признание договора на поставку газа недействительным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2011 года                                                          г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Перовских И.Н.,

при секретаре Гвоздевой Л.П.,

с участием истца Арсеньевой Н.И.,

представителя ответчика Мараховского Д.А., действующего на основании доверенности от 05.04.2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арсеньевой Н.И. к Открытому акционерному обществу «Оренбургоблгназ», Обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургрегионгаз» о признании договора недействительным и обязании заключения договора на поставку газа,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам, указав, что в мае 2010 года она получила копию заявления ООО «Оренбургрегионгаз» о выдаче приказа о взыскании с нее ... из которой узнала, что между ней и ОАО «Оренбургоблгаз» заключен договор поставки газа, согласно которого она обязана своевременно оплачивать стоимость потребленного газа.

Данный договор на поставку газа от 20.12.1999 года она не заключала, так как в конце октября 1999 года она выехала на постоянное проживание в <адрес> она отсутствовала, ни по месту регистрации в с<адрес>, ни по фактическому месту жительства в г.Оренбурге, она не получала извещения о заключении договора, с текстом договора не ознакомлена.

На основании этого договора, и уведомления о переводе обязательства, которое она также не получала, и без ее извещения, на нее был открыл лицевой счет.

Впоследствии при выявлении задолженности, работник ответчика после трех месяцев не вышел на место, не составил акт об отключении газовой плиты Беляковым А.А. от трубы - источника газа в июне 2006 года и об отсутствии проживания людей в квартире.

В августе 2009 года ее вызвали в с. Пономаревка для отключения газа, чтобы открыть дверь.

Мировой судья Пономаревского района 11 июня 2010 отказала ей в ознакомлении с договором о поставке газа от 20.12.1999 года.

Письменные доказательства факта отключения газовой плиты Беляковым А.А. и не проживание жильцов в ее квартире за период времени с июня 2006 года по апрель 2009 года находятся в гражданском деле по иску к ООО «Оренбургрегионгаз» о списании ...

Просила признать договор от 20 декабря 1999 года изданный в одностороннем порядке ОАО «Оренбургоблгаз» треста «Абдулиномежрайгаз» недействительным. Обязать ООО «Оренбургрегионгаз» заключить договор на поставку газа в установленном Законом порядке.

Истица Арсеньева Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, считала, что все три дела должны быть объединены в одно производство.

Представитель ответчика ОАО «Оренбургоблгаз» на рассмотрение дела не явился, был извещен надлежащим образом. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ООО «Оренбургрегионгаз» Мараховский Д.А., действующий на основании доверенности от 05.04.2011 года № , возражал против удовлетворения исковых требований, предоставив письменный отзыв.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.      

Судом установлено, что истице Арсеньевой Н.А. на праве собственности принадлежит квартира <адрес>, на которую в ООО «Оренбургрегионгаз» открыт лицевой счет об оплате за поставленный газ

Из пояснений истца следует, что по указанному адресу она не проживает, газом не пользовалась, договор не заключала. Из расписки Белякова А.А. следует, что он арендовал квартиру по адресу <адрес> у истицы с 14 февраля 2005 года и обязуется своевременно оплачивать коммунальные услуги за жилье, газ и свет.

Также истица поясняла, что Беляков А.А. за пользование газом ей не оплатил, самовольно отключил газовую плиту.

С 01.02.2003 г. единым поставщиком газа на территории Оренбургской области является ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург». На основании договора от 25.04.2003 г. о переводе обязательства, заключенного между ОАО «Оренбургоблгаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», ООО «Оренбургрегионгаз» с 01.02.2003 г. осуществляет поставку природного газа населению в соответствии с договорами на поставку газа, заключенными между ОАО «Оренбургоблгаз» и населением (физическими лицами).

Согласно ст.ст. 428, 539, 540 ГК РФ, договор поставки газа, в случае, если потребителем выступает гражданин, считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса. Таким образом, заключение договора в письменной форме не является обязательным.

Официальная форма договора на поставку газа опубликована в газете «Оренбуржье» от 14.12.2005, 27.11.2007 г., 30.11.2008 года в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549.

Таким образом, договор о поставке газа потребителям физическим лицам является публичным договором, обязанность по оплате за газ предусмотрена Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, иными подзаконными актами, предусматривающими оплату за поставленный газ.

В порядке п.2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с п. 2 ст. 540 ГК РФ договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон на заявит в его прекращении или изменении либо заключении нового договора.

Пункт 3 ст. 540 ГК РФ предусматривает, что если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

Согласно п. 14 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549, в случае, если первая фактическая подача газа абоненту - гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

Согласно п. 24, 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549, при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа, либо по нормативам потребления.

В соответствии с п.1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

На основании п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Таким образом, суд защищает только нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы лиц, обратившихся в суд за судебной защитой, а выбор способа защиты нарушенных прав принадлежит указанному лицу.

С целью реализации восстановления своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов, истец еще при подаче искового заявления в соответствии со ст. 131 ГПК РФ должен указать в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и изложить свои требования, излагает обстоятельства, на которых основываются требования истца и доказательства, подтверждающие эти требования.

При рассмотрении дела в судебном заседании, истец, предоставляет доказательства нарушения своих прав, свобод или законных интересов, либо наличия угрозы их нарушения.

В соответствии со ст.ст.56 - 57 РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Истцом, доказательств нарушения ее прав или законных интересов договором от 20.12.1999 года, а также отсутствием письменного договора, заключенного с ООО «Оренбургрегионгаз» не представлено.

Кроме того, истицей не указано, на чем основывает она свои требования об обязании заключения договора с ООО «Оренбургрегионгаз» в соответствии с действующим законодательством.

Согласно уточненных исковых требований истица связывает наличие либо отсутствие заключенного договора с ответчиком с незаконностью начислений оплаты за газ, произведенные с 2006 года.

Однако, данные доводы не имеют значения для разрешения спора, поскольку начисления за поставленный газ производятся с момента совершения действий по фактическому отбору природного газа и до момента отключения специализированной организацией, а спор об оплате и размере начислений, разрешается не в данном судебном заседании, а в отдельных гражданских судопроизводствах, рассматриваемых мировым и районным судьей Пономаревского района. Указанные доводы о незаконности размера начисленный должны быть заявлены именно в других гражданских производствах.

При этом истица заявляла ходатайство об объединении всех гражданских дел в одно производство, в чем ей было отказано, поскольку в соответствии со ст. ч.4 ст. 151 ГПК РФ суд, установив, что в производстве данного суда имеется несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько дел по исками одного истца к различным ответчикам или различных истцом к одному ответчику, с учетом мнения сторон вправе объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, если признает, что также объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела. Все дела находились в производстве разных судом, при этом истица не была лишена возможности предъявлять в рамках других дел требования о признании договора о поставке газа недействительным, либо в возражениях ссылаться на его недействительность.

Требования о признании договора от 20 декабря 1999 года, заключенного с ОАО «Оренбургоблгаз» недействительным, обоснованными не являются, поскольку истцом не указано, в чем заключается недействительность договора, не представлен суду письменный текст договора, отсутствуют доказательства, подтверждающие его заключение и наличия договора в целом. Каких либо правовых значений и последствий в настоящее время договор не имеет, поскольку в отсутствие письменного договора, договор считается заключенным с момента первого отбора газа, а также в связи с изменением поставщика газа и порядка и размера оплаты.

Доказательств недействительности договора от 20.12.1999 года сторонами не представлено и в судебном заседании не добыто. В случае наличия отбора газа и прекращении его потребления, истца в соответствии с действующим законодательством должна была сообщить об этом ответчикам, заявить о прекращении договора.

Кроме того, истица считает в своем иске, что фактическое отсутствие заключенного с ней договора лишало ее права контролировать правильно ситуацию об оплате газа. Данные доводы не состоятельны, поскольку в соответствии с действующим законодательством, договор считается заключенным с момента фактического потребления природного газа, тарифы об услугах утверждаются и публикуются ежегодно, счета-квитанции об оплате рассылаются ежемесячно.

Договор является публичным, его условия изложены в печатных изданиях.

К ответчику ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» Арсеньева Н.И. с просьбой заключить письменный договор не обращалась, следовательно отказа в заключении не получала.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, договор о поставке газа считается заключенным с момента отбора природного газа, то есть по факту подключения, отбор газа с в 2006 году истица не оспаривала, более того, в подтверждение использования в ее квартире природного газа представила письменную расписку нанимателя ее жилья Белякова А.А. о его обязанности оплачивать коммунальные услуги за газ.

Следовательно, все исковые требования истицы являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения или угрозы нарушения ее законных прав и интересов.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Арсеньевой Н.И. к Открытому акционерному обществу «Оренбургоблгназ», Обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургрегионгаз» о признании договора недействительным и обязании заключить договор, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 25 июля 2011 года.

Судья:                                                                   И.Н. Перовских