Опубликовано



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2011 года г.Оренбург

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Князевой О.М.,

при секретаре Шамсутдиновой Л.Ф.,

с участием представителя истца Губачевой Л.Д.,

представителя ответчика Тихоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулдавлетовой Р.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о включении периодов в стаж работы, назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кулдавлетова Р.А. обратилась в суд с иском к ответчику УПФ РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением начальника УПФ РФ в г.Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано. С данным решением Кулдавлетова Р.А. не согласилась. Просила суд:

1. Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

2. Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии с порядком исчисления 1,6 следующий период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

3. Назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге – ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание истец Кулдавлетова Р.А. не явилась, была извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело без ее участия.

Представитель истца Губачева Л.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Тихонова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения требований.

Суд определил рассмотреть гражданское дело без участия не явившегося истца, согласно ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кулдавлетова Р.А. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кулдавлетовой Р.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Согласно данного решения, продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, у Кулдавлетовой Р.А. составляет 27 лет 10 месяцев 09 дней, а требуется 30 лет.

При этом в указанный стаж не были засчитаны следующие периоды, оспариваемые истцом:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.01.26), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.28) – нахождение на курсах повышения квалификации;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.14), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.17), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.06), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.13), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.16), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.16) – отпуска без сохранения заработной платы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) – отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

не были засчитаны в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев следующий период работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (засчитано календарно, разница составляет 01.00.00) – работа в должности медицинской сестры анестезистки отделения акушерской патологии Республиканской клинической больницы им. Г.ФИО8.

Согласно ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, по инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно подпункта 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществляющие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

В соответствии с положениями п.2 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а)лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б)лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6месяцев.

В этом перечне предусмотрены как наименование должности: медицинская сестра анестезист, так и наименование структурных подразделений учреждений здравоохранения: отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных п.п. 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка, в т.ч. акушерское, акушерское физиологическое, акушерское патологии беременности.

Из трудовой книжки истца Кулдавлетовой (Шагаевой) Р.А. в отношении обжалуемых периодов следует, что с ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность медсестры-анестезистки в акушерскую патологию беременных Республиканской клинической больницы; ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.

Из приказа по Башкирской ордена Трудового Красного Знамени республиканской клинической больнице имени ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9 санитарка отделения акушерской патологии перевести медсестрой отделения акушеркой патологии с ДД.ММ.ГГГГ

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Государственным (муниципальным) учреждением Республиканской клинической больницей им.Куватова, из которой следует, что Кулдавлетова (Шагаева) Р.А. переведена на должность медицинской сестры-анестезист на полный рабочий день в акушерское (в т.ч. физиологическое, обсервационное, патологии беременности) отделение с ДД.ММ.ГГГГ (приказ /к от ДД.ММ.ГГГГ, приказ /к от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ (приказ /к от ДД.ММ.ГГГГ) уволена. Основанием выдачи справки являются: книги приказов за 1979 г., 1981 г.; лицевые счета за 1979 г.-1981 г.

Из приказа /к от ДД.ММ.ГГГГ Республиканского ордена трудового красного знамени клинической больницы имени ФИО8 «О приведении в соответствие наименований отделений и штатных должностей» следует, что отделение патологии беременных переименовать с ДД.ММ.ГГГГ на акушерское (в т.ч. физиологическое, обсервационное, патологии беременности) отделение.

На основании вышеизложенного следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (разница – 01.00.00) истец работала медицинской сестрой-анестезистом акушерского (в т.ч. физиологическое, обсервационное, патологии беременности) отделения, что предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781).

Таким образом, суд приходит к выводу, что необходимо засчитать как один год и шесть месяцев за один год работы истца в должности медицинской сестры анестезистки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (разница 01.00.00).

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 г. № 516 в стаж засчитываются периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня. В данных Правилах имеется исчерпывающий перечень периодов, которые подлежат зачету в стаж помимо работы: периоды получения пособия во время временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков.

Отпуска по уходу за детьми, учебные отпуска, курсы повышения квалификации, отпуска без сохранения зарплаты не относятся к ежегодным или дополнительным оплачиваемым отпускам.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы.

Согласно ранее действовавших КЗоТ РСФСР, ст. 88 Закона «О государственных пенсиях в РФ» время учебных отпусков входили в общий стаж и в специальный стаж для назначения пенсий. Курсы повышения квалификации являются разновидностью учебных отпусков.

Повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием работы, это обязанность работников, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I

право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).

Для медицинских работников повышение квалификации является трудовой обязанностью, которая закреплена в должностной инструкции.

На указанные периоды за работником сохраняется рабочее место и средний заработок, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Согласно ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, поскольку за этот период сохраняется средний заработок, порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний работников, предусмотрены Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, за данный период уплачивались страховые взносы, то, следовательно, указанные выше периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации - подлежат включению в специальный стаж, так как являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых вносов в Пенсионный фонд.

Из справки следует, что в период прохождения курсов повышения квалификации Кулдавлетовой Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отчисления в Пенсионный фонд производились в полном объеме и своевременно. Основанием выдачи данной справки являются лицевые счета за 1994 г.

Из решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ следует, что периоды работы в должности медицинская сестра медсанчасти «Оренбурггазпрома» с ДД.ММ.ГГГГ переименована в МСЧ ПО «Оренбурггазпром» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медицинской сестры отделения недоношенных детей стационара МУЗ «Муниципального городского клинического перинатального центра» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение которых истец направлялась на курсы повышения квалификации, засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что подлежит зачету Кулдавлетовой Р.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.01.26), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.28) – нахождение на курсах повышения квалификации, что составляет 02 месяца 24 дня.

На основании вышеизложенного, учитывая, что в период отпуска без сохранения заработной платы, отчисления не производились, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.14), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.17), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.06), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.13), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.16), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.16) – отпуска без сохранения заработной платы.

У Кулдавлетовой Р.А. есть сын ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении 1-РЖ .

Письмом Минсоцзащиты РФ от 27.11.1995 года номер 4485\1 – 35 разъяснено, что Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР от 25.09.1992 года в статью 167 КЗоТ РСФСР внесено изменение, исключающее возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Эти периоды до 06.10.1992 года могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минтруда РФ от 21.07. 2003г. N717-АП.

По ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.92 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" включался стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости (пункт 21 разъяснения Минтруда России от 22.05.96 № 5).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 п. 15 при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года №3543 -1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого указанный период перестал включаться в специальный стаж в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не подлежит зачету истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге, то есть на ДД.ММ.ГГГГ стаж Кулдавлетовой Р.А. составил 29 лет 01 месяц 03 дня, из которых ДД.ММ.ГГГГ засчитаны ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ (00.02.24 + 01.00.00) – засчитаны судом, а требуется 30 лет. Следовательно, на дату подачи заявления в УПФ РФ в г.Оренбурге истец не имела необходимый 30-летний стаж работы, и, соответственно, у истца не имеется право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кулдавлетовой Р.А. – удовлетворить частично.

Признать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части не включения Кулдавлетовой Р.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующих периодов:

в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (разница составляет 01.00.00) – работа в должности медицинской сестры анестезистки отделения акушерской патологии Республиканской клинической больницы им. ФИО8;

в календарном исчислении:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.01.26), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.28) – нахождение на курсах повышения квалификации.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> включить Кулдавлетовой Р.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующих периодов:

в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (разница составляет 01.00.00) – работа в должности медицинской сестры анестезистки отделения акушерской патологии Республиканской клинической больницы им. ФИО8;

в календарном исчислении:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.01.26), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.28) – нахождение на курсах повышения квалификации.

В удовлетворении остальной части исковых требований Кулдавлетовой Р.А. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Князева О.М.

Полный текст решения изготовлен: 25.11.2011 г.

Судья: