о признании действий незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Оренбург                                                                         24 июня 2011 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,

при секретаре Ельчаниновой Н.М.,

с участием представителя заявителя - Толмач А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по Оренбургской области о признании действий незаконными и обязании устранения нарушений Федерального Закона «Об оружии»,

У С Т А Н О В И Л :

Исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области действующего в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Управлению внутренних дел по Оренбургской области о признании действий незаконными и обязании устранения нарушений Федерального Закона «Об оружии», указав, что прокуратурой Оренбургской области в Управлении внутренних дел по Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства об обороте оружия, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Оренбургской области на складе хранения боеприпасов УВД по Оренбургской области, расположенного по адресу: город <адрес> выявлены нарушения требований Инструкции.

Помимо этого, УВД по Оренбургской области не обеспечена надлежащая охрана склада вооружения и ограничение к нему доступа посторонних лиц.

Согласно пункту 146 Инструкции вокруг склада вооружения должна быть оборудована запретная зона, в которую входят: основные ограждения высотой три метра с сигнально заградительным козырьком по верху и блокировкой полотна; ограждение внутренней запретной зоны высотой полтора метра, выполненной из металлической сетки.

На основном ограждении, на расстоянии 10-15 метров один от другого и на высоте 1,5 метра должны устанавливаться хорошо видимые днем и ночью указатели с надписью "Запретная зона", "Проход (проезд) запрещен". Вышеуказанные требования Инструкции не выполнены.

В связи с чем, прокуратурой Оренбургской области приняты меры прокурорского реагирования и 27.04.2010г. в адрес начальника УВД по Оренбургской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об обороте оружия.

Согласно ответу на указанное представление от 27.05.2010 года УВД по Оренбургской области частично устранены выявленные нарушения Инструкции.

В то же время, склад хранения вооружения и боеприпасов до настоящего момента находится в административном здании, что является нарушением статьи 5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Указанные нарушения не обеспечивают в полной мере исполнение требований по хранению оружия, надежную сохранность и недоступность от посторонних лиц.

Просил обязать Управление внутренних дел по Оренбургской области устранить нарушение требований законодательства по размещению склада хранения вооружения и боеприпасов путем перемещения указанного склада из помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Впоследствии заявитель требования заявления уточнил, просил признать действия Управления внутренних дел по Оренбургской области по размещению склада хранения вооружения и боеприпасов в помещении, расположенном по адресу: <адрес> не отвечающем предъявленным требованиям законодательства, незаконными. Запретить Управлению внутренних дел по Оренбургской области использовать помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в качестве склада хранения вооружения и боеприпасов до момента устранения нарушений требований пунктов 142, 146 «Инструкции об организации снабжения, хранения, учёта, выдачи (приёма) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.01.2009 № 13, а именно, склад хранения вооружения и боеприпасов не должен быть расположен в административном здании и вокруг него должна быть оборудована запретная зона в соответствии с требованиями вышеуказанного приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 5 октября 2010 г. заявление исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по Оренбургской области о признании действий незаконными и обязании устранения нарушений Федерального Закона «Об оружии» было удовлетворено. Действия Управления внутренних дел по Оренбургской области по размещению склада хранения вооружения и боеприпасов в помещении, расположенном по адресу: <адрес> не отвечающем предъявленным требованиям законодательства, признаны незаконными. Запрещено Управлению внутренних дел по Оренбургской области использовать помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в качестве склада хранения вооружения и боеприпасов до устранения нарушений требований пунктов 142, 146 «Инструкции об организации снабжения, хранения, учёта, выдачи (приёма) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.01.2009 № 13, а именно, об организации расположения склада вооружения в административном здании, и оборудовании запретной зоны в соответствии с требованиями вышеуказанного приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 апреля 2011 г. решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 5 октября 2010 г. было отменено и дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

При этом судом кассационной инстанции было указано, что суд не проверил и не установил, прошел ли приказ МВД от 12.01.2009 г. № 13, утвердивший «Инструкцию об организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел РФ» государственную регистрацию и опубликована ли Инструкция, т.е. вступил ли данный нормативный правовой акт в силу и может ли служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к организации за невыполнение содержащихся в нем предписаний и можно ли ссылаться на указанный нормативно-правовой акт при разрешении данного спора.

В судебном заседании представитель заявителя Толмач А.В., заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика - УВД по Оренбургской области, надлежаще извещенного о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явился.

Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» к военизированным организациям, в том числе, относится федеральный органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Пунктом 1 «Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 №927, установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Пунктом 18 «Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 №1314, установлено, что требования к хранению оружия в зависимости от его предназначения определяются соответствующими нормативными     правовыми     актами     государственных военизированных организаций.

В подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации порядок оборота указанного оружия определен «Инструкцией об организации снабжения, хранения, учёта, выдачи (приёма) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.01.2009 № 13 (далее Инструкция).

Вместе с тем, в силу пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального xapaктера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих     правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Оренбургской области на складе хранения боеприпасов УВД по Оренбургской области, расположенного по адресу: <адрес> выявлены нарушения требований вышеуказанной Инструкции.

Однако, согласно сообщения Врио.начальника Департамента тыла Управление организации материально-технического обеспечения МВД России от 17.06.2011 г. № 26/ЕП-5055, приказ МВД России № 13 от 12.01.2009 г. государственную регистрацию не проходил, сведений, составляющих государственную тайну не содержит и является внутриведомственным.

Таким образом, было установлено, что «Инструкция об организации снабжения, хранения, учёта, выдачи (приёма) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.01.2009 № 13 на которую ссылается истец в обоснование своих доводов не может служить основанием для регулирования указанных правоотношений.

Доводы представителя заявителя о том, что хотя данный приказ МВД России № 13 от 12.01.2009 г. не прошел государственную регистрацию, но его нормы обязательны для исполнения УВД по Оренбургской области и фактически приказ применяется в работе, суд учесть не может, так как доказательств этому заявителем суду не представлено.

При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Заявление исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по Оренбургской области о признании действий незаконными и обязании устранения нарушений Федерального Закона «Об оружии» оставить без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.                      

        

Судья:                                                                          Донцова Ю.И.

Решение в окончательной форме изготовлено: 28 июня 2011 года.