РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 ноября 2011 года Ленинский районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего судьи Перовских И.Н., при секретаре Гвоздевой Л.П., с участием: истца Бакалдиной Т.А., представителя ответчика Дегтевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакалдиной Т.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о включении в трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Бакалдина Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о включении в трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что 16.06.2011г. она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.. . не менее 30 лет в городах. На момент обращения стаж медицинской работы составил 30 лет. Решением № № от 10.08.2011г. ГУ-УПФ РФ в г. Оренбурге ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. Считает решение Ответчика незаконным, поскольку в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости вместо льготного исчисления «1 год работы за 1 год и 6 месяцев» следующие периоды работы засчитаны в календарном порядке « 1 год работы за 1 год»: - с 07.05.1991 г. - 22.06.93 г.- в должности акушерки родильного отделения Городского родильного дома; - с 24.06.93 г. - 04.09.94 г. - в должности медицинской сестры-анестезиста ГУЗ Областного Центра планирования семьи и репродукции; - с 26.11.94 г. - 31.12.2001 г.- в должности медицинской сестры-анестезиста ГУЗ Областного Центра планирования семьи и репродукции. Итого, Ответчиком не учтен специальный стаж в размере 05 лет 02 мес. 16дн. Не засчитаны в специальный стаж курсы повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы: с 05.09.94 г. - 25.11.1994 г.; 09.02.2004 г. - 09.03.2004 г.; 08.01.2009 г. - 04.02.2009 г. - итого: 04 мес.16 дн. Просила признать Решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге № от 10.08.2011г. об отказе в назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Засчитать периоды работы: с 07.05.1991г.-22.06.1993г. в должности акушерки родильного отделения в Городском родильном доме, с 24.06.1993г.-04.09.1994г. в должности В последствии исковые требования дополнила, просив включить в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.1994г.-25.11.1994г.; 09.02.2004г.-09.03.2004г.; 08.01.2009г.-04.02.2009 г. и засчитать их как 1 год за 1 год 6 мес. в льготном исчислении, т.е. всего 6 мес. 24 дн., остальные требования без изменения. В судебном заседании истец Бакалдина Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге Дегтева А.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив письменный отзыв и материалы дела, суд приходит к следующему выводу: Из трудовой книжки Бакалдиной Т.А. следует, что истица с 07.05.1991 г. принята в Оренбургский городской родильный дом Министерства здравоохранения РСФСР на должность акушерки родильного отделения, 22.06.1993 г. уволена по собственному желанию. 24.06.1993 г. принята на должность медицинской сестры – анестезиста в Государственное учреждение здравоохранения «Областной центр планирования семьи и репродукции», продолжает работать по настоящее время. Установлено по материалам пенсионного дела, что с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге истица обратилась 16.06.2011 г. Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге от 10.08.2011 г. № 37, истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Оспариваемым решением истице отказано в зачете в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов: - с 05.09.1994 г. по 25.11.1994 г., с 09.02.2004 г. по 09.03.2004 г., с 08.01.2009 г. по 04.02.2009 г. – курсы повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы (00 лет 04 мес. 15 дней). Также истице отказано в зачете в трудовой стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев периодов работы: - с 07.05.1991 г. по 22.06.1993 г. – в должности акушерки родильного отделения Городского родильного дома (разница 00 лет 09 мес. 29 дн.); - с 24.06.1993 г. по 04.09.1994 г. – в должности медицинской сестры –анестезиста ГУЗ Областного Центра планирования семьи и репродукции (разница 00 лет 03 мес. 03 дн.); - с 26.11.1994 г. по 31.12.2001 г. – в должности медицинской сестры- анестезиста ГУЗ Областного Центра планирования семьи и репродукции (разница 03 года 06 мес. 18 дн.). Всего в рамках постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Бакалдиной Т.А. засчитано в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости 24 года 04 месяца 10 дней, отказано истице в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа. В части требований истицы о зачете в ее трудовой стаж в льготном исчислении периодов работы с 07.05.1991 г. по 22.06.1993 г. в должности акушерки родильного отделения Городского родильного дома, суд считает следующее: В соответствии с п/п.20 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 05.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу п.2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Конституцией РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01. 2004 г. № 2-П, вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в действовавшей в тот момент редакции). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, действовавшим с 1 ноября 1999 г. до вступления в действие Постановления Правительства РФ № 781, также был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Пунктом 3 названных Правил предусматривалось, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. Отказывая во включении указанных выше периодов работы истицы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в льготном исчислении, ответчик указал на то, что согласно п. 5 «б» Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Данный Перечень содержит исчерпывающий перечень наименований отделений хирургического профиля стационаров отдельных учреждений здравоохранения. Представленными документами (трудовой книжкой, уточняющей справкой, актом проверки) не подтверждается наличие стационара в период с 1991 г. по 1993 г. Суд не может согласиться с указанным доводом. Пунктом 3 Постановления от 22 сентября 1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464. Пунктом 2 Постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 Согласно Устава Муниципального медицинского учреждения здравоохранения городского родильного дома предметом деятельности ММУ Муниципального городского родильного дома является оказание медицинской помощи. Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: амбулаторно-поликлиническая, а также стационарная специализированная акушерская помощь, в том числе родовспоможение. Данный вид деятельности подтвержден Свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия № 3830 от 15.06.1994 г. Доказательством работы истицы в стационаре служит Приказ главного врача Городского роддома по личному составу № от 24.06.1991 г., карточка-справка за 1991 г. Между тем, Письмом Минздрава России от 13.11.1997 г. «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров» предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений. Возражая в удовлетворении требований истицы, представитель ответчика сослался на то обстоятельство, что представленными документами не подтверждается наличие стационара. Принимая во внимание, что специализированная акушерская помощь оказывается в стационаре, учитывая также, что должность акушерки отнесена законодателем к среднему медицинскому персоналу и предусмотрена разделом «наименование должностей» Списков, работа в которой засчитывается в стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев, суд приходит к выводу о том, что ответчиком необоснованно отказано Бакалдиной Т.А. в зачете спорного периода в трудовой стаж в льготном исчислении, ее требования законны и подлежат удовлетворению. В части требований истицы о зачете в ее стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периодов работы с 24.06.1993 г. по 04.09.1994 г., с 26.11.1994 г. по 31.12.2001 г. в должности медицинской сестры-анестезиста ГУЗ Областного Центра планирования семьи и репродукции, суд считает следующее: Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 установлено, что врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии стационаров один год работы в этих должностях считать за один год и 6 месяцев. Отказывая в зачете в специальный стаж истицы вышеуказанных периодов работы в льготном исчислении, ответчик указал, что периоды работы засчитаны Управлением в льготный стаж по фактической продолжительности, засчитать их в льготном порядке в соответствии с пенсионным законодательством не представляется возможным, поскольку согласно п.2 Перечня отделений хирургического профиля стационаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, льготное исчисление стажа (год работы как год и 6 месяцев) предоставлено медицинским сестрам-анестезистам отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. Наименование отделения «стационар» не предусмотрено вышеназванным Перечнем. Наличие в стационаре отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии документально не подтверждено. В соответствии с Приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 г. к медицинскому персоналу отнесена должность медицинской сестры - анестезистки. «Списком», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 и «Списком», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 предусмотрено отделение анестезиологии-реанимации. Положением о стационаре Государственного Учреждения здравоохранения Областного центра планирования семьи и репродукции от 15.12.1993 г. установлено, что в штатный состав стационара входят врачи акушеры-гинекологи, владеющие методом лапароскопии, прошедшие специальную подготовку по эндоскопическим методам диагностики и лечения в гинекологии, группа анастезиологии – реанимации, операционные медицинские сестры, медицинская сестра палатная, санитарки. Согласно п. 2,3 Положения о группе анестезиологии-реанимации государственного учреждения здравоохранения Областной Центр планирования семьи и репродукции группа анестезиологии-реанимации является подразделением ГУЗ ОЦПСиР, которое обеспечивает анестезиолого-реанимационную помощь в плановой и экстренной форме. В состав группы анестезиологии-реанимации входят: врач- анестезиолог – реаниматолог и медицинская сестра – анестезист. Кроме того, факт занятости истицы подтвержден Приказом № от 30.12.1998 г. «О проведении конференции для среднего медицинского персонала на тему «Неотложная доврачебная помощь», Приказом № от 29.05.1997 г. В письме ГУЗ Областного центра планирования семьи № от 31.08.2011 г. дано разъяснение о структурном подразделении «Группа анестезиологии - реанимации» : в период с 17.02.1992 г. по 31.12.2001 г. группа анестезиологии – реанимации в составе должностей врача – анестезиолога- реаниматолога и медицинской сестры-анестезиста (Приказ министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 г. № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению») существовала, но не была выделена в штатном расписании отдельно. Из справки ГУЗ Областной Центр планирования семьи и репродукции № 07.06.2011 г., уточняющей условия труда и характер работы истицы, следует, что Бакалдина Т.А. работает в должности медсестра-анестезист на 1,0 ставку с 24.06.1993 г. по настоящее время. Должностной инструкцией медицинской сестры –анестезиста группы анестезиологии – реанимации ГУЗ ОЦПСиР предусмотрено, что к профессиональной деятельности в качестве медицинской сестры – анестезиста допускается специалист, имеющий среднее медицинское образование и прошедший первичную специализацию и имеющий сертификат по специальности «Анестезиологии и реаниматологии». В обязанности входит осуществление подготовки рабочего места к проведению наркоза, наркозно-дыхательной и контрольно- диагностической аппаратуры к работе, контроль за исправностью, правильностью эксплуатации, осуществление подготовки набора для интубации, … В качестве доказательств истцом представлены операционные журналы с 1993 г. по 2001 гг., копии которых приобщены к материалам дела. Приказом Минздрава СССР № 693 от 25.06.1981 г. предусмотрены отделение «анестезиологии-реанимации» и отделение «реанимации и интенсивной терапии». Отделения «реанимации» в качестве самостоятельного структурного подразделения стационара не предусмотрено. Приказом Минздрава СССР от 11.06.1986г. № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» были утверждены положения об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, было приказано устанавливать штаты медицинского персонала отделений анестезиологии-реанимации по штатным нормативам, утвержденным настоящим приказом. Основными задачами отделения являются: осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии при операциях, по восстановлению и поддержанию нарушений функций жизненно важных органов… Как отмечалось выше, письмом Минздравмедпрома РФ от 14.07.1995 г. № 2510/1835-95-27 «О льготном пенсионном обеспечении» руководителям лечебно-профилактических учреждений предписывалось привести наименования структурных подразделений (должностей) и внести изменения в трудовые книжки работников в строгом соответствии с действующим законодательством. Суд считает, что неправильное наименование отделения медицинского учреждения в документах, оформленных работодателем не должно повлиять на права работника данного медучреждения, в т.ч. и по назначению пенсии, т.к. фактически заявитель выполняла работу, которая в соответствии с действующим законодательством должна быть зачислена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью на основании ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в льготном исчислении. В части требований истицы о зачете в ее трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.1994 г. по 25.11.1994 г., с 09.02.2004 г. по 09.09.2004 г., с 08.01.2009 г. по 04.02.2004 г., суд считает следующее: Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в соответствии с которым в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Истица находилась на курсах повышения квалификации в период действия ТК РФ. В соответствие со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Так, согласно ст. 63 ч. 9 п. 3 Основ РФ об охране здоровья граждан, порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами Министерства здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями. Согласно свидетельства № о прохождении повышения квалификации к диплому № Бакалдина Т.А. в период с 05.09.1994 г. по 25.11.1994 г. проходила цикл усовершенствования «М/с отделение анестезиологии и реаниматологии», с 09.02.2004 г. по 05.03.2004 г. – «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии и реаниматологии», с 08.01.2009 г. по 04.02.2009 г. – «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии и реаниматологии». Поскольку за указанный период за истицей сохранялось место работы, средний заработок, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний работников, предусмотрены Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, данный период должен быть засчитан в специальный трудовой стаж истицы в льготном исчислении, ее требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. С учетом включения указанных периодов работы, специальный стаж истицы составляет: 24 года 04 месяца 10 дней, что засчитано ответчиком + 05 лет 09 месяцев 13 дней, что засчитано судом на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии = 30 лет 01 месяц 23 дня, что достаточно для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости на основании п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Бакалдиной Т.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о включении в трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - удовлетворить. Признать Решение Начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от 10.08.2011 года № Бакалдиной Т.А. незаконным в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии периодов: с 07.05.1991 г. - 22.06.1993 г. в должности акушерки родильного отделения в Городском родильном доме, с 24.06.1993 г. - 04.09.1994 г. в должности медсестры-анестезиста ГУЗ Областного центра семьи и репродукции, с 26.11.1994 г. - 31.12.2001 г. в должности медсестры-анестезиста ГУЗ Областного центра семьи и репродукции в полуторном размере, т.е. 1 год работы за 1 год и 6 мес., также в льготном исчислении в специальный стаж курсов повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы: с 05.09.1994 г. - 25.11.1994 г.; 09.02.2004 г. - 09.03.2004 г.; 08.01.2009 г. - 04.02.2009 г. Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге включить Бакалдиной Т.А. в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы в льготном исчислении: - с 07.05.1991 г. - 22.06.1993 г. в должности акушерки родильного отделения в Городском родильном доме, - с 24.06.1993 г. - 04.09.1994 г. в должности медсестры-анестезиста ГУЗ Областного центра семьи и репродукции, - с 26.11.1994 г. - 31.12.2001 г. в должности медсестры-анестезиста ГУЗ Областного центра семьи и репродукции в специальный стаж в полуторном размере, - с 05.09.94 г. - 25.11.1994 г.; 09.02.2004 г. - 09.03.2004 г.; 08.01.2009 г. - 04.02.2009 г. - курсы повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы, т.е. 1 год работы за 1 год и 6 мес. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2011 года. Судья: п/п И.Н. Перовских Копия верна. Судья: Секретарь:
медсестры-анестезиста ГУЗ Областного центра семьи и репродукции, с 26.11.1994г.- 31.12.2001г. в должности медсестры-анестезиста ГУЗ Областного центра семьи и репродукции в специальный стаж в полуторном размере, т.е 1год работы за 1 год и 6 мес. Включить в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.1994г.-25.11.1994г.; 09.02.2004г.-09.03.2004г.; 08.01.2009г.-04.02.2009 г. Обязать ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге, назначить и
выплачивать пенсию с 16.06.2011г.
«Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусматривалось, что исчисление сроков выслуги врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.