о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2011 года

Суд Ленинского района города Оренбурга

В составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.

С участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга

Емельяновой М.В.,

представителя администрации г.Оренбурга Морозова А.Ю.,

представитель УСиДХ Пряхиной Н.А.,

представителя ДПС ГИБДД Матвейчева А.А.,

при секретаре Файзуллиной Р.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора Ленинского района г.Оренбурга к администрации г.Оренбурга о признании

незаконным бездействия, выразившемся в ненадлежащей организации деятельности по

обеспечению безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Оренбурга обратился в суд с указанным выше иском, указав, что совместно с представителями ДПС ГИБДД при УВД по Оренбургской области проведена проверка на территории района по исполнению требований Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения». Проведенной проверкой выявлено:

Наличие деформации в виде просадки на обочине глубиной 28 см., а также
обочина, не отделенная от проезжей части бордюром ниже уровня прилегающей части
на 12 см. по ул. Транспортная от стр. № 2 («Союз-В, АЗС №2) до стр. № 5
(Шиномонтаж);

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями
(многочисленные выбоины) напротив стр. 32/2 по ул. Монтажников (проезд от ул.
Монтажников до ул. Совхозной). Размеры отдельных выбоин составляют: 1) длина 187
см., ширина 198 см., глубина 11 см., 2) длина 890 см., глубина 29 см., 3) длина 357 см.,
ширина 161 см., глубина 23 см;

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями
(многочисленные выбоины) на ул. Механизаторов, напротив дома № 1. Размеры
выбоины составляют: длина 198 см., ширина 151 см., глубина 14 см.; 2) длина 136 см.,
ширина 121 см., глубина 15 см., 3) длина 123 см., ширина 220 см., глубина 18 см., 4)
длина 296 см., ширина 242 см., глубина 12 см.;.

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями
(многочисленные выбоины) на перекрестке ул. Ст. Разина и проезда между домами №
21 и № 23 по ул. Чкалова. Размеры отдельных выбоины составляют: 1) длина 180 см.,
ширина 119 см., глубина 11 см., 2) длина 80 см., ширина 77 см., глубина 8 см.;

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко     выраженными краями
(выбоины) в районе дома № 2ж по пр. Гагарина (проезд от пр. Гагарина до ул.
Туркестанской). Размеры отдельных выбоин составляют: длина 92 см., ширина 110см.,
глубина 12 см., 2) длина 411 см., ширина 85 см., глубина 11 см.;

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями
(многочисленные выбоины) в районе дома № 1 по пр. Майский. Размеры отдельных
выбоин составляют: длина 120 см., ширина 180 см., глубина 13 см., 2) длина 232 см.,
ширина 170 см., глубина 14 см.;

- Наличие разрушений дорожного покрытия     с резко     выраженными краями
(многочисленные выбоины) напротив стр. 15а по ул. Ветеранов Труда п. им. Куйбышева. Размеры отдельных выбоин составляют: длина 145 см., ширина 101 см., глубина 11 см., 2) длина 138 см., ширина 216 см., глубина 10 см.;

Вышеуказанные нарушения превышают предельно допустимые значения (п. 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения").

Эксплуатация улично-дорожной сети на территории района происходит по сегодняшний день, что является нарушением закона, оказывает прямое негативное воздействие на участников дорожного движения (водителей, пешеходов).

Прокурор Ленинского района г.Оренбурга просил суд: признать       незаконным       бездействие Администрации муниципального образования «город Оренбург», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона РФ № 196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Закона РФ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: не принятия мер по улучшению состояния дорог, а также устранения разрушений дорожного покрытия по ул. Транспортная от стр. № 2 («Союз-В, АЗС №2) до стр. № 5 (Шиномонтаж); по ул. Монтажников, напротив стр. 32/2 (проезд от ул. Монтажников до ул. Совхозной); на перекрестке ул. Донгузская и ул. Широтная; по ул. Донгузская, напротив дома № 32; на ул. Донгузская, напротив дома № 10; на ул. Механизаторов, напротив дома № 1; на перекрестке ул. Ст. Разина и проезда между домами № 21 и № 23 по ул. Чкалова; в районе дома № 2ж по пр. Гагарина (проезд от пр. Гагарина до ул. Туркестанской); в районе дома № 1 по пр. Майский; по ул. Ветеранов Труда п. им. Куйбышева напротив стр. 15а.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Оренбург» организовать содержание, обустройство и ремонт автомобильных дорог в соответствии с требованиями стандартов, технических норм и правил: ремонта дорожного полотна по ул. Транспортная от стр. № 2 («Союз-В, АЗС №2) до стр. № 5 (Шиномонтаж); по ул. Монтажников, напротив стр. 32/2 (проезд от ул. Монтажников до ул. Совхозной); на перекрестке ул. Донгузская и ул. Широтная; по ул. Донгузская, напротив дома № 32; на ул. Донгузская, напротив дома № 10; на ул. Механизаторов, напротив дома № 1; на перекрестке ул. Ст. Разина и проезда между домами № 21 и № 23 по ул. Чкалова; в районе дома № 2ж по пр. Гагарина (проезд от пр. Гагарина до ул. Туркестанской); в районе дома № 1 по пр. Майский; по ул. Ветеранов Труда п. им. Куйбышева напротив стр. 15а.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельянова М.В. отказалась от требований в части признания незаконным бездействия Администрации муниципального образования «город Оренбург», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона РФ № 196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Закона РФ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: не принятия мер по улучшению состояния дорог, а также устранения разрушений дорожного покрытия на перекрестке ул. Донгузская и ул. Широтная; по ул. Донгузская, напротив дома № 32; на ул. Донгузская, напротив дома № 10 и обязания организовать ремонт дорог по указанным адресам.

Судом вынесено определение о прекращении производства в этой части.

Представитель прокуратуры настаивала на удовлетворении остальной части требований.

В судебном заседании представитель ГИБДД при УВД по Оренбургской области Матвейчев А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объёме.

В судебном заседании представитель администрации г.Оренбурга Морозов А.Ю., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, полагая, что надлежащим ответчиком по делу является Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга, в функции которого согласно положению входит ремонт и содержание дорог.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга.

В судебном заседании представитель управления Пряхина Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, полагая, что администрация города в лице Управления строительства и дорожного хозяйства не бездействует, так как периодически производит ремонт дорог и планирует их ремонт в зависимости от наличия средств, выделенных на эти цели. Средства выделяет городской Совет по заявке Управления.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью первой ст.45 ГК РФ за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

С указанным выше заявлением прокурор обратился в суд в защиту неопределённого круга лиц, поскольку эксплуатация улично-дорожной сети на территории Ленинского района г.Оренбурга затрагивает права всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов.

Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Оренбурга совместно с представителями полка ДПС ГИБДД при УВД по Оренбургской области проведена проверка на территории района по исполнению требований Закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со ст. 4, ч. 4 ст. 6, ст. 12 Закона РФ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.102003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закона закреплена в п. 5 ч. 2 ст. 9 Устава города Оренбурга.

В соответствии с п. 4.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, по которым проходят автобусные маршруты, их инженерное оборудование, порядок их ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации,

строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами.

Таким образом, содержание автомобильных дорог, соответствие их государственным стандартам и, как следствие, обеспечение безопасности дорожного движения в границах г.Оренбурга законом возложена на орган исполнительной власти муниципального образования - администрацию г.Оренбурга.

Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на

обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и

имущества населения, охрану окружающей среды.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

Проведенной проверкой выявлено:

Наличие деформации в виде просадки на обочине глубиной 28 см., а также
обочина, не отделенная от проезжей части бордюром ниже уровня прилегающей части
на 12 см. по ул. Транспортная от стр. № 2 («Союз-В, АЗС №2) до стр. № 5
(Шиномонтаж);

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями
(многочисленные выбоины) напротив стр. 32/2 по ул. Монтажников (проезд от ул.
Монтажников до ул. Совхозной). Размеры отдельных выбоин составляют: 1) длина 187
см., ширина 198 см., глубина 11 см., 2) длина 890 см., глубина 29 см., 3) длина 357 см.,
ширина 161 см., глубина 23 см;

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями
(многочисленные выбоины) на ул. Механизаторов, напротив дома № 1. Размеры
выбоины составляют: длина 198 см., ширина 151 см., глубина 14 см.; 2) длина 136 см.,
ширина 121 см., глубина 15 см., 3) длина 123 см., ширина 220 см., глубина 18 см., 4)
длина 296 см., ширина 242 см., глубина 12 см.;

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями
(многочисленные выбоины) на перекрестке ул. Ст. Разина и проезда между домами №
21 и № 23 по ул. Чкалова. Размеры отдельных выбоины составляют: 1) длина 180 см.,
ширина 119 см., глубина 11 см., 2) длина 80 см., ширина 77 см., глубина 8 см.;

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями
(выбоины) в районе дома № 2ж по пр. Гагарина (проезд от пр. Гагарина до ул.
Туркестанской). Размеры отдельных выбоин составляют: длина 92 см., ширина 110 см.,
глубина 12 см., 2) длина 411 см., ширина 85 см., глубина 11 см.;

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями
(многочисленные выбоины) в районе дома № 1 по пр. Майский. Размеры отдельных
выбоин составляют: длина 120 см., ширина 180 см., глубина 13 см., 2) длина 232 см.,
ширина 170 см., глубина 14 см.;

Наличие разрушений дорожного покрытия с резко     выраженными краями
(многочисленные выбоины) напротив стр. 15а по ул. Ветеранов Труда п. им. Куйбышева. Размеры отдельных выбоин составляют: длина 145 см., ширина 101 см., глубина 11 см., 2) длина 138 см., ширина 216 см., глубина 10 см.;

Вышеуказанные нарушения превышают предельно допустимые значения (п. 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения").

При подготовке дела к судебному разбирательству администрации г.Оренбурга разъяснена обязанность предоставления доказательств о ремонте дорожного покрытия и устранений установленных прокуратурой повреждений дорожного покрытия. Таких доказательств суду не представлено.

Суд соглашается с доводами представителя третьего лица о том, что бездействие администрации заключается в том, что при отсутствии контроля и регулярных работ по ремонту дорог, повреждения дорожного покрытия превысили допустимые размеры.

Доводы представителя администрации г.Оренбурга о том, что администрация города не несёт ответственность за состоянием дорог, суд считает необоснованными.

Согласно представленному в суд положению об Управлении строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга, Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации г.Оренбурга. Финансирование деятельности Управления осуществляется за счёт средств бюджета города.

Согласно ст.6 Устава г.Оренбурга, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация города Оренбурга.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности города Оренбурга, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством осуществляется населением и органами местного самоуправления города.

К вопросам местного значения муниципального образования "город Оренбург" относится в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (ст.9 Устава города).

Согласно положениям, установленным статьями 33-35 Устава города администрация г.Оренбурга, как исполнительный орган муниципального образования действует через свои структурные подразделения, наделяя их полномочиями для осуществления определённой деятельности, в данном случае по ведению дорожного хозяйства. Однако обеспечение безопасности движения в городе законом возложено непосредственно на муниципальный орган, который выполняя эти функции, обязан осуществлять надлежащий контроль за состоянием дорог и их ремонтом, содержанием через свои структурные подразделения.

При таких обстоятельствах суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление     прокурора     Промышленного     района     г.Оренбурга к администрации г.Оренбурга о признании незаконным бездействия, выразившемся в ненадлежащей организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, обязании ответчика организовать ремонт дорог - удовлетворить в полном объёме.

Признать        незаконным        бездействие Администрации        муниципального образования «город Оренбург», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона РФ № 196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Закона РФ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: не принятия мер по улучшению состояния дорог, а также устранения разрушений дорожного покрытия по ул. Транспортная от стр. № 2 («Союз-В, АЗС №2) до стр. № 5 (Шиномонтаж); по ул. Монтажников, напротив стр. 32/2 (проезд от ул. Монтажников до ул. Совхозной); на ул. Механизаторов, напротив дома № 1; на перекрестке ул. Ст. Разина и проезда между домами № 21 и № 23 по ул. Чкалова; в районе дома № 2ж по пр. Гагарина (проезд от пр. Гагарина до ул. Туркестанской); в районе дома № 1 по пр. Майский; по ул. Ветеранов Труда п. им. Куйбышева напротив стр. 15а.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Оренбург» организовать содержание, обустройство и ремонт автомобильных дорог в соответствии с требованиями стандартов, технических норм и правил ремонта дорожного полотна по ул. Транспортная от стр. № 2 («Союз-В, АЗС №2) до стр. № 5 (Шиномонтаж); по ул. Монтажников, напротив стр. 32/2 (проезд от ул. Монтажников до ул. Совхозной); на ул. Механизаторов, напротив дома № 1; на перекрестке ул. Ст. Разина и проезда между домами № 21 и № 23 по ул. Чкалова; в районе дома № 2ж по пр. Гагарина (проезд от пр. Гагарина до ул. Туркестанской); в районе дома № 1 по пр. Майский; по ул. Ветеранов Труда п. им. Куйбышева напротив стр. 15а.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Полный текст решения изготовлен: 28.06.11 года

Судья: