РЕШЕНИЕ 14 июня 2011 года г.Оренбург Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе: председательствующего судьи Перовских И.Н., при секретаре Гвоздевой Л.П., с участием: истца Карелиной Т.В., ответчика ИП Абдреевой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карелиной Т.В. к Индивидуальному предпринимателю Абдреевой Р.Р. о защите прав потребителя, УСТАНОВИЛ: Карелина Т.В. обратилась в суд с иском к ИП Абдреевой Р.Р. о том, что 19 сентября 2010 г. она приобрела у ответчика диван «Лаура» стоимостью ... В ноябре 2010 г., спустя неделю, после доставки дивана «Лаура» было обнаружено, что товар является некачественным и неисправным, это выразилось в некачественной установке механизма разборки-сборки дивана, при использовании в положении «спальное место». В связи с тем, что ответчик не намерена в добровольном порядке урегулировать возникший спор, просила взыскать с ответчика уплаченную за диван «Лаура» сумму в размере ... неустойку за нарушение срока по возврату денег за товар в период с 15.01.2011 года по 01.03.2011 года в размере ... компенсацию морального вреда в размере ... 50% штрафа от стоимости дивана «Лаура». Истец Карелина Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Ответчик ИП Абдреева Р.Р. возражала против удовлетворения исковых требований. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В силу ст.4 ФЗ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. В силу ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», 1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. 2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. 3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. 6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Судом установлено, что 19.09.2010 г. Карелиной Т.В. у ИП Абдреевой P.P. приобретен диван «Лаура», общей стоимостью ... В качестве задатка 19.09.2010 г. истицей оплачена ... что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 19.09.2010 года. 22 сентября 2010 года Карелиной Т.В. уплачено еще ... за диван «Лаура» и бельевую секцию согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 22 сентября 2010 года. Одновременно между сторонами был заключен договор, по которому ИП Абдреева P.P. изготавливает диван «Лаура» после внесения 50% предоплаты от стоимости товара. 08 ноября 2010 года по квитанции к приходному кассовому ордеру № Карелиной Т.В. оплачена остаточная сумма в размере ... В соответствии с п. 3.1 договора гарантийный срок составил 12 месяцев. В период гарантийного срока использования указанного дивана, обнаружены повреждения, а именно: произведена некачественная установка механизма разборки-сборки дивана, при использовании в положении «спальное место». Истицей 05.01.2011 г. подано заявление ИП Абдреевой РР. с указанием обнаруженных дефектов и просьбой принять меры по устранению указанных недостатков. 26.03.2011 г. в присутствии представителя фабрики изготовителя Трякина М.А., ИП Абдреевой Р.Р. составлен Акт об осмотре дивана «Лаура» на основании претензии клиента. О результатах решено сообщить дополнительно, однако, в суд заключение с результатами проверки о наличии или отсутствии недостатков представлено не было. До настоящего времени недостатки дивана не устранены. В силу ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей», 1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально. 2. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец, либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом ответчик не предоставил Карелиной Т.В. товар с аналогичными потребительскими свойствами. В судебном заседании 07.04.2011 г. от ответчика поступило ходатайство о назначении товароведческой экспертизы. Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07.04.2011 г. назначена товароведческая экспертиза, производство которой поручено Оренбургскому филиалу Самарской ЛСЭ Министерства юстиции РФ. Расходы по оплате указанной экспертизы возложены на ответчика ИП Абдрееву Р.Р. Согласно экспертному заключению № от 19.05.2011 г. Оренбургского филиала Самарской ЛСЭ Министерства юстиции РФ, проведенной экспертом Шабалиной С.Х., которая была предупреждена судом по ст.307 УК РФ установлено, что исследуемый диван «Лаура» имеет нарушение свободного хода выдвижного элемента изделия с левой стороны (несоответствие ГОСТ 19917-93 п. 2.11). Причиной образования данного дефекта является наличие легко устранимого производственного дефекта механизма трансформации с левой стороны дивана. Устранение дефекта возможно по месту нахождения исследуемого объекта. Таким образом, судом, бесспорно, установлено, что диван «Лаура» имеет существенные недостатки качеству реализуемого товара. В силу ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом, указанные положения были сторонам разъяснены и ответчику было предложено представить доказательства отсутствия вины в причинении ущерба истцу, однако, доказательств продажи товара надлежащего качества ответчиком не представлено. На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика стоимости дивана в размере ... и возврата дивана «Лаура» продавцу. В соответствии с ч.1 ст.23 ФЗ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20,21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Согласно расчета истца размер неустойки за нарушение удовлетворения требования потребителя об устранении недостатков товара дивана «Лаура» составил за период с 15.01.2011 г. по 01.03.2011 г. (45 дней). ... Указанная сумма неустойки подлежит взысканию с ИП Абдреевой в пользу истицы. В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. С учетом неудовлетворения ответчиком законных требований истца, суд с учетом принципа разумности и справедливости, суд считает, что моральный вред подлежит удовлетворению в сумме ... В соответствии со ст.13 п.6 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию штраф в сумме ... руб. в пользу Администрации Южного округа г. Оренбурга Оренбургской области. В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственную пошлину в доход государства в размере ... в том числе, в размере ... госпошлина в счет компенсации морального вреда. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Карелиной Т.В. к Индивидуальному предпринимателю Абдреевой Р.Р. о защите прав потребителя - удовлетворить частично. Расторгнуть договор купли - продажи мягкой мебели -дивана «Лаура», заключенный между Карелиной Т.В. и Индивидуальным предпринимателем Абдреевой Р.Р. 19.09.2010 г. Взыскать с Индивидуального предпринимателя Абдреевой Р.Р. в пользу Карелиной Т.В. сумму, уплаченную за товар в размере ... компенсацию морального вреда в размере ... неустойку в размере ... а всего ... Обязать Карелину Т.В. возвратить диван «Лаура» Индивидуальному предпринимателю Абдреевой Р.Р., то есть привести стороны в первоначальное положение. В удовлетворении остальной части исковых требований Карелиной Т.В. - отказать. Взыскать с Индивидуального предпринимателя Абдреевой Р.Р. в доход Администрации Южного округа г. Оренбурга Оренбургской области штраф в размере 32 150 (тридцать две тысячи сто пятьдесят) руб. Взыскать с Индивидуального предпринимателя Абдреевой Р.Р. в доход федерального бюджета государственную пошлину в 2 314 (две тысячи триста четырнадцать) руб. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 28 июня 2011 года. Судья: И.Н. Перовских
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ