Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе: председательствующего судьи Занездровой К.В., при секретаре Курочкиной Ю.В., с участием: представителя истца Матушко Л.С., представителей ответчика Старых Е.А. Юшина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тыщенко А.В. к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании частично незаконным приказа, обязании включить в срок выслуги периода работы в должности стажера, взыскании недополученного единовременного пособия, денежной компенсации за обмундирование, за причиненный моральный вред, УСТАНОВИЛ: Истец Тыщенко А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства по делам ГО и ЧС и ЛСПБ по Оренбургской области (далее - ГУ МЧС России по Оренбургской области) о внесении в приказ изменений, определении срока выслуги, взыскании с ответчика единовременного пособия, денежной компенсации за неиспользованное обмундирование, компенсации морального вреда, указав, что он подполковник проходил службу в ГУ МЧС России по Оренбургской области с 15.12.1999 г. по 14.02.2011 г. 14.02.2011 г. приказом начальника ГУ МЧС России по Оренбургской области № 8-НС он был уволен из ГУ МЧС России по пункту «ж» части 1 статьи 58 (поболезни). При увольнении ему не полностью было выплачено единовременное пособие и не выплачена денежная компенсация вместо вещевого довольствия. Согласно приказу №8-НС от 14.02.2011 г. выслуга лет по состоянию на 14.02.11г в календарном исчислении составляет 20лет 01месяц 24дня, выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составила - 19 лет. Таким образом, единовременное пособие при увольнении выплачено ей в размере 10 месячных окладов. Однако при подсчете стажа для выплаты единовременного пособия при увольнении в стаж не был зачтен период в должности «стажер» с 15.12.1999 г. по 15.03.2000 г. Ссылаясь на п. 17 Постановления СМ РФ от 22.09.1993 г. № 941 истец считает, что при условии зачета в выслугу периода с 15.12.1999 г. по 15.03.2000 г. в должности «...» выслуга лет на день увольнения составит свыше 20 лет и, следовательно, ответчик должен был выплаты произвести в размере 20 месячных окладов. Выплата произведена в размере 10 месячных окладов с зачетом ранее выплаченных сумм в размере 5 месячных окладов (при увольнении в 1999 г. из Вооруженных Сил РФ), т.е. в общей сумме 15 месячных окладов. Недоплата составляет - 5 окладов - .... Кроме того, ответчик при увольнении не выплатил ему и денежную компенсацию вместо положенных предметов форменного обмундирования, не выданного в период службы. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006г №789 утверждены общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел РФ, имеющих специальные звания внутренней службы, нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников. Согласно справке ответчика сумма компенсации составляет ... рубля. Неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в .... На основании изложенного и руководствуясь ст. 140,237 ТК РФ истец просил: 1. внести в приказ об увольнении №8-НС от 14.02.2011г. изменения в части срока выслуги. 2. определить срок выслуги лет для начисления единовременного пособия при увольнении в 20 лет 01 месяц 24 дня. 3. взыскать с ответчика в его пользу единовременное пособие при увольнении в сумме ... рублей. 4. взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию за неиспользованное обмундирование в сумме ... рубля. 5. взыскать с ответчика в его пользу моральный вред в сумме ... рублей. В процессе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, просил: 1. признать приказ от 14.02.2011 незаконным в части выслуги для исчисления единовременного пособия при увольнении; 2. обязать ответчика включить в срок выслуги лет для выплаты единовременного пособия период работы в должности ... с 15.12.1999г. по 15.03.2000г. 3. обязать ответчика произвести перерасчет единовременного пособия и выплатить в его пользу недоплаченную сумму в размере ... рублей. 4. взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию за неиспользованное обмундирование в сумме ... рубля. 5. взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере ... рублей. В судебном заседании представитель истца Тыщенко А.В. Матушко Д.С., исковые требования с учетом изменений поддержала в полном объеме. Представитель ответчика ГУ МЧС России по Оренбургской области Юшин А.Н. и Старых Е.А., действующие на основании доверенностей от 16.05.2011 г. и 16.04.2010 г. соответственно, в судебном заседании исковые требования признали в части взыскания с ответчика денежной компенсации за форменное обмундирование в сумме ... рублей. Пояснили, что действительно, данная сумма подлежит выплате истцу в связи с увольнением; на протяжении нескольких лет по данной статье они не получают финансирование и получить денежную компенсацию иначе как на основании судебного решения бывшие работники не могут. В остальной части исковых требований просили истцу отказать. Истец Тыщенко А.В. в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия. Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия истца. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом. Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел с особенностями, установленными законодательством. Прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласно ст. 40 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 116-ФЗ регулируется Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (с изменениями) до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ. В силу ст. 39 этого же Закона на указанную категорию граждан распространяется действие статей 20, 22, 27, 28и29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции". В соответствии со ст. 27 Закона РФ "О милиции" сотруднику милиции гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии ст. 84.1 и ст. 140ТК РФ, в день прекращения трудового договора работодатель обязан произвести с работником окончательный расчет. Судом установлено, что согласно выписке из приказа № 8-НС от 14.02.2011 г. ГУ МЧС России по Оренбургской области Тыщенко А.В. уволен с должности заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Новотроицку управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Оренбургской области с 14.02.2011 г. по болезни. Согласно справке № 5 от 14.03.2010 г. на выдачу компенсации за обмундирование при увольнении с работы ему полагалась денежная компенсация в размере ... рубля. Данная сумма должна была быть выплачена Тыщенко А.В. в день увольнения в соответствии со ст. 140 ТК РФ. Однако до настоящего времени не выплачена. Данное обстоятельство представители ответчика не оспаривали, пояснив, что по данной статье расходов денежные средства отсутствуют. Таким образом, с учетом признания иска представителями ответчика в данной части, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца к ответчику о взыскании денежной компенсации за вещевое обмундирование подлежат удовлетворению в полном объеме в сумме ... рубля. Статья 237 ТК РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Поскольку компенсация морального вреда, причиненного работнику неправомерным бездействием работодателя, предусмотрена законом, суд находит требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в связи с невыплатой сумм денежной компенсации за вещевое обмундирование законными. С учетом обстоятельств дела считает возможным определить размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда ... рублей. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Тыщенко А.В. о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению. В части исковых требований истца о признании приказа об увольнении от 14.02.2011 г. незаконным в части определения выслуги для исчисления единовременного пособия при увольнении, обязании ответчика включить в срок выслуги лет для выплаты единовременного пособия период должности стажера с 15.12.1999г. по 15.03.2000г., обязании ответчика произвести перерасчет единовременного пособия и выплатить в его пользу недоплаченную сумму в размере 36 730 рублей суд приходит к следующему: В силу пп. "а" п. 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лег, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941) военнослужащим (кроме офицеров, проходивших военную службу по призыву) при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего, в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе, выплачивается единовременное пособие в размерах, установленных пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-1 военнослужащим-гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы: (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ) менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания; от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания; от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания; 20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания. Размер и порядок выплаты указанного в настоящем пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В силу абз. 2 п. 24 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, единовременное пособие, предусмотренное пунктом 17 настоящего Постановления, подлежит выплате за счет средств соответствующих министерств, ведомств и организаций, органов государственной власти и управления, в которых перед увольнением проходили службу или работали военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В соответствии с частями 1 и 11 статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники). Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона. Из выписки из приказа № 8-нс от 14.02.2011 г. следует, что выслуга лет Тыщенко А.В. для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 19 лет. Согласно данному приказу Тыщенко А.В. выплачено единовременное пособие при увольнении в размере 10 месячных окладов денежного содержания с учетом ранее выплаченных окладов. С приказом в части расчета выслуги для исчисления единовременного пособия при увольнении в размере 19 лет истец не согласен и считает, что период его службы в должности стажера с 15.12.1999 г. по 15.03.2000 г., также, подлежит включению в срок службы для назначения единовременного пособия, который с учетом спорного периода составит более 20 лет. Из приказа УГПС УВД Оренбургской области № 50 л.м. от 15.12.1999 г. следует, что Тыщенко А.В. действительно исполнял обязанности стажера по должности инспектора инспекции госпожнадзора пожарной части № 24 отряда пожарной охраны № 3 УГПС, за счет вакантной должности инженера - инспектора группы службы и пожаротушения УГПС с 15.12.1999 г. по 15.03.2000 г. Однако, учитывая вышеуказанные правовые нормы, а именно, что при расчете выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении учитываются только периоды службы, период работы стажером не относится к периодам службы, предусмотренным Постановлением №941. Более того, Федеральным законом "О пожарной безопасности", предусмотрено, что на стажеров ( лиц без специального звания) распространяются нормы трудового кодекса как на работников. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком правильно исчислено единовременное пособие из стажа службы продолжительностью 19 лет и оснований в удовлетворении исковых требований истца в данной части не имеется. Следовательно, в удовлетворении требований истца о признания приказа об увольнении от 14.02.2011 г. незаконным в части исчисления выслуги лет для исчисления единовременного пособия при увольнении, обязании ответчика включить в срок выслуги лет для выплаты единовременного пособия период работы в должности ... обязании ответчика произвести перерасчет единовременного пособия и выплатить в его пользу недоплаченную сумму в размере ... рублей надлежит отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Тыщенко А.В. - удовлетворить частично. Взыскать с Главного управления МЧС России по Оренбургской области в пользу Тыщенко А.В. денежную компенсацию за неиспользованное обмундирование в сумме ... рублей и компенсацию за морального вреда в размере ... рублей В удовлетворении остальной части исковых требований Тыщенко А.В. - отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Полный текст решения изготовлен 14.06.2011г. Судья: