Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Месяца О.К., при секретаре Лексиковой Е.А., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Ленинского района г. Оренбурга Емельяновой М.В., представителя Администрации г. Оренбурга - Федосовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Оренбурга к администрации г.Оренбурга, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом Оренбургской области о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Ленинского района г.Оренбурга обратился в суд с заявлением, указав, что в результате прокурорской проверки установлено, что гидротехническое сооружение - защитная дамба расположенная на территории Ленинского р-на г. Оренбурга, в южной части г. Оренбурга (Аренда) между железно-дорожным и автодорожным мостами является бесхозяйным. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на указанный объект, отсутствуют, Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Статус указанных ГТС, как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими повышенную опасность для граждан, требует принятия незамедлительных мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайной ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей. Администрацией города Оренбурга каких - либо мерпо постановке ГТС на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, принятию в муниципальную собственность и обеспечению безопасности данного ГТС до настоящего времени не принято. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией города Оренбурга вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города, которые могут повлечь стихийные бедствия и разрушения, и не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья. Учитывая, что органом местного самоуправления - администрацией города Оренбурга не осуществляется каких - либо практических мероприятий, направленных на принятие в муниципальную собственность гидротехнического сооружения - защитная дамба расположенная на территории Ленинского р-на г. Оренбурга, в южной части г. Оренбурга (Аренда) между железнодорожным и автодорожным мостами, тем самым не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, права последних на благоприятную окружающую среду. Прокурор Ленинского района г.Оренбурга просил суд признать бездействие администрации г. Оренбурга выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на бесхозное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение -защитную дамбу, расположенную на территории Ленинского р-на г.Оренбурга, незаконным. Обязать администрацию города Оренбурга обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехническое сооружение - защитную дамбу, расположенную на территории Ленинского р-на г.Оренбурга, в южной части г.Оренбурга (Аренда) между железнодорожным и автодорожным мостами и зарегистрировать на него право собственности в порядке и срок установленный законом. Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 21.03.2011г. прокурору Ленинского района г. Оренбурга было отказано в удовлетворении искового заявления о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения. Кассационным определением Оренбургского областного суда от 18.05.2011г. решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21.03.2011г. было отменено и дело направлено на новое рассмотрение. В судебном заседании представитель прокуратуры - старший помощник прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельянова М.В. заявление прокурора поддержала. В судебном заседании представитель администрации г.Оренбурга Федосова О.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Представитель привлеченного определением суда к участию в деле в качестве соответчика - Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Третьи лица Управление Росреестра по Оренбургской области, Комитет по управлению имуществом администрации г.Оренбурга, извещенные о времени и месте судебного разбирательства не явились, об отложении дела не просили. Судом на основании ст.167 ГПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в их отсутствие. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В ходе совместной проверки проведенной 17.09.2010г.прокуратурой Ленинского района г.Оренбурга, Приуральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, отдела водных ресурсов Нижнее-Волжского бассейнового водного управления, отдела водохозяйственных мероприятий и водного хозяйства министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области было выявлено гидротехническое сооружение. По результатам проведенной проверки прокуратура Ленинского района г.Оренбурга обратилась в адрес администрации г.Оренбурга с указанием на необходимость определения собственника ГТС. Согласно ответа министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений от 13.12.2010г., в реестре государственного имущества Оренбургской области защитная дамба в южной части г.Оренбурга между ж/д и а/д мостами не числится. Согласно ответа ТУФА по Управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 14.12.2010г. данное ГТС не включено и в реестр федерального имущества находящегося на территории Оренбургской области Из ответа Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга от 25.10.2010г. усматривается, что защитная дамба в южной части г.Оренбурга между ж\д и а\д мостами в реестр имущества находящегося в собственности МО г.Оренбург не включена. ГУП Оренбургской области «облтехинвентаризайия» и Управление Росреестра по оренбургской области в своих ответах так же сообщили об отсутствии сведений о постановке на учет и правообладателях защитной дамбы расположенной в г.Оренбурге между ж\д и а\д мостами. Каких либо сведений о лицах в чьем владении либо пользовании находится данное гидротехническое сооружение ответчиками также не представлено. Таким образом, судом установлено, что гидротехническое сооружение - защитная дамба расположенная на территории Ленинского р-на г. Оренбурга, в южной части г. Оренбурга (Аренда) между ж-д и а-д мостами является бесхозяйным. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на указанный объект, отсутствуют. Администрацией города Оренбурга каких - либо мер по постановке построенного в 1988 году и расположенного в границах МО гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, последующему принятию в муниципальную собственность и обеспечению безопасности данного ГТС до настоящего времени не принято. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией города Оренбурга вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города, которые могут повлечь стихийные бедствия и разрушения, и не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья. Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе обеспечивать безопасность ГТС, принимать меры к созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 15, п. 9 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Следовательно, этот орган обязан принять меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Поскольку защитная дамба расположена в административных границах г.Оренбурга, бездействие Администрации г.Оренбурга в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы Оренбургской области с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 ст. 225 ГК РФ. Согласно определению судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18.05.2011г., при направлении настоящего дела на новое рассмотрение, суду первой инстанции было указано на необходимость установления точного местоположения гидротехнического сооружения. Согласно сообщению Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга № 1 - 24/04/1525 от 05.07.2011г. однозначно идентифицировать местоположение бесхозных гидротехнических сооружений по предоставленным исходным данным не представляется возможным. Одновременно с этим представлена схема территорий предполагаемого расположения сооружений, с вынесенными границами МО «город Оренбург». Из ответа ООО «Региональная Земельная Компания» № 740 от 20.07.2011г. следует, что сооружение, указанное на схеме территории, приложенной к судебному запросу, находится в кадастровом квартале 56:44:0243001. При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Ленинского района г.Оренбурга к администрации г.Оренбурга частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, поскольку вопрос о переходе бесхозяйного сооружения в собственность муниципального образования может быть разрешен в силу положений ст.225 ГК РФ судом только через год с момента постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного. Одновременно с этим, суд полагает не подлежащим удовлетворению исковые требования заявленные к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом Оренбургской области, поскольку данное лицо не уполномочено в силу ст.225 ГК РФ, на обращение в регистрационные органы за постановкой на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ленинского района г.Оренбурга удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации г.Оренбурга выразившееся в непринятии мер по обращению постановкой на учет гидротехнического сооружения расположенного на территории Ленинского района г.Оренбурга, в кадастровом квартале № 56:44:0243001 в качестве бесхозяйного. Обязать администрацию города Оренбурга обратиться в орган осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет объекта недвижимого имущества - гидротехнического сооружения расположенного на территории Ленинского района г.Оренбурга, в кадастровом квартале № 56:44:0243001, в качестве бесхозяйного для целей последующей регистрации на него права собственности. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ленинского района г.Оренбурга в том числе к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом Оренбургской области - отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья: подпись Копия верна, в окончательной форме решение принято 27.07.2011г., судья: