Опубликовано



                                            

                                               РЕШЕНИЕ

                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.

с участием

представителя ответчика - Поповой З.А.

при секретаре Теткиной М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Оренбурге гражданское дело по иску Рожненко Е.А., Рожненко В.И., Новикова А.С. и Новиковой А.С. к Управлению Федеральной миграционной службы по Оренбургской области о признании отказа в регистрации по месту жительства незаконным,

                УСТАНОВИЛ:

Рожненко Е.А., Рожненко В.И., Новиков А.С. и Новикова А.С. (истцы) обратились в суд с иском к отделу Управления Федеральной миграционной службы по Оренбургской области по тем основаниям, что Рожненко Е.А. с момента рождения проживала по адресу: <адрес> вместе с матерью Новиковой А.С. С 1988 года рядом с домом обрабатывали участок земли, в настоящее время его адрес: <адрес>. Затем на данном участке был построен маленький шлакоблочный дом, а с 2007 года новый дом, где она и проживает в настоящее время с матерью Новиковой А.С., супругом Рожненко В.И., сыном Новиковым А.С. и несовершеннолетними детьми Рожненко ... ... и ... без регистрации. Для регистрации по месту жительства по вышеуказанному адресу они обратились в Отдел УФМС по Оренбургской области в Ленинском районе г. Оренбурга, но получили отказ от ДД.ММ.ГГГГ. за .

Истцы просили признать действия Управления Федеральной миграционной службы по Оренбургской области, выразившиеся в отказе в регистрации Рожненко Е.А., Рожненко В.И., Новикова А.С. и Новиковой А.С. по адресу <адрес> незаконными и обязать Управление Федеральной миграционной службы по Оренбургской области зарегистрировать их по указанному адресу.

Определением судьи от 10.02.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Оренбурга.

В судебном заседании 18.03.2011 года судом с согласия истцов была произведена замена ненадлежащего ответчика - отдела Управления Федеральной миграционной службы по Оренбургской области надлежащим - Управлением Федеральной миграционной службы по Оренбургской области.

Истцы Новиков А.С., Новикова А.С., представитель третьего лица - администрации г. Оренбурга, в настоящее судебное заседание не явились, хотя были извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом.

В связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В настоящем судебном заседании истцы Рожненко Е.А. и Рожненко В.И. свои исковые требования поддержали.

В настоящем судебном заседании представитель ответчика Попова З.А., действуя по доверенности, исковые требования истцов не признала.

Суд, заслушав пояснения явившихся истцов, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования истцов удовлетворению не подлежат в виду следующего.

В соответствии со справкой ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по <адрес> литер А возведено в 1988 г. и записано за Новиковой А.С. без юридических документов.

По данным технического паспорта ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ на жилой <адрес> А1 ОНС, начало строительства в 2007 году этот дом записан за Новиковой А.С. согласно инвентаризационного материалы, правоустанавливающие документы не предъявлены, разрешение на постройку не предъявлено.

В соответствии со справкой ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по <адрес> литер А1 записано уже за Рожненко Е.А. без предъявления документов, подтверждающих право собственности.

В технический паспорт того же домовладения от ДД.ММ.ГГГГ сведения о жилом доме и субъекте права - Рожненко Е.А. также внесены без предъявления документов, подтверждающих право собственности.

Согласно письму Комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ по данным ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ в домовладении по <адрес> учтен литер А1 как самовольно возведенный объект незавершенного строительства. Принимая во внимание, что объект возведен в 2007 году после принятия Земельного кодекса РФ, который предполагает предоставление земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов исключительно на торгах, предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в настоящее время невозможно. Кроме того, согласно генеральному плану г. Оренбурга территория указанного домовладения входит в зону периодического затопления и подтопления паводками. Строительство объектов недвижимости на указанных территориях при отсутствии специальных защитных мероприятий от затоплений и подтопления паводками невозможно.

Тем самым жилой <адрес> является самовольной постройкой и в настоящее время не имеет собственника, что со стороны истцов не оспаривалось.

Сведений о признании в установленном законом порядке указанного дома жилым строением пригодным для постоянного проживания граждан не имеется.

Согласно справки администрации Южного округа Муниципального образования «город Оренбург» от ДД.ММ.ГГГГ истцы Рожненко Е.А., Рожненко В.И., Новиков А.С., Новикова А.С. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Помимо истцов по указанному адресу зарегистрированы: Рожненко И.В., Рожненко В.В., Рожненко А.В., Синячкина Е.А.(собственник), Синячкина О.А. (собственник), Синячкин К.А., Синячкина С.М..

Судом установлено, что фактически истцы проживают в <адрес>. К дому подведены коммуникации, с Новиковой А.С. заключены договоры на поставку коммунальных услуг: договор на поставку газа от ДД.ММ.ГГГГ, договор возмездного оказания услуг по аварийному и техническому обслуживанию газопроводов, газобаллонных установок и внутридомового газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, договор энергоснабжения электрической энергией от ДД.ММ.ГГГГ, договор на планово-регулярную очистку от твердых бытовых отходов от частного домовладения от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом Отдела УФМС по Оренбургской области в Ленинском районе г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на положения ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» документы, представленные Рожненко Е.А. для регистрации её и членов её семьи по месту жительства по адресу: <адрес> были ей возвращены, поскольку в представленном пакете документов отсутствовал обязательный для предоставления документ, подтверждающий право пользования и распоряжения жилым помещением по указанному адресу.

В сообщениях Отдела УФМС по Оренбургской области в Ленинском районе г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ на заявления Новиковой А.С., Новикова А.С., Рожненко В.И. разъяснено, что перечень документов, предусмотренный статьей 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» является обязательным. В представленном ими пакете документов отсутствует документ, подтверждающий, что помещение является жилым и прошло государственную регистрацию в установленном порядке.

Однако законность сообщений от ДД.ММ.ГГГГ не является предметом настоящего судебного разбирательства, т.к. они имели место уже после возбуждения данного гражданского дела в суде, т.е. предметом настоящего судебного разбирательства является сообщение Отдела УФМС по Оренбургской области в Ленинском районе г. Оренбурга от 7.12.2010г..

По смыслу текста данного сообщения в регистрации по месту жительства истцам органом регистрационного учета отказано не было, т.к. было предложено предоставить один из предусмотренных ст. 6 вышеуказанного Закона документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и приведен перечень данных документов.

Так, исходя из положений статьи 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на момент обращения Рожненко Е.А. в орган регистрационного учета; далее - Закон от 25 июня 1993 г. № 5242-I) гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Согласно п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС РФ от 20.09.2007 г. № 208, для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

документ, удостоверяющий личность;

заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение № 6 к Регламенту);

документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

На предоставление органу регистрационного учета документа являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа) истцы не ссылались.

На наличие у них одного из перечисленных документов истцы в суде также не ссылались.

Однако, такие документы как установлено в п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713" являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

Как следует из части первой статьи 6 Закона от 25 июня 1993 г. № 5242-I, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.

Предъявления в оспариваемом истцами сообщении от ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС по Оренбургской области в Ленинском районе г. Оренбурга каких либо дополнительных не предусмотренных ст. 6 указанного Закона требований о представлении каких-либо иных документов судом не установлено.

Тем самым оснований для признания оспариваемых истцами действий УФМС по Оренбургской области в Ленинском районе г. Оренбурга не имеется.

Как следствие не имеется установленных вышеприведенными положениями Закона от 25 июня 1993 г. № 5242-I условий для регистрации истцов по адресу: г. Оренбург, ул. 1 Озерная, 2/1 и возложения на ответчика обязанности произвести такую регистрацию.

Ссылки истцов на Постановление Конституционного Суда РФ № 4-П от 02.02.1998 года нельзя признать обоснованными, поскольку в указанном постановлении проверялось соответствие Конституции Российской Федерации пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 и в редакции, которая уже претерпела изменения.

Вместе с тем оспариваемые истцами действия структуры ответчика не были связаны с применением пунктов 10, 12 и 21 указанных Правил.

Решением Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. № ГКПИ03-809, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 октября 2003 г. № КАС03-459, Решением Верховного Суда РФ от 9 апреля 2009 г. № ГКПИ09-332, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 июня 2009 г. № КАС09-258 пункт 16 указанных Правил признан не противоречащим действующему законодательству.

В абзаце 4 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 28 марта 2003 г. N102-О "Об отказе в удовлетворении ходатайства Министерства внутренних дел Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" указано, что добросовестное поведение как граждан, так и должностных лиц, ответственных за регистрацию, является обязательным условием надлежащей регистрации граждан в конкретном жилом помещении. Из этого вытекает, что злоупотребление правом указанными лицами может повлечь признание решения о регистрации недействительным в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц. Так, гражданин может быть снят с регистрационного учета по месту жительства при обнаружении не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда (статья 7 Закона; подпункт "ж" пункта 31 и пункт 32 Правил).

Более того, согласно пункту 3 главы I и главе III указанных Правил регистрация граждан по месту жительства возможна только в жилых помещениях. В соответствии с требованиями норм гражданского и жилищного законодательства вновь возведенное строение может приобрести статус жилого только после его сдачи в эксплуатацию и признания его таковым в установленном законом порядке.

Аналогичная правовая позиция содержится в Обзоре практики рассмотрения городскими (районными) судами Калининградской области дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подготовленном в 2004 годусудебной коллегией по гражданским делам Калининградского областного суда.

По положениям статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. (ч.1) Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. (ч.2)

В силу положений статей 218 и 219 Гражданского кодекса РФ для возникновения права собственности на вновь созданный объект недвижимости требуется наличие самого объекта.

Жилым помещением в силу положений статей 15 и 17 Жилищного кодекса РФ, п. 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47) признается изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом, предназначенным и пригодным для постоянного проживания, которое должно быть юридически признано жилым уполномоченным на то органом (межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях) и при условии соответствия этого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства.

Кроме того, из норм ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации; Положения «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301; Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (с изменениями) следует, что государственному техническому учету подлежат как объекты жилищного фонда, так и объекты капитального строительства, не относящегося к жилищному фонду, но объекты жилищного строительства до ввода их в эксплуатацию не могут рассматриваться как жилищный фонд.

Таким образом, не будучи принятой в эксплуатацию в закрепленном законом порядке, самовольная постройка (неплановая) по закону не считается жилым помещением, в отношении которого разделом III Правил регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 № 713 введен порядок постановки граждан РФ на регистрационный учет.

Исходя из совокупности положений п.1 ч. 1 ст. 3 ГПК РФ защите в судебном порядке подлежит оспоренное или нарушенное право лица, обращающегося в суд.

Доводы искового заявления истцов о том, что отсутствие регистрации по фактическому их месту жительства не позволяет ветерану труда и тыла Новиковой А.С. получать материальную помощь, не позволяет ей же получать пенсию на дому, не позволяет истцам воспользоваться всеми причитающимися им льготами (на газ, свет, воду, вывод мусора и др.) являются голословными, так как доказательств нарушения оспариваемыми действиями каких-либо прав истцов истцами суду не предоставлено, хотя такая обязанность возлагалась на истцов определением судьи от 10 февраля 2011 года о подготовке дела к судебному разбирательству.

Более того, истцы имеют регистрацию по адресу: <адрес> и их проживание по другому адресу без регистрации в силу положений ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что в удовлетворении исковых требований истцов следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                          Р Е Ш И Л:

Рожненко Е.А., Рожненко В.И., Новикову А.С. и Новиковой А.С. в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной миграционной службы по Оренбургской области о признании отказа в регистрации по месту жительства незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: