Именем Российской Федерации г. Оренбург 18 октября 2011 года Ленинский районный суд города Оренбурга в составе: с участием представителя истца Степановой М.А., представителя ответчика Нудельман М.М., при секретаре Цыбиной И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева Александра Викторовича к Администрации г. Оренбурга, Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия в виде не предоставлении жилого помещения в собственность или единовременной денежной выплаты на строительство жилья, признании не утратившим права на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставлении денежной выплаты на приобретение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Пономарев А.В. в 1995 году был принят на учет Администрацией г. Оренбурга в качестве нуждающегося в жилом помещении как бывший военнослужащий. С указанного времени он состоит на данном учете, за исключением временного снятия его с учета с 2001 по 2003 год. Бездействие Администрации г. Оренбурга в виде невключения Пономарева А.В. в ежегодно подаваемые для финансирования списки нуждающихся в жилых помещениях или не предоставление ему положенного жилого помещения нарушает право истца на своевременное получение им жилого помещения. Указанное право возникло у Пономарева А.В. с 1995 года, когда он был принят на учет в качестве нуждающегося. На основании подп. 6 п. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции 1993 года, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Пономарев А.В. неоднократно обращался к ответчикам как о предоставлении жилого помещения, так и денежной выплаты на его приобретение. Однако, им были получены отказы. На основании п. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» 1993 года, с согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Таким образом, еще с момента постановки истца на учет его право как на получение жилья, так и на получение выплаты было предусмотрено законом. До настоящего времени указанное право не утрачено, так как изменившееся в этой части законодательство, установившее признание нуждаемости после десятилетнего срока службы в календарном исчислении в вооруженных силах, не может ухудшить ранее возникших прав. Пономаревым А.В., несмотря на состоянии его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, указанное право не реализовано в силу бездействия ответчиков. Поскольку истец был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося для предоставления жилья, передвигался в очереди на его получение, то до настоящего момента указанное право им не утеряно. Более того, в соответствии законодательством на момент постановки его на учет и с действующим законодательством истец имеет право как на получение жилья, так и на денежную выплату для его приобретения либо строительства. В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 -настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Пункт 2 той же статьи указывает, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме того, в пункте 12 ст. 3 вышеназванного закона говориться о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации полномочия, указанные в, части 1 настоящей статьи, органам местного самоуправления. Поскольку предоставление, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения бывшим военнослужащим находится в ведении Правительства Оренбургской области истец считает, что указанная обязанность также может быть возложена на Правительство Оренбургской области. Истец просил суд: Признать незаконным бездействие Администрации г. Оренбурга и Правительства Оренбургской области, выразившееся в нарушении жилищных прав Пономарева А.В. в виде непредставлении ему жилого помещения в собственность или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Признать Пономарева А.В. не утратившим право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Обязать Правительство Оренбургской области предоставить Пономареву А.В. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в размере ... рублей. В судебное заседание истец Пономарев А.В. извещенный надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца Степанова М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования искового заявления поддержала в полном объеме с учетом уточнений. Представитель ответчика Правительства Оренбургской области, Нудельман Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Представитель ответчика Администрация г. Оренбурга в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ранее в предварительном судебном заседании возражали портив удовлетворения иска. Суд, с учетом мнения присутствующих, определил дело рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно материалов дела истец Пономарев А.В. проходил действительную военную службу в Вооруженных силах РФ с 06.08.1986 года по 19.07.1995 года. Уволен приказом командующего ... № от 07.07.1995 по п. «а» части 2 статьи 49 Закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом, согласно справки Военного комиссариата Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ его общая продолжительность военной службы составила в календарном исчислении 8 лет 10 месяцев, в льготном исчислении 13 лет 05 месяцев. На основании Распоряжения Главы города Оренбурга от 25.12.1995 года № Пономарев А.В. был включен в льготный список граждан уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением Главы г. Оренбурга от 21.06.2001 года № был утвержден протокол № заседания городской жилищной комиссии администрации г. Оренбурга, в соответствии с которым комиссия решила исключить Пономарева А.В. из льготной очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с оставлением в общей очереди по причине отсутствия требуемой продолжительности военной службы не менее 10 лет. Из письма администрации г. Оренбурга от 10.07.2003 года № следует, что Пономарев А.В. решением жилищной комиссии при главе г. Оренбурга от 09 июля 2003 года в порядке исключения восстановлен в льготном списке граждан, уволенных с военной службы, на получение жилья с 25.12.1995 года. В последующем, несмотря на неоднократные обращения Пономарева А.В. к ответчикам, в предоставлении ему жилого помещения либо денежных средств или сертификата на приобретение жилого помещения, ему было отказано по причине отсутствия 10 летней продолжительности военной службы в календарном исчислении. В соответствии с положениями ч. 6 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» от 22.01.1992 года, в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. В указанной норме закона была установлена совокупность признаков необходимых для возникновения права на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями вне очереди, а именно: увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, наличие общей продолжительности военной службы 10 лет и более, постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Истец в подтверждение своих доводов и заявленных требований указал, что у него на основании указанной нормы возникло право на обеспечение жилым помещением в виду наличия всех вышеперечисленных признаков, а именно: увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность его военной службы в льготном исчислении 13 лет 05 месяцев, он состоит на льготном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Суд не может согласиться с доводами истца о том, что для возникновения права истца на обеспечение жилым помещением по указанному основанию необходимо наличие общей продолжительности военной службы в льготном исчислении 13 лет 05 месяцев. Из буквального анализа ч. 6 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» от 22.01.1992 года следует, что для обеспечения уволенного военнослужащего жилым помещением необходима, что бы общая продолжительность его военной службы составляла не менее 10 лет. При этом указанный закон (статья 11), а также иные положения нормативных актов регулирующих положение военнослужащих (статья 37 Закона «О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.1993, постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) предусматривали в качестве самостоятельных способов исчисления сроков службы общую продолжительность военной службы и общую продолжительность военной службы в льготном исчислении. Льготное исчисление продолжительности военной службы было предусмотрено для исчисления выслуги лет для целей назначения пенсии и иного материального содержания военнослужащих. В остальных случаях для целей реализации жилищных прав военнослужащего по ч. 6 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» от 22.01.1992 года необходимо наличие общей продолжительности военной службы не менее 10 лет исчисленной календарно. Сам по себе факт принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не порождает соответствующего права без соблюдения остальных условий предоставления жилых помещений, установленных законом. В последующем законодательное регулирование в данной сфере претерпело изменения. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ « О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 утверждены правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. В данных правилах указано, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. Исходя из предоставленных документов, продолжительность военной службы Пономарева А.В. в календарном исчислении составляет 8 лет 10 месяцев, т.е. менее 10 лет. Таким образом, правом на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Пономарев А.В. не обладает. Довод истца о том, что Пономарев А.В. не утратил право на получение единовременной выплаты на приобретение жилья судом отклоняется как не основанный на законе. При этом, суд исходит из того, что изменение положений законодательства в части закрепления календарного исчисления продолжительности военной службы не ухудшает положения истца, поскольку истец не имел и не имеет до настоящего времени требуемой продолжительности военной службы. Ссылки на сложившуюся практику принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом выслуги лет в льготном исчислении не может быть принята судом во внимание, поскольку законность указанных действий не является предметом судебного разбирательства. Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Пономарева А.В. к Администрации г. Оренбурга, Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия в виде не предоставлении жилого помещения в собственность или единовременной денежной выплаты на строительство жилья, признании не утратившим права на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставлении денежной выплаты на приобретение жилого помещения - отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено: 09.11.2011года. Судья: