о признании бездействия незаконным



                                                               РЕШЕНИЕ

                                        Именем Российской Федерации

07 июля 2011 года

Суд Ленинского района города Оренбурга

В составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.

С участием:

старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Обещенко А.А.,

представителя администрации г. Оренбурга Морозова А.Ю.,

представителя ДПС ГИБДД Матвейчева А.А.,

при секретаре Файзуллиной Р.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленного района г.Оренбурга к администрации г.Оренбурга о признании незаконным бездействия, выразившемся в ненадлежащей организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Промышленного района г.Оренбурга обратился в суд с указанным выше иском, указав, что совместно с представителями ДПС ГИБДД при УВД по Оренбургской области проведена проверка на территории района по исполнению требований Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения». Проведенной проверкой выявлено:

- наличие деформации в виде просадки на обочине глубиной 16 см, а также разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (многочисленные выбоины) на ул. Астраханская. Размеры отдельной выбоины, расположенной напротив дома 1а составляют: ширина 209 см, глубина 11 см;

- наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (выбоины) по пер. Станочный. Размеры отдельной выбоины, расположенной напротив дома 14, составляют: длина 146 см, ширина 131 см, глубина 10 см;

наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (выбоины) на ул. Деповская. Размеры отдельных выбоин, расположенных напротив домов 49 и 84а, составляют: 1) длина 141 см, ширина 160 см, глубина 12 см, 2) длина 198 см, ширина 178 см, глубина 12 см;

наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (многочисленные выбоины) по ул. Донгузская, напротив дома № 32. Размеры выбоины составляют: длина 143 см., ширина 120 см., глубина 16 см.;

наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (многочисленные выбоины) на ул. Локомотивная, напротив домов 19 и 23. Размеры выбоины составляют: 1) длина 108 см, ширина 135 см, глубина 7 см; 2) длина 108 см, ширина 141 см, глубина 10 см;

наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (многочисленные выбоины) на ул. Кичигина, напротив дома 25. Размеры выбоины составляют 1) длина 292 см, ширина 170 см, глубина 14 см; 2) длина 116 см, ширина 173 см, глубина 8,5 см;

наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (выбоины) по ул. Юркина на участке от ул. Пролетарская до ул. Полтавская; наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (выбоины) на ул. Ижевская.

Вышеуказанные нарушения превышают предельно допустимые значения (п. 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения").

Эксплуатация улично-дорожной сети на территории района происходит по сегодняшний день, что является нарушением закона, оказывает прямое негативное воздействие на участников дорожного движения (водителей, пешеходов).

Прокурор Промышленного района г.Оренбурга просил суд:

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «город Оренбург», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», выразившемся в непринятии мер по улучшению состояния дорог, а также устранению разрушений дорожного покрытия по ул. Астраханская напротив д. 1а, пер. Станочный напротив д. 14, ул. Деповская напротив домов 49 и 84а, ул. Локомотивная напротив домов 19 и 23, ул. Кичигина напротив д. 25, по ул. Юркина на участке от ул. Пролетарская до ул. Полтавская, на ул. Ижевская г. Оренбурга.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Оренбург» организовать содержание, обустройство и ремонт автомобильных дорог в соответствии с требованиями стандартов, технических норм и правил по ул. Астраханская напротив д. 1а, пер. Станочный напротив д. 14, ул. Деповская напротив домов 49 и 84а, ул. Локомотивная напротив домов 19 и 23, ул.Кичигина напротив д. 25, по ул. Юркина на участке от ул. Пролетарская до ул.Полтавская, на ул. Ижевская г. Оренбурга.

В судебном заседании старший помощник прокурора Промышленного района г. Оренбурга Обещенко А.А., заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представителя администрации г.Оренбурга Морозов А.Ю., действующий на основании доверенности от 21.06.2011г. с иском не согласился, полагая, что надлежащим ответчиком по делу является Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга, в функции которого согласно положению входит ремонт и содержание дорог.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга.

Представитель Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ДПС ГИБДД Матвейчев А.А., действующий на основании доверенности № 3/8-7970 от 21.06.2011г. исковые требования поддержал в полном объёме.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившегося представителя Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью первой ст.45 ГК РФ за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

С указанным выше заявлением прокурор обратился в суд в защиту неопределённого круга лиц, поскольку эксплуатация улично-дорожной сети на территории Ленинского района г.Оренбурга затрагивает права всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов.

Судом установлено, что прокуратурой Промышленного района г.Оренбурга совместно с представителями полка ДПС ГИБДД при УВД по Оренбургской области и Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга проведена проверка на территории района по исполнению требований Закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со ст. 4, ч. 4 ст. 6, ст. 12 Закона РФ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.102003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закона закреплена в п. 5 ч. 2 ст. 9 Устава города Оренбурга.

В соответствии с п. 4.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, по которым проходят автобусные маршруты, их инженерное оборудование, порядок их ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации,строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами.

Таким образом, содержание автомобильных дорог, соответствие их государственным стандартам и, как следствие, обеспечение безопасности дорожного движения в границах г.Оренбурга законом возложена на орган исполнительной власти муниципального образования - администрацию г.Оренбурга.

Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены наобеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья иимущества населения, охрану окружающей среды.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

Проведенной проверкой выявлено:

- наличие деформации в виде просадки на обочине глубиной 16 см, а также разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (многочисленные выбоины) на ул. Астраханская. Размеры отдельной выбоины, расположенной напротив дома 1а составляют: ширина 209 см, глубина 11 см;

- наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (выбоины) по пер. Станочный. Размеры отдельной выбоины, расположенной напротив дома 14, составляют: длина 146 см, ширина 131 см, глубина 10 см;

наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (выбоины) на ул. Деповская. Размеры отдельных выбоин, расположенных напротив домов 49 и 84а, составляют: 1) длина 141 см, ширина 160 см, глубина 12 см, 2) длина 198 см, ширина 178 см, глубина 12 см;

наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (многочисленные выбоины) по ул. Донгузская, напротив дома № 32. Размеры выбоины составляют: длина 143 см., ширина 120 см., глубина 16 см.;

наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (многочисленные выбоины) на ул. Локомотивная, напротив домов 19 и 23. Размеры выбоины составляют: 1) длина 108 см, ширина 135 см, глубина 7 см; 2) длина 108 см, ширина 141 см, глубина 10 см;

наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (многочисленные выбоины) на ул. Кичигина, напротив дома 25. Размеры выбоины составляют 1) длина 292 см, ширина 170 см, глубина 14 см; 2) длина 116 см, ширина 173 см, глубина 8,5 см;

наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (выбоины) по ул. Юркина на участке от ул. Пролетарская до ул. Полтавская; наличие разрушений дорожного покрытия с резко выраженными краями (выбоины) на ул. Ижевская.

Факты выявления недостатков в содержании вышеуказанных дорог, подтверждены актами от 20 мая 2011г. за №№ 865-871.

Вышеуказанные нарушения превышают предельно допустимые значения (п. 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения").

Более того, ранее на имя Начальника управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга было направлено предписания Полка ДПС ГИБДД при УВД по Оренбургской области от 19.04.2011г., из которого следует, что ранее также были выявлены нарушения требований к эксплуатационному состоянию дорог и взято объяснение начальника Управления М.Ю.Серегина, что ямочный ремонт дорог указанных улиц включен в проект программы по среднему ремонту асфальтированного покрытия с июня месяца текущего года.

При подготовке дела к судебному разбирательству администрации г.Оренбурга разъяснена обязанность предоставления доказательств о ремонте дорожного покрытия и устранений установленных прокуратурой повреждений дорожного покрытия.

Из представленного акта контрольной проверки эксплуатационного состояния улиц и дорог Промышленного и Центрального районов г. Оренбурга установлено, что Ямочный ремонт проведен: по ул. М. Джалиля, ул. Б. Хмельницкого, ул. Полигонная, ул. Карагандинская, ул. Немовская, пр-д Коммунаров, ул. Астраханская, пер. Станочный, ул. Деповская.

Однако, суду не представлено доказательств, подтверждающих, что при ремонте данных дорог были выполнены требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасного дорожного движения, согласно ГОСТУ Р 50597-93.

Суд соглашается с доводами представителя третьего лица о том, что бездействие администрации заключается в том, что при отсутствии контроля и регулярных работ по ремонту дорог, повреждения дорожного покрытия превысили допустимые размеры.

Доводы представителя администрации г.Оренбурга о том, что администрация города не несёт ответственность за состоянием дорог, суд считает необоснованными.

Согласно представленному в суд положению об Управлении строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга, Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации г.Оренбурга. Финансирование деятельности Управления осуществляется за счёт средств бюджета города.

Согласно ст. 6 Устава г.Оренбурга, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация города Оренбурга.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности города Оренбурга, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством осуществляется населением и органами местного самоуправления города.

К вопросам местного значения муниципального образования "город Оренбург" относится в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (ст.9 Устава города).

Согласно положениям, установленным статьями 33-35 Устава города администрация г.Оренбурга, как исполнительный орган муниципального образования действует через свои структурные подразделения, наделяя их полномочиями для осуществления определённой деятельности, в данном случае по ведению дорожного хозяйства. Однако обеспечение безопасности движения в городе законом возложено непосредственно на муниципальный орган, который выполняя эти функции, обязан осуществлять надлежащий контроль за состоянием дорог и их ремонтом, содержанием через свои структурные подразделения.

Из представленного Постановления Администрации г.Оренбурга № 5446-н от 03.08.2010г. вышеуказанные улицы входят в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Оренбурга

При таких обстоятельствах суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

        Заявление     прокурора     Промышленного     района     г.Оренбурга к

администрации г.Оренбурга о признании незаконным бездействия, выразившемся в ненадлежащей организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, обязании ответчика организовать ремонт дорог - удовлетворить в полном объёме.

Признать        незаконным        бездействие Администрации муниципальногообразования «город Оренбург», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона РФ № 196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Закона РФ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ГОСТР 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», выразившемся в непринятии мер по улучшению состояния дорог, а также устранению разрушений дорожного покрытия по ул. Астраханская напротив д.1а, пер. Станочный напротив д. 14, ул. Деповская напротив домов 49 и 84а, ул. Локомотивная напротив домов 19 и 23, ул. Кичигина напротив д. 25, по ул. Юркина на участке от ул. Пролетарская до ул. Полтавская, на ул. Ижевская г. Оренбурга.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Оренбург» организовать содержание, обустройство и ремонт автомобильных дорог в соответствии с требованиями стандартов, технических норм и правил по ул. Астраханская напротив д. 1а, пер. Станочный напротив д. 14, ул. Деповская напротив домов 49 и 84а, ул. Локомотивная напротив домов 19 и 23, ул.Кичигина напротив д. 25, по ул. Юркина на участке от ул. Пролетарская до ул.Полтавская, на ул. Ижевская г. Оренбурга.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                                                  Селютина И.Ф.

Решение в окончательной форме изготовлено:     22.07.2011г.

Судья:                                                                                                                  Селютина И.Ф.