о признании незаконным бездействия



                                                     РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Оренбург                                                                         21 июня 2011 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Донцовой Ю.И.

с участием представителя истца - Горяинова М.А., представителя ответчика Стрельцова Д.А.,

при секретаре Ельчаниновой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Оренбургской области к ГУП «Облжилкомхоз» о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор (истец) обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой, во исполнение указания прокуратуры Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ , в апреле 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности ГУП «Облжилкомхоз», которой выявлено следующее.

Гидротехническое сооружение - инженерная защита (берегоукрепление) <адрес> во время прохождения паводка, расположенное на левом берегу р. Урал, -представляет собой бетонную стену высотой 1,8 метров, опирающуюся на сваи из стальных труб диаметром 273 миллиметра, введено в эксплуатацию в 1995 году. Находится на балансе ГУП «Облжилкомхоз» и относится к III классу капитальности (ответственности).

В 2007 году на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, ... провело реконструкцию вышеуказанного гидротехнического сооружения. Заказчиком указанных работ является ГУП «Облжилкомхоз».

Работы по реконструкции проведены на основании проекта разработанного ...

Пунктом 1.2., 3.3. указанного проекта, определены технико-экономические показатели реконструкции, а также оценка эффективности осуществления проектируемых мероприятий. Так, длина закрепляемого участка ГТС составила 1185 метров, средняя высота закрепляемого участка берега 9,0 метров, средняя высота банкета 3,5 метров, оценка стоимости ущерба от вредного воздействия вод, составила 99,89 миллионов рублей.

Согласно акта проверки Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 15-1959-рпо12, в нарушение Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также постановления Правительства Оренбургской области № 356 от 09.07.2009 года, пунктов 2.3, 2.7, 2.14 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02 (утверждены постановлением Госгортехнадзора от 28.01.2002г. №6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002г. регистрационный N3372), ГУП «Облжилкомхоз»» при эксплуатации названного ГТС были допущены следующие отступления от требований законодательства:

  1. идентификационный код (номер) ГТС не присвоен, в Российском
    регистре ГТС данные о нем отсутствуют;
  2. код водохозяйственного участка в системе водохозяйственного
    районирования территории России - не присвоен;
  3. ГТС не зарегистрировано как объект недвижимости;
  4. не проведено преддекларационное обследование ГТС;

5) отсутствует      заключение      государственного      технического
строительного     надзора     «О     соответствии     построенных     объектов
капитального строительства, требованиям технических регламентов (норм и
правил), иных нормативных правовых актов проектной документации»

6) отсутствует план ликвидации аварий на ГТС;

7) отсутствуют квалифицированные специалисты, не назначены
ответственные за безопасность ГТС;

8) отсутствует декларация безопасности;

9) отсутствует (в соответствии с постановлением Правительства
Оренбургской области №356 от 09.07.2009г.) согласованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц;

  1. на откосе берегового укрепления расположена канализационная
    насосная станция;
  2. отсутствует паспорт ГТС, отвечающий требованиям нормативных
    правовых документов;
  3. не создан резерв финансовых средств, для ликвидации возможной
    чрезвычайной ситуации.

         Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных нормативных и иных актов, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь, и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Истец просил: признать незаконным бездействие ГУП «Облжилкомхоз» по невыполнению мероприятий направленных на:

1) присвоение идентификационного кода (номера) ГТС и внесения сведений в Российский регистр ГТС;

2) присвоение     кода водохозяйственного     участка в     системе водохозяйственного районирования территории России;

3) регистрацию ГТС, как объекта недвижимости в уполномоченном органе;

4) проведение преддекларационного обследования ГТС;

5) получение       заключения       государственного       технического строительного     надзора     «О     соответствии     построенных     объектов капитального строительства, требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов проектной документации;

6) разработку плана ликвидации аварий на ГТС;

7) назначение ответственных лиц за безопасность на ГТС;

8) разработку и согласование декларации безопасности ГТС;

9) разработку, согласование с МЧС России и утверждение
Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц;

10) согласование переноса канализационной насосной станции
расположенной на откосе берегового укрепления;

11) разработку паспорта ГТС отвечающего требованиям нормативных
правовых документов;

12) создание резерва финансовых средств, для ликвидации возможной
чрезвычайной ситуации.

2. Обязать ответчика в срок до 01.10.2011г. принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий.

Определением суда от 21 июня 2011 года производство по делу по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Оренбургской области к ГУП «Облжилкомхоз» о признании незаконным бездействия в части требований о признании незаконным бездействие ГУП «Облжилкомхоз» по невыполнению мероприятий направленных на: согласование переноса канализационной насоснойстанциирасположенной на откосе берегового укрепления, было прекращено.

В судебном заседании представитель истца Горяинов М.А., старший помощник Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Оренбургской области, исковые требования в остальной части полностью поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика Стрельцов Д.А., действуя на основании доверенности, с имеющимися нарушениями согласился, считает, что данные нарушения возможно устранить.

В судебном заседании свидетели ФИО4, ФИО5 доводы истца подтвердили.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, свидетелей, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 года № 304

«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера» чрезвычайная ситуация размер материального ущерба при

которой составляет от 5 до 500 миллионов рублей, относится к чрезвычайной

ситуации регионального характера.

В соответствии с преамбулой и статьями 3,8-10,15,17-20 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в действующей редакции) указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска -аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Статьей 10 вышеуказанного закона установлено, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник     гидротехнического     сооружения     или     эксплуатирующая

организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 года № 1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, согласно ст.ст. 2, 4 которого, декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации; декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений - юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что гидротехническое сооружение - инженерная защита (берегоукрепление) <адрес> во время прохождения паводка, расположенное на левом берегу р. Урал, -представляет собой бетонную стену высотой 1,8 метров, опирающуюся на сваи из стальных труб диаметром 273 миллиметра, введено в эксплуатацию в ... году. Находится на балансе ГУП «Облжилкомхоз» и относится к III классу капитальности (ответственности).

В 2007 году на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, ... провело реконструкцию вышеуказанного гидротехнического сооружения. Заказчиком указанных работ является ГУП «Облжилкомхоз».

Работы по реконструкции проведены на основании проекта разработанного ...

Пунктом 1.2., 3.3. указанного проекта, определены технико-экономические показатели реконструкции, а также оценка эффективности осуществления проектируемых мероприятий. Так, длина закрепляемого участка ГТС составила 1185 метров, средняя высота закрепляемого участка берега 9,0 метров, средняя высота банкета 3,5 метров, оценка стоимости ущерба от вредного воздействия вод, составила 99,89 миллионов рублей.

Доводы истца о бездействии ответчика по невыполнению мероприятий, указанных в исковом заявлении подтверждаются актом проверки Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 15-1959-рпо12 от 12 июля 2010 г., объяснением ФИО6 - заместителя генерального директора ГУП «Облжилкомхоз», пояснениями свидетелей ФИО4 - старшего государственного инспектора Ростехнадзора, ФИО5- ведущего специалиста-эксперта отдела предупреждения ЧС, в настоящем судебном заседании, а также другими материалами дела и не оспаривались представителем ответчика в настоящем судебном заседании, который не отрицал допущенные нарушения.

Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Оренбургской области к ГУП «Облжилкомхоз» о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГУП «Облжилкомхоз» по невыполнению мероприятий направленных на:

1) присвоение идентификационного кода (номера) ГТС и внесения сведений в Российский регистр ГТС;

2) присвоение     кода водохозяйственного     участка в     системе водохозяйственного районирования территории России;

3) регистрацию ГТС, как объекта недвижимости в уполномоченном органе;

4) проведение преддекларационного обследования ГТС;

5) получение       заключения       государственного       технического строительного     надзора     «О     соответствии     построенных     объектов капитального строительства, требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов проектной документации;

6) разработку плана ликвидации аварий на ГТС;

7) назначение ответственных лиц за безопасность на ГТС;

8) разработку и согласование декларации безопасности ГТС;

9) разработку, согласование с МЧС России и утверждение
Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц;

10) разработку паспорта ГТС отвечающего требованиям нормативных правовых документов;

11) создание резерва финансовых средств, для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации.

Обязать ГУП «Облжилкомхоз» в срок до 01.10.2011г. принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                                                  Донцова Ю.И.

Решение в окончательной форме изготовлено: 27.06.2011 г.