заключению договора приватизации, УСТАНОВИЛ: Истец Мельников А.В., обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Мельниковой Н.А., о понуждении к заключению договора приватизации, указав, что в 1990г. истцу и его семье была предоставлена квартира № № в двухквартирном одноэтажном доме № № а по <адрес> для постоянного проживания как работнику ЗАО «...». Указанная квартира находится в одноэтажном доме ДД.ММ.ГГГГ постройки, литер А, материал стен -железобетонные панели, состоящем из ...-х квартир на земельном участке площадью ... кв. м. ... квартиру № № общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м., занимает истец и его семья, квартиру № № общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м. занимает ФИО7 и ее семья. Истец и его семья проживают и зарегистрированы по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ г. В настоящее время в квартире № № проживают и зарегистрированы истец и его супруга Мельникова Н.А. В июне 2009г. истец обратился в Управление жилищной политики с заявлением о передаче занимаемой квартиры в двухквартирном доме, расположенном по указанному адресу, в частную собственность в порядке приватизации. Его заявление было оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием спорной квартиры в списке домов, подлежащим приватизации. В соответствии с письмом Правительства Оренбургской области от 28.07.2008г. № № ЗАО «... за которым числилась вышеуказанная квартира, было признано несостоятельным (банкротом). Объекты жилого фонда ЗАО «...» в том числе и спорная квартира, являются недвижимым имуществом, подлежащим передаче в муниципальную собственность г. Оренбурга. Жилой дом №№ а по <адрес>, согласно отзыва Комитета по управлению имуществом, в реестр имущества находящегося в собственности муниципального образования «город Оренбург» не включен. За все время проживания в течение 20 лет истец самостоятельно производил все ремонтные работы по содержанию дома, осуществлял текущий и капитальный ремонт, обслуживал коммунальные сети, поставщикам коммунальных услуг оплачивал свет, воду, газ, ухаживал за прилежащей территорией, т.е. содержал дом как собственный. Как следует из письма Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № № от ДД.ММ.ГГГГ квартира, в которой проживает более 20 лет истец со своей семьей ни к государственной, ни к муниципальной собственности не относится. Согласно ответа конкурсного управляющего ЗАО «...» спорные квартиры на балансе указанного общества никогда не числились. Отсутствие спорной квартиры № № по адресу: <адрес> в списках домов, подлежащих приватизации, препятствует реализации права истца на приватизацию жилых помещений, в связи с этим был вынужден обратится в суд. Просил суд: обязать Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области включить в реестр собственности Оренбургской области кв. № по ул. <адрес>; обязать ответчика передать квартиру № № по <адрес> в порядке приватизации Мельникову А.В. В судебное заседание истец Мельников А.В., не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело без его участия. Представитель ответчика Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, в судебное заседание не явился, хотя был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела. Ответчик Мельникова Н.А., извещенная надлежащим образом в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия. Против оформления квартиры в собственность истца не возражала. В судебном заседании представитель истца, Курилова С.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме. Суд в порядке, установленном ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом. Суд, заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему: В соответствии со ст. 2 Закона от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее - Закона) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Из ст. 4 Закона следует, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. В соответствии со ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Из ст. 18 Закона следует, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Из Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что «требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами. Статьей 18 Закона Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (в редакции от 23 декабря 1992 г.), как отмечалось выше, прямо предусмотрено, что ведомственный жилищный фонд в таких случаях передается в хозяйственное ведение правопреемников, органов местного самоуправления поселений с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Учитывая, что условия приватизации ведомственного жилищного фонда совместно с приватизируемыми предприятиями законом установлены не были, Пленум разъяснил, что за гражданином сохранилось право на приватизацию занимаемого жилого помещения и в том случае, если изменение формы собственности либо ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции от 23 декабря 1992 г.), т.е. до 10 января 1993 г. Однако, это положение не должно применяться судами в случаях, когда правопреемники изменивших форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после 10 января 1993 г. Согласно Закона Оренбургской области от 20 ноября 2001 г. N363/346-II-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Оренбургской области» (принят Законодательным собранием Оренбургской области 31 октября 2001 г.) (с изменениями от 4 декабря 2003 г., 9 ноября 2004 г., 11 мая 2006 г.; далее - Закон Оренбургской области),- настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе владения, пользования и распоряжения имуществом, являющимся государственной собственностью Оренбургской области, определяет правовые, экономические и организационные основы и порядок этой деятельности. Из п. 1 ст.4 Закона Оренбургской области следует, что государственной собственностью Оренбургской области является имущество, принадлежащее ей на праве собственности на основании законодательства Российской Федерации о разграничении государственной собственности и приобретенное по иным основаниям в соответствии с законодательством. Согласно ст.5 Закона Оренбургской области,- учет и ведение Реестра государственного имущества Оренбургской области осуществляется в реестре государственного имущества Оренбургской области путем объединения специализированных баз данных. Держателем Реестра государственного имущества Оренбургской власти является министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области. Объекты государственной собственности Оренбургской области, указанные в статье 4 настоящего Закона, за исключением указанных в пункте "г", подлежат обязательному учету в Реестре государственного имущества. Учет и ведение специализированных баз данных государственного имущества Оренбургской области по объектам, указанным в пунктах "а", "б", "в", "е", "з" статьи 4 настоящего Закона, осуществляются министерством природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области. Статьей 13 Закона Оренбургской области регулируется порядок принятия в государственную собственность Оренбургской области имущества, находящегося в иной собственности, в том числе: Объекты муниципальной собственности могут быть переданы в государственную собственность Оренбургской области в соответствии с законодательством. Передача осуществляется в следующем порядке: а) уполномоченный орган муниципального образования составляет перечни объектов муниципальной собственности и направляет их в министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области с предложением о принятии объектов в государственную собственность Оренбургской области; б) министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области: готовит проекты постановлений Правительства Оренбургской области; вносит переданные в государственную собственность Оренбургской области объекты в Реестр государственного имущества Оренбургской области; Согласно п.1 ст. 14 Закона Оренбургской области государственная собственность Оренбургской области передается в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством. Судом установлено, что нанимателем квартиры № № дома № <адрес> является Мельников А.В. С 24.10.1990 г. он и члены его семьи: Мельникова Н.А. - жена, ФИО5- сын, Мельникова Н.А.- дочь, ФИО6 - сын, ФИО5- сын, вселились и были зарегистрированы по указанному адресу. В настоящее время в квартире № № дома <адрес> зарегистрированы и проживают Мельников А.В. и его супруга Мельникова Н.А. Данные обстоятельства подтверждаются: копией поквартирной карточки, справкой о составе семьи. Также было установлено, что нанимателем квартиры № № дома <адрес> является ФИО7 С 24.10.1990 года он и члены его семьи: ФИО7 - жена, ФИО7 -сын, ФИО8 - сын, ФИО8- сын. Данные обстоятельства подтверждаются: копией поквартирной карточки, справкой о составе семьи. В настоящее время в квартире № № дома № <адрес> зарегистрированы и проживают ФИО7, его жена ФИО7, и их дети ФИО7, ФИО9, ФИО8 Данные обстоятельства подтверждаются: копией поквартирной карточки, справкой о составе семьи. Согласно справке, выданной ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, все домовладение № по <адрес> № записано за администрацией пос. им. Куйбышева Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга, акт о приемке в эксплуатацию не предъявлен. Строение лит А - панельное, общей площадью -... кв.м., жилой площадью - ... кв.м. Справка выдана по данным от ДД.ММ.ГГГГ Как следует из справки, выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии № от ДД.ММ.ГГГГ, ... квартира, расположенная по адресу: <адрес> инвентарный номер: №. Квартира расположена на ... этаже одноэтажного двухквартирного жилого дома Лит. А, общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м. Сведения о правообладателях и правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах отсутствуют. Согласно справке, выданной администрацией п. им. Куйбышева Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом на своем балансе жилого фонда не имеет. В соответствии со справками выданными ЗАО «...» <адрес> 2 <адрес> находятся на балансе ЗАО «...». Из сообщения помощника конкурсного управляющего ЗАО «...» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с ликвидацией ЗАО «...» на основании решения Арбитражного суда Оренбургской области по делу № № г. от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «...» было признано банкротом с введением конкурсного производства. Конкурсным управляющим назначен ФИО10; жилое помещение по адресу: <адрес> № было передано на баланс органов местного самоуправления (Администрации пос.им. Куйбышева) в январе 2003 года. Согласно возражениям на исковое заявление от ответчика Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимого имущества - жилой дом № № расположенный по адресу: <адрес>, том числе квартиры № № в реестре государственного имущества Оренбургской области не числятся. Спорная квартира никогда не была государственной собственностью Оренбургской области, не обслуживалась и не находилась на балансе какого - либо государственного унитарного предприятия или государственного учреждения. Судом установлено, что ранее указанная квартира находилась в ведении совхоза «...» и, следовательно, являлось государственной собственностью Оренбургской области и должна быть включена в реестр собственности Оренбургской области. В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (с дополнениями внесенными постановлением Правительства РФ от 6 марта 1992 г. N 138 и признанное утратившим силу с 27 января 2003 г. Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 912) совхозы и колхозы были обязаны до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. При этом колхозы и совхозы могли передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты (п.5), а также имели право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования) (п. 6). По ранее действовавшей Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 г. "О порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам" в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам мог включаться жилой фонд (п.2). При этом право выбора способов передачи имущества принадлежало трудовому коллективу, в интересах которого ряд объектов социальной инфраструктуры мог оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов, а решение трудового коллектива, колхоза, совхоза о безвозмездной передаче социальной инфраструктуры в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов (муниципальных органов) подлежало согласованию с сельским (поселковым) Советом, которому передавались указанные объекты, а в случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов решение об указанной передаче принималось районным Советом народных депутатов. (п.3) Аналогичные положения были предусмотрены в ранее действовавших и разработанных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации рекомендациях о передаче (в добровольном порядке) объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность, одобренных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. N724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" (с изменениями от 27 августа 1999г.) (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2006 г. N 437). Кроме того, объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций подлежали передаче в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту в месячный срок с момента принятия решения трудовым коллективом сельскохозяйственной организации с оформлением акта приемки-передачи и представлением передающей стороной в орган местного самоуправления ряда документов согласно приложению 2 к указанным рекомендациям. (п.4) Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 (с изменениями; признано утратившим силу с 27 января 2003 г. Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 912) было предусмотрено, что при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения (п.5). При реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и соответствующими решениями Советов народных депутатов. (п.6) При реорганизации совхоза «...» квартира №№ в доме <адрес> не была передана истцу в собственность в порядке приватизации и решения трудового коллектива совхоза «...» о передаче указанной квартиры (дома) в муниципальную собственность не имеется, что никем не оспаривалось. Таким образом, в муниципальную собственность имущество в силу прямого указания закона не поступает. Дом по <адрес> либо кв. № в этом доме в муниципальную собственность не передавались, но состояли на балансе совхоза «...», который на момент вселения истца в указанную квартиру являлся государственным предприятием Оренбургской области и соответственно его имущество должно быть включено в реестр государственного имущества Оренбургской области, а истец вправе получить указанную квартиру в собственность бесплатно в порядке приватизации. Анализ изложенного в совокупности позволил суду сделать вывод о том, что спорное жилое помещение является государственным имуществом Оренбургской области и доказательств того, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации ответчиком суду не представлено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Мельникова А.В. к Министерству природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Мельниковой Н.А. о понуждении к заключению договора приватизации - удовлетворить. Обязать Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области внести квартиру №№ в жилом доме по <адрес> в реестр государственной собственности (государственного имущества) Оренбургской области. Обязать Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области передать квартиру №№ в жилом доме по <адрес> Мельникову А.В. , в собственность в порядке, установленном законом. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение судом составлено: 08.06.2011г. Судья: