Опубликовано



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2011 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием представителя истца Кусканбаевой Ш.Ш., представителя ответчика Чугуровой И.А., представителя третьего лица Чубуковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кусканбаева И.Г. к Главному бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области о признании актов освидетельствования незаконными,

У С Т А Н О В И Л :

Кусканбаев И.Г. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» о признании актов освидетельствования незаконными, указав, что 30.07.2009 года актом освидетельствования филиала № 28 ФГУ Главное бюро МСЭ по Оренбургской области ему было установлено 40 % утраты профессиональной трудоспо­собности по профессии машинист бульдозера в связи с профессиональным заболева­нием на период с 30.07.2009 года по 01.08.2010 года.

В порядке обжалования вышеуказанного решения он обратился в ФГУ Глав­ное бюро МСЭ по Оренбургской области, где по результатам освидетельствования от 10.09.2009 года вышеназванное решение оставлено без изменения.

Исходя из записи в трудовой книжке от 17.03.2007 года, он был уволен с долж­ности машиниста бульдозера в связи с невозможностью выполнения трудовой функ­ции по названной должности, которая была установлена освидетельствованием от­ветчика 16.03.2007 года, согласно которого он был признан инвалидом 3 группы с противопоказанием работы машинистом ввиду наличия противопоказанных факторов работы.

Факт противопоказаний работы машинистом бульдозера был установлен от­ветчиком 16.03.2007 года. С данного времени и по 10.09.2009 года его состояние здо­ровья не изменилось, в связи с чем, просил суд признать незаконными акт филиала 28 ФГУ Главное бюро МСЭ по Оренбургской области № 1910 от 30.07.2009 года; акт ФГУ Главное бюро МСЭ по Оренбургской области № 353/1 от 10.09.2009 года и от­менить их.

Просил суд обязать ответчика вынести решение о полной утрате профес­сиональной трудоспособности (100 %) по профессии машинист - бульдозера на пери­од с 17.03.2007 года по 01.08.2010 года.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 14.05.2010г. исковые требования Кусканбаева И.Г. удовлетворены.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11.08.2010г. вышеуказанное решение отменено с направлением дела на новое рассмотрение. При этом судом кассационной инстанции указано на необходимость предложить истцу уточнить, какое его право он полагает подлежащим защите и разрешить в связи с этим вопрос о необходимости привлечения к участию в деле органа государственного страхования.

При новом рассмотрении истцом уточнены исковые требования. Указано при этом, что обращение в суд обусловлено защитой его прав предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При этом истец просит признать незаконными: акт филиала 28 ФГУ ГБ МСЭ по Оренбургской области №1910 от 30.07.2009г., акт 353/1 от 10.09.2009г. ФГУ ГБ МСЭ по Оренбургской области. Обязать ответчика – ФГУ ГБ МСЭ по Оренбургской области вынести решение о полной утрате Кусканбаевым И.Г. профессиональной трудоспособности (100%) по профессии машинист-бульдозера на период с 17.03.2007г. по 01.08.2010г.

В судебное заседание истец Кусканбаев И.Г. не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца, действующая по доверенности Кусканбаева Ш.Ш., уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области», действующая на основании доверенности Чугурова И.А., возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ГУ Оренбургский региональный Фонд социального страхования РФ, действующая на основании доверенности – Чубукова О.В., возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом

Согласно п.4 ст. 31 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ при установлении до 1 января 2004 года трудовых пенсий, полагающихся в соответствии с настоящим Федеральным законом лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данное положение воспроизведено и в п.2 ст.8 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, согласно которому порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, порядок установления времени наступления инвалидности и причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

В соответствии с п. 5 вышеуказанного постановления, бюро медико-социальной экспертизы выполняет следующие функции:

а) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности.

Ранее до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 16.12.2004г. №805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (до 1 января 2005г.), в соответствии с которым были организованы федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, действовало Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996г. N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы", в соответствии с которым в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации для признания лиц инвалидами были созданы и осуществляли свою деятельность бюро медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом, порядок проведения переосвидетельствования определялись Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996г., действующим до 06.03.2006г.

В соответствии с п.27 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N965 "О порядке признания граждан инвалидами": переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, установленном для признания лица инвалидом; а именно:

п 2. Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

п.3. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности…

п.4. Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).

п.7. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения.

п.8. Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

п.10. Учреждения здравоохранения и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

п.11. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.

п.12. Медико-социальная экспертиза лица проводится по его письменному заявлению либо письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья.

п.13. Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социальнобытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

п.14. Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

п.15. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение.

п.21. Причинами инвалидности являются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.

п.23. Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения. Заключение консультанта, привлекаемого к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия экспертного решения, заносятся в акт освидетельствования или приобщаются к нему.

п.25. Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Формы справки и индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

28. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп - один раз в год.

Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование.

29. Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

32. Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков проводится по направлению учреждения здравоохранения в связи с изменением состояния его здоровья.

Аналогично порядок признания лица инвалидом и проведения переосвидетельствования установлен Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006г.N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (действующего с 28.02.2006г.).

Как указано выше, установление одной из трех групп инвалидности производится в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29 января 1997 г. N 1/30
утверждены «Классификации и временные критерии, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы". Указанный нормативный акт содержит классификации основных понятий, используемых при проведении медико-социальной экспертизы, классификации основных нарушений функций организма человека и категорий жизнедеятельности ( в том числе по степени тяжести), а также критерии определения групп инвалидности.

Согласно п. 1.3.4.указанных критериев способность к трудовой деятельности - способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.

В соответствии с этим же нормативным правовым актом (п.1.5.4.) учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают три степени ограничения способности к трудовой деятельности:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

3 степень - неспособность к трудовой деятельности.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005г. N535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" введены новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

Данные классификации определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Утвержденные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

Согласно п.8 классификаций и критериев: способность к трудовой деятельности включает в себя:

способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

способность к мотивации труда;

способность соблюдать рабочий график;

способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Согласно п.п. 9,11,12 вышеуказанных классификаций и критериев оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.

Если гражданин способен выполнять трудовую деятельность в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, или неспособен продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации, то ему в соответствии с разделом 3 (п. 6., п.п. ж) Критериев определяется 1 степень ограничения способности к трудовой деятельности.

Судом установлено, что в соответствии с Актом освидетельствования филиала 28 ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области N 1910 от 30.07.2009, истцу было установлено 40% (сорок процентов) утраты профессиональной трудоспособности по профессии машинист - бульдозера в связи с профессиональным заболеванием /акт от 19.06.2009 / на период с 30.07.09 по 01.08.10 г.

Истец обжаловал вышеназванное решение в ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области, где по результатам освидетельствования от 10.09.2009 г. первый экспертный состав ответчика данное решение подтвердил.

Актом о случае профессионального заболевания от 08.06.09 г. оформленным на основании извещения об установлении предварительного диагноза от 15.08.07 б/н установлено, что имеющиеся у истца заболевание радикулопатия L4-S1 больше слева с нарушением функции ходьбы смешанной этиологии: профессиональной и вертеброгенной (грыжи межпозвонковых дисков Lin -Si) стационарное течение, умеренно выраженный болевой синдром является профессиональным и возникло в результате длительного стажа работы в условиях воздействия вредных факторов при выполнении трудовой функции машиниста бульдозера в ЗАО «Ормет» рудник «Джусинский».

Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 08.09.2010г. по ходатайству истца назначена судебно-медицинская экспертиза, производство которой поручено ГУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы».

Согласно сообщению ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» от 20.04.2011г. определение суда и материалы гражданского дела возвращены без исполнения по причине невозможности дачи заключения, в связи с тем обстоятельством, что поставленные в определении суда выходят за пределы специальных знаний эксперта, отсутствием в штате специалистов в области медико-социальной экспертизы.

В период нахождения дела на экспертизе, истцом 08.04.2011г. в адрес суда направлено уточненное исковое заявление, содержащее дополнительное требования.

В связи с возобновлением производства по делу, судом в порядке ст.39 ГПК РФ рассмотрен вопрос о их принятии к производству, разрешено новое ходатайство Кусканбаева И.Г. о назначении экспертизы

Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 02.06.2011г. назначалась очная медико-социальная экспертиза в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области». При этом, назначая медико-социальную экспертизу, суд исходил из разъяснений приведенных в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010г. №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», и с учетом характера уточенных исковых требований Кусканбаева И.Г. от 08.04.2011г., полагающего необоснованное решение ответчика принятым без учета фактора профессионального заболевания препятствующего осуществлять деятельность по профессии машинист-бульдозерист.

Согласно заключению ФГУ «ГБМСЭ по Тамбовской области» от 22.08.2011г. Кусканбаев И.Г. с 1997 страдал остеохондрозом, в течение длительного времени работал бульдозеристом. В 2003 боли в поясничном отделе усилились, был направлен на МСЭ, группа инвалидности не установлена. Ухудшение состояния с 2007г. был освидетельствован в марте филиале №13 ФГУ ГБ МСЭ по Оренбургской области, определена 3 группа инвалидности, сроком на 1 год с причиной общее заболевание, был уволен с работы в связи с отсутствием работы, необходимой ему в соответствие с медицинским заключением. В 2008 так же определялась 3 группа инвалидности, не работал, в 2009 определена 2 группа инвалидности в филиале №13, филиалом №28 определена 2 группа
инвалидности, с причиной профессиональное заболевание, на основании
Акта о случае профессионального заболевания от 08.06.09 и медицинского
заключения № 67164, извещения об установлении заключительного диагноза
острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его
уточнении или отмене №72(н) от 27.04.2009 40% утраты профессиональной
трудоспособности. Освидетельствован в порядке обжалования экспертных
решений главным бюро МСЭ 10.09.09 определена 3 группа инвалидности,
ОСТД 1 ст, с причиной общее заболевание и 40% утраты профессиональной
трудоспособности. Согласно анализу медицинской и медико-экспертной
документации в 2009 выявлены стойкие умеренно выраженные статодинамические нарушения, которые в соответствие с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" приводят к ОЖД 1 степени и являются основанием для определения 3 группы инвалидности и ОСТД на 1 год, в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» п. 16 - в случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60%.

С учетом того, что в 2007г. определена 3 группа инвалидности по поводу полисегментарного остеохондроза возможно определение от 40 до 60% утраты профессиональной трудоспособности с 2007 в соответствие с п.2 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789.

На поставленный в определении суда вопрос о степени выраженности нарушенных функций организма Кусканбаева Ильдара Гильметдиновича по состоянию на 30.07.2009г., экспертом указано следующее. Учитывая результаты представленных медико-экспертных документов от 30.07.2009 акт освидетельствование № 1860 в бюро МСЭ №28 по Оренбургской области, осмотр врача-профпатолога, врача-невролога, врача-хирурга, анамнеза заболевания, жалоб пациента, можно сделать вывод, что, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 22.08.05 № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» п. 6.(а, б) и п. 10 у Кусканбаева И.Г. имелись умеренные нарушения функций организма.

При определении степени утраты профессиональной способности в процентах в результате профессионального заболевания Кусканбаева Ильдара Гильметдиновича на момент освидетельствования 30.07.2009г., установлено, что степень утраты профессиональной трудоспособности на 30.07.09г. составила 40% согласно временным критериям определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 18.07.2001 №56, раздел 3 п.25в

За период с 2007 до 30.07.2009, согласно ФЗ РФ от 24.07.1998 № 125 статья 13 п.1, согласно правил установки степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 16.10.2000. № 789 р2 п.7, р.1 п. 2. Степень утраты трудоспособности установлена с момента обращения пострадавшего в бюро МСЭ с предоставления акта о профзаболевании. Имелись признаки утраты профессиональной трудоспособности в размере 40-60% но оснований для их определения не было так как до 30.07.09 не были представлены документы необходимые для определения степени утраты на производствен (акт о несчастном случае на производстве).

Основания для определения Кусканбаеву Ильдару Гильметдиновичу 100% степени утраты профессиональной трудоспособности на момент его освидетельствования 30.07.09г. отсутствовали в связи со следующими обстоятельствами. В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" п. 16: В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60%. Согласно временным критериям определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 18.07.2001 №56 раздел 1 п.1, раздел 2 п.5, раздел 3, п.20.

Из экспертного заключения так же следует, что согласно приложенной к акту освидетельствования №1860 бюро МСЭ №28 ФГУ ГБ МСЭ по Оренбургской области от 30.07.09 санитарно-гигиенической характеристике труда работника профессиональный фактор при определении степени утраты профессиональной трудоспособности, т.е. способность пострадавшего после возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии -машинист бульдозера 7 разряда – учитывался. Были правильно определены критерии оценки возможности выполнения профессиональной деятельности, связанных с различием тарифно-квалификационных разрядов в рамках соответствующей профессии машиниста бульдозера 7 разряда.

При производстве освидетельствования требования соответствующих нормативных документов по каждому пункту п.1 п.5 п. 6 п.7 п.8 п. 13 п. 16 п.20 п.24 п.25. – Постановления министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001г. №56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности» ответчиком были соблюдены. Так, степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов.

При определении степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или профессионального заболевания) в обычных или специально созданных производственных или иных условиях труда. Профессиональная деятельность в полном объеме предполагает полный рабочий день, полную рабочую неделю, выполнение норм выработки не менее чем на 100 процентов.

Критерии оценки возможности выполнения профессиональной деятельности связаны с различием тарифно-квалификационных разрядов в рамках соответствующей профессии. Кратность снижения квалификации определяется с учетом установленных тарификационных разрядов, классов, категорий для данной профессиональной деятельности. Профессии рабочих квалифицированного физического труда классифицируются шестью тарифно-квалификационными разрядами. Тарифно-квалификационный разряд указывает на соответствие квалификации рабочего сложности выполняемой работы, а также уровню его знаний, умений и трудовых навыков. Степень утраты профессиональной трудоспособности рабочего неквалифицированного физического труда устанавливается в зависимости от его психофизиологического состояния, физической способности выполнять простой физический труд и связана с оценкой классов условий труда по показателю тяжести труда.

В случаях, когда в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при значительно выраженных нарушениях функций организма у пострадавшего наступила полная утрата способности к профессиональной деятельности, в том числе в специально созданных производственных или иных условиях труда, устанавливаются 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности.

В случаях, когда пострадавший может в обычных производственных условиях выполнять профессиональный труд с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается от 40 до 60 процентов утраты профессиональной трудоспособности.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим с умеренными нарушениями функций организма устанавливается в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда:

а) 60 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:

- если пострадавший может выполнять работу по профессии, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда;

- если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда;

- если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на четыре категории тяжести;

б) 50 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:

- если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на три тарификационных разряда;

- если пострадавший может выполнять работу по профессии с уменьшением объема производственной деятельности (на 0,5 ставки);

- если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на три категории тяжести;

в) 40 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:

- если пострадавший может выполнять работу по профессии с уменьшением объема производственной деятельности;

- если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на два тарификационных разряда;

- если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на два тарификационных разряда;

- если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на две категории тяжести.

Ответчиком обоснованно применен п.16, а не п.14 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных правительством Р.Ф, № 789 от 16.09.2000г. Так п.14 применяется в том случае, если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности, вследствие резко выраженных нарушений функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности даже в специально созданных условиях. Примененный же ответчиком п.16, предусматривает, что в случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60%.

Пункт 28.4 акта №353/1 от 10.09.09г. не предусматривает, что истец не может продолжить выполнять профессиональную деятельность, предшествующую профессиональному заболеванию (машинист бульдозера 7 разряда). Так, в соответствие с Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 01.08.1985 N 94 "О введении Унифицированной системы документации по социальному обеспечению" (вместе с "Унифицированной системой документации по социальному обеспечению", утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 18.06.1984 N 188) в пункте 28.4 указывается рационально или не рационально трудоустроен гражданин на момент освидетельствования. Заключение же о характере и условиях труда вносится п. 30.1 акта.

Ответчиком было обоснованно отказано в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности с 2007 года, то есть с даты установления инвалидности со ссылкой на пункт 2 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так, согласно ФЗ РФ от 24.07.1998 № 125 - ФЗ ст. 13п.1 и п. 2 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержденных Постановлением Правительства Р.Ф. № 789 от 16.10.2000, однако эксперты считают, что по решению суда могут быть определены проценты за прошедшее время.

Ответчиком были соблюдены требования п.2, п.12, п.14, п.16 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 789 от 16.10.2000г. Так, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Степень утраты его профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется на основе полученных документов и сведений, его личного осмотра, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

В случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100%.

В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60%. Врачами-экспертами были выявлены умеренные нарушения функций организма, что позволило определить 40% утраты профессиональной трудоспособности. Таким образом ответчик обоснованно пришел к выводу, что у Кусканбаева И.Г нет резко выраженного нарушения функций организма.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания оспариваемых заключений ответчика незаконным, поскольку они вынесены в соответствии с действующим на момент его проведения законодательством о порядке признания лица инвалидом с использованием соответствующих классификаций и критериев на основании клинико-функциональных показателей, содержащихся в медицинских документах истицы, представленных самой истицей при проведении освидетельствования.

Иных доказательств того, что состояние здоровья истца после проведенного в 2007 году освидетельствования ухудшилось и по классификации заболеваний и критериев жизнедеятельности в настоящее время соответствует 40% утрате профессиональной трудоспособности, истцом суду не представлено.

Таким образом, требования истца о признании решения акта филиала 28 ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области N 1910 от 30 07.2009г.; акта 353/1 от 10.09.2009 г. ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области незаконным являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кусканбаева И.Г. о признании незаконными заключения филиала 28 ФГУ Главное бюро МСЭ по Оренбургской области № 1910 от 30.07.2009 года; заключения ФГУ Главное бюро МСЭ по Оренбургской области № 353/1 от 10.09.2009 года об установлении Кусканбаеву Ильдару Гильметдиновичу степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 40%, обязании ФГУ Главное бюро МСЭ по Оренбургской области вынести решение об установлении Кусканбаеву Ильдару Гильметдиновичу утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна, в окончательной форме

решение принято 26.09.2011г., судья: