Решение об обязании заключить долгосрочный договор аренды земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2011 года

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Занездровой К.В.,

при секретаре Курочкиной Ю.В.,

с участием: истца Зеленкова А.В.

представителя ответчика Назаровой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленкова А.В. к Администрации города Оренбурга об обязании заключить договор долгосрочной аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Зеленков А.В. обратился в суд с иском к Администрации города Оренбурга об обязании заключить договор долгосрочной аренды земельного участка, указав, что в 2009 году он начал оформлять земельный участок под огородничество, с 28.08.2009г. по 16.07.2010 гг. он оплатил и получил все необходимые документы для образования, межевания и предоставле­ния ему земельного участка и сдал их в службу «одного окна» Администрации г. Оренбурга с целью получения 10.09.2010 г. соответствующего решения Администрации г. Оренбурга о пре­доставлении земельного участка.

Однако Администрация г. Оренбурга до настоящего времени не выполнила свои обяза­тельства по предоставлению ему земельного участка, в установленные законодательством сроки не рассмотрела его документы, а на официальные запросы отвечала формальными отписками, грубо нарушая Закон РФ о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. (услуга была полностью оплачена во всех инстанциях, но фактически до настоящего времени не оказана) и в письме от 25.03.11 пре­доставить земельный участок.

Действия Администрации г. Оренбурга он обжаловал в прокуратуру Ленинского района г.Оренбурга, после чего получил очередную отписку от 16.05.11 , о том что его вопрос снова будет вынесен на рассмотрение комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за преде­лами «красной линии», хотя его земельный участок не подпадает под эти критерии и должен отводится в обычном порядке.

В 2009 году началось строительство пятиэтажного административного здания погранично­го управления ФСБ по Оренбургской области.

Он также узнал, что вплотную к его забору, на месте оформляемого им земельного участка, в нарушение охранной зоны линии электропередач 10кВ проектной организацией предусмотрено строительство дороги. Данный проект строительства магистрали районного значения не соответствует строительным нормам и правилам, противоречит генеральному плану застройки г. Оренбурга, не обеспечивает возможность уборки дороги в зимнее время, не согласован с ГИБДД, не согласован с собственником дорог ООО «...», не согласован с вла­дельцем электрических сетей Южно-Уральского филиала ОАО «Газпром энерго», и не согласо­ван с ним, как владельцем прилегающего земельного участка.

Строительство указанной дороги в непосредственной близости от его земельного уча­стка приведет к эрозии почвы, к за­грязнению плодородной почвы, овощей, фруктов и ягод на моем садовом участке отходами нефтепродуктов от проезжающих автомобилей.

Однако, несмотря на вышеперечисленные обстоятельства Администрация г.Оренбурга вместо того, чтобы отстаивать законные интересы граждан и рассматривать оплаченные и оформленные им документы и ходатайство ООО «...» об отводе еиу земельного участка, напротив стала активно отстаивать незаконные интересы третьей стороны (ГУ ПУ ФСБ по Оренбургской области), и поддерживать несогласованный в законном порядке проект строительства дороги, на месте оформляемого им земельного уча­стка, к административному зданию пограничного управления ФСБ по Оренбургской области и по ходатайству ГУ ПУ ФСБ по Оренбургской области подала на него иск в Ленинский суд с требованием освободить отводимый ему земельный участок и демонтировать не принадлежащий ему забор ООО «...»,

В комитете по градострои­тельству и архитектуре администрации г. Оренбурга, заместитель Главы г. Оренбурга по гра­достроительству, архитектуре и земельным вопросам ..., Главный архитектор г.Оренбурга ... отказали ему в просьбе пре­доставить утвержденные во всех инстанциях документы, обосновывающие строительство доро­ги вплотную к его земельному участку

На основании вышеизложенного, истце просил суд:

обязать Администрацию г.Оренбурга предоставить ему в долгосрочную аренду земель­ный участок площадью 437 м2, согласно ранее выданных согласований, примыкающий к домо­владению по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец исковые поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Оренбурга Назарова М.Ю., действующая на основании доверенности от 11.05.2011г., возражала в удовлетворении требований истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Устно пояснила, что участок, который истец просит предоставить ему в аренду выходит за «красную» линию. Такие земли предоставляются только в краткосрочную аренду. Считает, что администрация г. Оренбурга является не надлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в судебное заседание не явился, третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просили рассматривать дело в отсутствие их представителя.

В порядке, установленном ст. 167 ГПК РФ, суд определил приступить к рассмотрению дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено:

Постановлением Главы г. Оренбурга от 09.07.2007 года -п «Об утверждении границ и формирование земельного участка, разрешении Зеленкову А.В. строительства жилого дома по адресу: <адрес>» утверждены границы и сформирован земельный участок площадью 947 кв.м. по адресу: <адрес> для возведения Зеленковым А.В. индивидуального жилого дома.

28.08.2009 года истец обратился к начальнику МАУ «...» с заявлением о подготовке заключения о функциональном назначении земельного участка по адресу: примыкающего к дому по <адрес> под огородничество.

13.08.2010 года заместителем Главного архитектора города комитета по градостроительству и архитектуре администрации города согласованно градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка.

Согласно разделу 1,3, 4 данного заключения земельный участок площадью 437 кв.м. расположен на территории Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга по адресу: <адрес>, выходит за пределы «красной» линии. Установлены ограничения: земли общего пользования приватизации не подлежат. Запрашиваемый земельный участок попадает в зону проектируемой магистрали районного значения и расположен за «красной» линией, что ограничивает возможность его использовании.

Земельный участок, по адресу: <адрес> может быть предоставлен в краткосрочную аренду на условиях договора аренды, по истечении срока аренды все нарушения «красной» линии подлежат устранению (раздел 10).

12.01.2010 года Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга сообщил, что формирование дополнительного земельного участка прилегающего к домовладению по адресу: <адрес> возможно, так как при детальном рассмотрении данного участка установлено, что трасса дороги районного значения, предусмотренная в генеральном плане города, может быть откорректирована. Для рассмотрения указанного вопроса Зеленкову А.В. рекомендовано подготовить схему участка от <адрес> до <адрес> с обозначенными изменениями с целью дальнейшего внесения изменения в генеральный план города.

20.04.2010 года истец обратился с заявлением к начальнику МАУ «...» о выдаче топографической съемке земельного участка.

Ответом от 02.09.2010 года МАУ «...» сообщено истцу, что материалы по вопросу оформления земельного участка площадью 437 кв.м., расположенного «красной» линией улицы и прилегающего к домовладению по адресу: <адрес> направлены на комиссию по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии на территории МО г. Оренбург.

12.11.2010 года аналогичный ответ () дала и администрации г. Оренбурга.

25.03.2011 года ответом администрация г. Оренбурга сообщила, что заявление истца о предоставлении дополнительного земельного участка, прилегающего к домовладению по адресу; <адрес>, рассмотрено. Указано, что земельный участок, ранее предоставленный Зеленкову А.В. самовольно увеличен и расположен на землях общего пользования, за красной линией улицы. Вопросы по предоставлению земельных участок, расположенных за пределами «красных» линий, должны рассматриваться комиссией по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами красной линии на территории МО г. Оренбург. При межевании территории площадь испрашиваемого земельного участка составила 437 кв.м. Было подготовлено градостроительное заключение, согласованное 13.08.2010 года заместителем главного архитектора, что предоставление земельного участка возможно в краткосрочную аренду с последующем освобождением, так как участок попадает в зону проектируемой магистрали и расположен за пределами «красной» линии, на землях общего пользования.

24.06.2011 года Департамент градостроительства и земельных отношений сообщило истцу, что обращение от 25.05.2011 года о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка рассмотрено. Указано, что в силу постановления администрации г. Оренбурга от 16.07.2010 года -п, возможность использования земельных участок за «красной» линией с оформление краткосрочной аренды на земельный участок рассматривается комиссией. По итогам заседания комиссии принято решение о предоставление земельного участка меньшей площади по границе «Красной» линии <адрес>.

Не согласившись с отказом администрации г. Оренбурга (ДД.ММ.ГГГГ ответ ) в предоставлении земельного участка, заявитель обратился в суд с требованием об обязании администрации г. Оренбурга предоставить в долгосрочную аренду указанного земельного участка.

В соответствии с ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее- ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.

В соответствие со ст. 14 Закона Оренбургской области «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» от 16.11.2002 г. -ОЗ, органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом и другими актами области.

Статьей 1 Земельного кодекса РФ определены основные принципы земельного законодательства, в том числе, принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пункт 11).

Частью 12 статьи 85 Кодекса установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ определены основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, в том числе: красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 11); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12); объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Как следует из материалов дела Решением Оренбургского городского Совета от 10.10.2008 «Об утверждении Генерального плана г. Оренбурга» принят генеральный план г. Оренбурга, в составе которого утверждена схема транспортной инфраструктуры. Генеральный план г. Оренбурга, в составе которого утверждена схема транспортной инфраструктуры, в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно градостроительному заключению о функциональном назначении спорного земельного участка от 07.07.2009 года, указанный земельный участок попадает в зону проектируемой магистрали районного значения и расположен за «красной» линией.

Из представленной схемы транспортной инфраструктуры г. Оренбурга, схемы присоединения земельного участка и прокладки автодороги видно, что планируемая автодорога проходит в непосредственной близости с ул. Калиновая по прилегающему земельному участку, который истец просит предоставить на праве долгосрочной аренды, и является магистральной дорогой районного значения.

То есть, отказ администрации в передаче земельного участка на праве долгосрочной аренды служит то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о предоставлении земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта, что является правомерным.

Согласно нормативам, установленным СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 N 78, Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.1992 N 269, Постановлением Госстроя России от 25.08.1993 N 18-32, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно гигиенических требований и требований гражданской обороны.

Согласно градостроительному заключению от 13.08.2010 года истребуемый истцом земельный участок не соответствует п. 2.14 указанного СНиП, что также исключает возможность его предоставления в аренду.

Исходя из части 1 статьи 41 ЗК РФ, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.

Части 2 - 6 статьи 42 ЗК РФ устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.

Пунктом 4.4 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.98 N 18-30 (далее - Инструкция) предусмотрено, что при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

В рассматриваемом случае суд установил, что красные линии, установленные для спорного земельного участка, расположенного по <адрес>, проведены на основании утвержденной на территории г. Оренбурга градостроительной документации: генерального плана города Оренбурга.

Действующее законодательство исключает возможность передачи земельного участка, выходящего за пределы «красных» на условиях договора аренды.

В связи с тем, что предоставление земельного участка, выходящего за пределы «красных» линий на правах аренды запрещено, в силу прямого указания закона, а также, учитывая то, что правомерным основанием для отказа в передаче земельного участка на правах аренды служит то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о предоставлении земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта в удовлетворении исковых требований истца надлежит отказать.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд также исходит из следующего.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре, условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом.

Учитывая изложенное, признаками, которые присущи юридическому понятию земельного участка, являются границы и местоположение. Границы земельного участка определяют территориальную и пространственную сферу осуществления прав и исполнения обязанностей их правообладателями. Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав землепользования.

Таким образом, для индивидуализации земельного участка необходимо описать и удостоверить границы земельного участка уполномоченным государственным органом.

Земельный участок, границы которого не определены, не может являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть быть предметом сделок.

1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года, которым урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 1 указанного закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

На основании названного закона осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В силу ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Частью 2 ст. 47 рассматриваемого закона установлено, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Из смысла указанной статьи следует, что после вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года единственным юридически значимым доказательством существования индивидуально-определенного земельного участка являются данные кадастрового учета.

Истцом не представлено доказательств того, что спорный земельный участок ставился на кадастровый учет, что его границы устанавливались в натуре. В связи с чем, спорный земельный участок не может являться объектом гражданских прав, в частности объектом договора аренды, что является самостоятельным основание для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Зеленкова А.В. к администрации г. Оренбурга о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью 437 кв.м., примыкающего к домовладению по адресу: <адрес> – отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 27.07.2011 г.

Судья: