Опубликовано



              РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2011 года                                                                        г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

В составе: председательствующего судьи Коробкиной Н.А.,

при секретаре Аюкасовой Э.Р.,

с участием:

представителя истца Даминова Д.Х., действующей на основании доверенности от ...

представителя ответчика Дьяченко Ю.В., действующего на основании доверенности № ... от ...

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, действующих в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью « Оренбург Водоканал» о признании действий по начислению платы за холодное водоснабжение жителям, не имеющим индивидуальных приборов учета, с применением норматива потребления коммунальных ресурсов, исходя из наиболее близкого типа благоустройства, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращения таких действий,

       УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, действующих в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» о признании действий по начислению платы за холодное водоснабжение жителям, не имеющим индивидуальных приборов учета, с применением норматива потребления коммунальных ресурсов, исходя из наиболее близкого типа благоустройства, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращения таких действий, указав, что согласно обращениям граждан ООО «Оренбург Водоканал» не правильно определяет тип благоустройства жилых домов при начислении платы за холодное водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления, для жителей у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета указанных коммунальных ресурсов.

В обоснование иска указано, что Решением Оренбургского городского Совета от 26.12.2008г. № 733 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению для населения г. Оренбурга в виде потребления куб. м. в месяц на 1 человека в зависимости от степени благоустройства, которые применяются с 01.01.2009г.

До .... действовало Постановление Оренбургского городского Совета от 13.10.2005г. № 213, которое также устанавливало нормы водопотребления и водоотведения для населения г. Оренбурга в зависимости от различной степени благоустройства.

В соответствии с п. 27 постановления Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно - гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

Поскольку присоединенная водоснабжающая сеть в жилых многоквартирных домах не находится на обслуживании соответствующего ТСЖ, управляющей компании, которое отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, то по смыслу указанной нормы исполнителем услуг по водоснабжению и поставщиком холодной воды для жильцов домов является ООО «Оренбург Водоканал».

Отсутствие между исполнителем коммунальных услуг - соответствующим ТСЖ, управляющей компании и ООО «Оренбург Водоканал» договора, регулирующего их правоотношения по поводу обслуживания внутридомовых инженерных сетей, ведет к тому, что к правоотношениям между поставщиком воды и потребителями должны применяться положения ст.ст. 539-548 ГК РФ.

Так, согласно поступившей 29.01.2010г. в Управление жалобе гр. Приймак Л.Г., проживающей в частном жилом доме, оборудованном центральным холодным водоснабжением, канализацией, отдельно стоящей баней, не подключенной к системам водоснабжения, канализации и газоснабжении, ООО «Оренбург Водоканал» с августа 2008 г. начал выставлять потребителю счета по нормативам потребления, применяя завышенные нормативы водопотребления исходя из наиболее близкого степени благоустройства. До ноября 2007г. в жилом доме Приймак Л.Г. было только холодное водоснабжение без канализации, имелось централизованное газоснабжение.

При рассмотрении Управлением жалобы Приймак Л.Г. от 000 «Оренбург Водоканал» была получена информация о том, что актом № ... от ... был установлен (зафиксирован) тип благоустройства жилого дома Приймак Л.Г., включающий наличие водопровода, сливной ямы, бани, газа. В связи с отсутствием нормы, которая предусматривает подобный тип благоустройства 000 «Оренбург Водоканал» использовал до ... наиболее близкий тип благоустройства, предусмотренный п. 4 Постановления Оренбургского городского Совета от ...... («Многоквартирные и жилые дома с водопроводом, канализацией и ваннами с водонагревателями, работающими на твердом топливе» - ... куб. м. в месяц), а после ... аналогичный тип благоустройства, предусмотренный п. 5 Решения Оренбургского городского Совета № ... от ... («Многоквартирные и жилые дома с водопроводом, канализацией и ваннами с водонагревателями, работающими на твердом топливе» - ... куб. м. в месяц).

Вместе с тем, исходя из степени благоустройства имеющегося у потребителя Приймак Л.Г. (жилой дом оборудованный центральным холодным водоснабжением, каналзацией, отдельно стоящей баней, не подключенной к системам водоснабжения, канализации и газоснабжения), после ... в расчетах с Приймак Л.Г. должен был быть применим п. 6 Решения Оренбургского городского Совета № ... от ... предусматривающий норматив водопотребления в размере ... куб. м. в мес. на 1 человека в «Многоквартирных и жилых домах с водопроводом и канализацией, без ванн, с газоснабжением».

На обращение Приймак Л.Г. в 000 «Оренбург Водоканал» с претензией сделать перерасчет платы был получен ответ, согласно которому данный норматив применен, поскольку степень благоустройства, учитывающая наличие бани в нормах водопотребления отсутствует, поэтому избран наиболее близкий тип благоустройства.

В апреле 2010г. потребитель Приймак Л.Г. реализовала свое право на судебную защиту и направила исковое заявление о перерасчете платы за холодное водоснабжение по вышеназванным обстоятельствам.

Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга по делу № ... от ... заявленные требования истицы были удовлетворены. В решении суд указал на то, что нормативно правовые акты Оренбургской области не ставят норматив водопотребления и водоотведения в зависимость от наличия бани, поэтому у ответчика не было оснований применять схожий тип благоустройства для дома истицы.

... в Управление поступило заявление гр. Вострикова Е.Г., проживающего в жилом доме имеющего степень благоустройства такую же, как и у Приймак Л.Г. (частный жилой дом с централизованным холодным водоснабжением и канализацией, газоснабжением, наличием бани, не подключенной к системам холодного водоснабжения и водоотведения).

Согласно заявлению Вострикова Е.Г. 000 «Оренбург Водоканал» идентифицирует понятие бани и ванны с водонагревателем, в связи с чем применяет в расчетах с абонентом потребителем п. 5 Решения Оренбургского городского Совета № ... от ...., устанавливающий норматив водопотребления в размере ... куб.м. в месяц на 1 человека для степени благоустройства «Многоквартирные и жилые дома с водопроводом, канализацией и ваннами с водонагревателями, работающими на твердом топливе».

Управление считает, что нормативы водопотребления на 1 чел. при наличии у потребителей ванны с водонагревателем и наличии бани, существенно отличаются друг от друга. Согласно таблице № 8 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», при использовании ванны с водонагревателем расходуется от 250 до 300 литров на 1 человека за одну процедуру. Однако при использовании бани столько воды на 1 чел израсходовать не представляется возможным. Ресурсоснабжающая организация 000 «Оренбург Водоканал» не вправе применять при расчете платы за холодное водоснабжение для граждан тот норматив потребления, который не соответствует степени благоустройства жилого дома.

Такие действия 000 «Оренбург Водоканал» нарушают права потребителей в части возложения обязанностей по оплате коммунальной услуги по холодному водоснабжению в большем размере, чем предусмотрено нормативом потребления для соответствующей степени благоустройства жилого дома.

Просит суд признать действия 000 «Оренбург Водоканал» по начислению платы за холодное водоснабжение жителям проживающим в частных жилых домах г. Оренбурга имеющих степень благоустройства включающую в себя: жилой дом с водопроводом и канализацией, без ванн, с газоснабжением, наличие бани, не подключенной к централизованным сетям водоснабжения, канализации и газоснабжения, не имеющим индивидуальных приборов учета, с применением норматива водопотребления исходя из наиболее близкого типа благоустройства, а именно такого как «жилые дома с водопроводом, канализацией и ваннами с водонагревателям, работающими на твердом топливе», противоправными в отношении неопределенного круга людей и обязать прекратить такие действия путем применения в расчетах с такими потребителями -абонентами норматива водопотребления указанного в п. 6 Решения Оренбургского городского Совета №... от .... для степени благоустройства обозначенного как «многоквартирные и жилые дома с водопроводом и канализацией, без ванн, с газоснабжением».

В случае удовлетворения иска Управление считает возможным обязать ответчика в установленный судом срок, на основании ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», довести через средства массовой информации (газету «Оренбуржье») до сведения потребителей решение суда.

Представитель истца Даминов Д.Х., действующий на основании доверенности от .... судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ответчика Дьяченко Ю.В., действующий на основании доверенности № ... от .... заявленные требования не признал и просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от .... № ... утверждено Положение « О едеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Право на подачу иска в защиту прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области предусмотрено ФЗ РФ « О защите прав потребителей».

Как видно из материалов дела поводом обращения с иском, послужили жалобы и обращения граждан Приймак Л.Г. и Вострикова Е.Г

В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную водой применяются правила о договоре энергоснабжения.

В соответствии с п. 3 ст. 541 ГК РФ В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Соответственно гражданин вправе потреблять любое количество воды, необходимое для удовлетворения его хозяйственно бытовых нужд, с использованием любых водопотребляющих устройств и сооружений как внутри жилого дома, так и на прилегающей к дому территории. Ответчик не вправе ограничить объем водопотребления количеством воды, определенным в соответствии с тем или иным нормативом.

В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии. ..

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Решением Оренбургского городского Света № 733 от 26.12.2008г. утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению для населения г. Оренбурга в виде потребления куб.м. в месяц на 1 человека в зависимости от степени благоустройства, которые применяются с 01.01.2009г.

В соответствии с п.27 Постановления Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г. « Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета холодной и горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно- гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

Поскольку присоединенная водоснабжающая сеть в жилых многоквартирных домах не находится на обслуживании соответствующего ТСЖ, управляющей компании, которое отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, то по смыслу указанной нормы исполнителем услуг по водоснабжению и поставщиком холодной воды для жильцов домов является ООО «Оренбург Водоканал».

Отсутствие между исполнителем коммунальных услуг - соответствующим ТСЖ, управляющей компании и ООО «Оренбург Водоканал» договора, регулирующего их правоотношения по поводу обслуживания внутридомовых инженерных сетей, ведет к тому, что к правоотношениям между поставщиком воды и потребителями должны применяться положения ст.ст. 539-548 ГК РФ.

Пунктом 19 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», предусмотрено, что при отсутствии коллективных и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения к настоящим правилам.

Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г. определяет в том числе и термины.

Норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем ( количество. Норма) потребления коммунальных ресурсов ( холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Степень благоустройства- наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования многоквартирного дома или жилого дома, используемых для предоставления потребителям коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В том числе собственники вправе изменять степень благоустройства принадлежащих им жилых помещений, оборудовать их любыми водопотребляющими устройствами (стиральные машины различных типов, ванны различных размеров, душевые кабины, душевые уголки, джакузи, биде, сауны, бассейны и т.д. в любых комбинациях), а так же возводить на принадлежащих им земельных участках любые хозяйственно-бытовые постройки (в том числе бани, так же оборудованные различными устройствами).

Пунктом 5 Приложения 1 к Решению Оренбургского городского Совета №733 от 26.12.2008г. установлен норматив потребления коммунальной услуги «холодное водоснабжение» в размере 4,1 куб. м. в месяц для граждан, имеющих многоквартирные и жилые дома с водопроводом, канализацией, и ваннами с водонагревателями, работающими на твердом топливе.

Пунктом 6 указанного приложения установлен норматив потребления коммунальной услуги «Холодное водоснабжение» в размере 3,5 м.куб в месяц для граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных водопроводом, канализацией, газом, без ванн.

Если гражданин, проживающий в жилом доме с указанной степенью благоустройства, построил баню для удовлетворения своих хозяйственно-бытовых нужд, то тем самым он фактически изменил степень благоустройства своего жилого дома, поскольку наличие бани обеспечивает более комфортные условия проживания в жилом помещении.

Вместе с тем, данным нормативным актом установлены нормативы потребления коммунальных услуг для наиболее распространенных типов благоустройства многоквартирных и жилых домов. 000 "Оренбург Водоканал" как ресурсоснабжающая организация, а так же исполнители коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах (жилищные организации) для определения объемов потребленных коммунальных услуг вынуждены применять норматив, определенный для наиболее близкого типа благоустройства многоквартирного или жилого дома, поскольку установить норматив для многоквартирных и жилых домов всех возможных типов благоустройства и для всех возможных комбинаций водопотребляющих устройств и сооружений, которыми собственник вправе оборудовать принадлежащее ему жилое или нежилое помещение практически невозможно.

Таким образом, количество воды, используемой потребителем для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд при использовании бани и при использовании ванны с водонагревателем, работающем на твердом топливе, аналогично.

При этом баня является надворной постройкой (сооружением), которое используется гражданами для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд, неразрывно связанных с водопотреблением. Она оборудуется особой технологической установкой - водонагревателем, работающем на твердом топливе.

В этом случае применение норматива 3,5 куб. м. для определения количества потребленной холодной воды в отсутствие прибора учета, будет неправильным, поскольку данный норматив не учитывает объем воды, потребленный с использованием бани, а степень благоустройства жилого дома, предусмотренная данным пунктом Решения, не соответствует фактической, так как не включает в себя наличие бани.

Поскольку норматив, установленный п. 6 Решения, не включает в себя объем воды, потребленный с использованием бани, то при его использовании в расчетах граждане будут оплачивать не все фактически принятое количество воды (энергии).

Соответственно, применение данного норматива будет противоречить ст. 544 ГК РФ.

Кроме того действующим законодательством (Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307) предусмотрена возможность осуществления расчетов за потребленную холодную воду по показаниям приборов учета.

Соответственно, граждане предполагающие, что применение в расчетах норматива 4,1 м.куб. мес. нарушает их права, в любое время могут перейти на расчеты по показаниям приборов учета, установив их.

Более того, обязанность собственников жилых домов по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета холодной воды до 01.01.2012 г. закреплена п. 5 ст.1 3 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ст. 13 указанного Федерального Закона РФ: До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Следовательно, действия ООО "Оренбург Водоканал" по определению объемов холодной воды и водоотведения при расчетах с абонентами, проживающих в домах, оборудованных водопроводом, канализацией, газом, без ванн, но оборудованных банями с водонагревателями, с применением норматива 4,1куб м. в месяц на одного человека, установленного в законном порядке, не нарушает права потребителей.

       Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, действующих в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» о признании действий по начислению платы за холодное водоснабжение жителям, не имеющим индивидуальных приборов учета, с применением норматива потребления коммунальных ресурсов, исходя из наиболее близкого типа благоустройства, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращения таких действий, удовлетворению не подлежат.

У неопределенного круга лиц, в чьи интересах истец обратился в суд, есть иной способ защиты своих прав, т.е. установление индивидуальных приборов учета потребления воды.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                РЕШИЛ:

В удовлетворении исковые требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, действующих в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании действий по начислению платы за холодное водоснабжение жителям, не имеющим индивидуальных приборов учета, с применением норматива потребления коммунальных ресурсов, исходя из наиболее близкого типа благоустройства, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращения таких действий отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение десяти дней с даты составления мотивированного решения.

Судья:       Коробкина Н.А.

Мотивированное решение составлено:     28.02.2011г.

Судья:       Коробкина Н.А.

                                              Резолютивная часть

                                                    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2011 года                                                                        г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

В составе: председательствующего судьи Коробкиной Н.А.,

при секретаре Аюкасовой Э.Р.,

с участием:

представителя истца Даминова Д.Х., действующей на основании доверенности от ...

представителя ответчика Дьяченко Ю.В., действующего на основании доверенности № ...

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, действующих в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью « Оренбург Водоканал» о признании действий по начислению платы за холодное водоснабжение жителям, не имеющим индивидуальных приборов учета, с применением норматива потребления коммунальных ресурсов, исходя из наиболее близкого типа благоустройства, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращения таких действий,

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                РЕШИЛ:

В удовлетворении исковые требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, действующих в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании действий по начислению платы за холодное водоснабжение жителям, не имеющим индивидуальных приборов учета, с применением норматива потребления коммунальных ресурсов, исходя из наиболее близкого типа благоустройства, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращения таких действий отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение десяти дней с даты составления мотивированного решения.

Судья:       Коробкина Н.А.