Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 ноября 2011 года Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе: председательствующего судьи Занездровой К.В. при секретаре Ряховской Т.В. с участием: представителя заявителя Кашаевой Д.Н., заместителя прокурора Ленинского района г.Оренбурга Пивоваровой Н.А., заинтересованного лица Шаборшиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного унитарного предприятия «Облжилкомхоз» к заместителю прокурора Ленинского района г.Оренбурга о признании незаконным представления заместителя прокурора и его отмене, УСТАНОВИЛ: Заявитель ГУП «Облжилкомхоз» обратился в суд к прокуратуре Ленинского района г.Оренбурга с заявлением о признании незаконным и отмене представления прокуратуры, указав, что 06.10.2011 г. в ГУП «Облжилкомхоз» поступило представление прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга № № от 19.09.2011 г. об устранении нарушений трудового законодательства, содержащее требование выплатить гражданке Шаборшиной В.М заработную плату в полном объеме с учетом уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в указанный период времени, от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Заявитель считает данное представление незаконным, поскольку на ГУП «Облжилкомхоз» незаконно возложена обязанность выплатить Шаборшиной Заявитель выплатил Шаборшиной В.М. заработную плату за январь- март 2011г., исходя из МРОТ, установленного законом в размере ..., в котором уже учтен уральский коэффициент. Однако в представлении прокурора дается правовая квалификация ситуации, связанной с выплатой Шаборшиной М.В. заработной платы с января 2011 г. по март 2011 г. При этом, делается вывод, что заработная плата в указанные периоды выплачивалась ниже минимального размера оплаты труда, что не соответствует действительности. Заявитель просил: признать незаконным и отменить представление прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга № от 19.09.2011 г. об устранении нарушений трудового законодательства, направленное в адрес ГУП «Облжилкомхоз». В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требование, предъявив их к заместителю прокурора Ленинского района г.Оренбурга советнику юстиции Пивоваровой Н.А. и просил: признать незаконным и отменить представление заместителя прокурора Ленинского района г. Оренбурга № от 19.09.2011 г. об устранении нарушений трудового законодательства, направленное в адрес ГУП «Облжилкомхоз». В судебном заседании представитель заявителя ГУП «Облжилкомхоз» Кашаева Д.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, уточненные требования поддержала, просила удовлетворить. Должностное лицо заместитель прокурора Ленинского района г.Оренбурга Пивоварова Н.А., и заинтересованное лицо Шаборшина М.В. в удовлетворении требований просили отказать. Суд, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему. Заместителем прокурора Ленинского района г.Оренбурга Пивоваровой Н.А. в отношении ГУП Оренбургской области «Облжилкомхоз» ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства за №. А именно работодателю необходимо незамедлительно выплатить Шаборшиной В.М. заработанную плату в полном объеме, с учетом уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Заявитель считает данное представление незаконным, поскольку на ГУП «Облжилкомхоз» незаконно возложена обязанность выплатить Шаборшиной Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государство гарантирует защиту прав... Из ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Из части 1 статьи 3 и статьи 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ) следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправлению, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Пунктом третьим Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры. В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе и лиц, на которые возложена обязанность по исполнению требований, содержащихся в представлении. При этом действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений прокурора. Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Прокуратурой Ленинского района г.Оренбурга по обращению Шаборшиной В.М. о соблюдении ГУП Оренбургской области «Облжилколкомхоз» в отношении нее положений трудового законодательства, было выявлено нарушение, выразившееся в невыплате в полном объеме в установленный срок заработанной платы Шаборшиной В.М. за январь-март 2011 года, а именно заработная плата выплачена исходя из МРОТ, установленного законом, в размере ... без учета уральского коэффициента. Анализируя законность требований, содержащихся в предписании заместителя прокурора Ленинского района г.Оренбурга, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.22 Трудового Кодекса РФ ( далее- ТК РФ) одной из обязанностей работодателя является обеспечение работников равной оплатой за труд равной ценности, и выплата в полном размере причитающейся работникам заработанной платы в сроки, установленные в соответствии с трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Согласно ст.ст.130, 133 ТК РФ установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, в систему которых включается величина минимального размера оплаты труда в РФ. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Действовавшее до 01.09.2007 г. правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработанную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда " и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ). В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть 1 ст.129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Из совокупности анализа приведенного выше законодательства следует, что размер месячной заработанной платы работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных климатических условиях, не может быть ниже минимального размера, указанного в ч.1 ст.133 ТК РФ, а доплата к заработанной плате в виде установленного коэффициента за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями должна производится сверх указанного минимального размера оплаты труда. Данный вывод логичен и с точки зрения заданной цели, ради которой установлены доплаты к зарплате в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. Данная доплата никак не связана с объемом и (или) с качеством выполняемой работы, а зависит только от природных условий местности, где выполняется работа, т.е. выплачивается именно за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. Кроме того данная доплата, исходя из ее предназначения, фактически является компенсационной выплатой, направленной на охрану здоровья работников, проживающих и работающих в неблагоприятных климатических условиях. Из этого следует, что установленная ст.133 ТК РФ минимальная заработанная плата работников, выполняющих одинаковые трудовые функции в местностях с нормальными и неблагоприятными условиями, не может быть одинаковой. В противном случае умаляется цель, для достижения которой установлены доплаты к зарплате в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, и низкооплачиваемые работники, проживающие как на юге, так и на севере страны будут получать одинаковую заработанную плату в размере минимального размера оплаты труда по России. Кроме того, даже работники, проживающие в одной и той же местности с неблагоприятными климатическими условиями будут поставлены в неравное положение, поскольку только высокооплачиваемые работники будут пользоваться установленной доплатой к заработанной плате в виде соответствующего коэффициента, а низкооплачиваемые работники будут получать заработанную плату в том же размере, что и работники, выполняющие те же трудовые функции в местностях с благоприятными климатическими условиями, а именно в размере МРОТ по России. Судом установлено, что заинтересованное лицо Шаборшина В.М. была принята на постоянную работу в ГУП Оренбургской области «Облжилкомхоз» в службу ... на должность ... с должностным окладом в ... о чем между сторонами был заключен трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ На основании вышеуказанного трудового договора работодателем был издан приказ № от 15.01.2009 г., согласно которого работнику устанавливается должностной оклад в размере .... Из Положения об организации заработанной платы работников государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Облжилкомхоз» утвержденного приказом ГУП «Облжилкомхоз» № от 26.12.2007 г.следует, что на предприятии применяется тарифная система организации заработанной платы, в состав которой входят часовые тарифные ставки, должностные оклады, устанавливаемые в соответствии с занимаемой должностью и квалификацией работников. С учетом имеющихся средств на предприятии в расчет принята минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда с повременной оплатой труда – ..., со сдельной оплатой ... В материалы дела представлены расчетные листы работника Шаборшиной В.М. за период январь – март 2011 г., согласно которым заработанная плата истицы складывалась из оплаты по окладу в размере ..., доплаты до минимального размера в размере ..., районного коэффициента в размере ..., и с учетом НДФЛ в конечном итоге составляла ... ( без налога -... В соответствии со ст.1 № 91-ФЗ «О внесении изменений в ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2009 года по 01.06.2011 г. минимальный размер оплаты труда составил 4330 рублей в месяц. В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 22.04.2011 г. №-п, величина прожиточного минимума в Оренбургской области за первый квартал 2011 года, в расчет на душу населения, составила 5656 рублей. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем ГУП Оренбургской области «Облжилкомхоз» в отношении его работника Шаборшиной В.М. нарушено трудовое законодательство, а именно, минимальная заработанная плата за ставку (норму труда) истице выплачена в размере ... без учета доплаты в виде районного коэффициента в размере 15% за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями. Более того, размер заработной платы, полученный Шаборшиной В.М. за январь-март 2011 составлял менее прожиточного минимума, установленного для работающего населения в Оренбургской области. Судом проверялся расчет доплаты, которую должна получить Шаборшина В.М. за январь-март 2011г. в размере ..., произведенный заместителем прокурора, который признан судом верным ( ... Следовательно, представление об устранении нарушений трудового законодательства от 19.09.2011г.№, вынесенное заместителем прокурора Ленинского района г.Оренбурга Пивоваровой Н.А. в отношении заявителя, является законным, т.е. соответствует статьям Трудового кодекса РФ, регулирующим правоотношения по оплате труда, и обоснованным. Кроме того, оспариваемое представление вынесено в пределах компетенции заместителя прокурора. Судом не принимаются доводы заявителя, которые сводятся к выводу о том, что установленный размер оплаты труда включает в себя не только тарифную ставку (оклад), но и доплату к зарплате по установленному в Оренбургской области районному коэффициенту, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Согласно требованиям ст.236 ТК РФ работодатель за задержку выплаты заработанной платы и других выплат, причитающихся работнику, несет материальную ответственность. Так, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработанной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размер не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Следовательно, требование прокурора о выплате Шаборшиной В.М. процентов за задержку выплаты заработной платы, также основано на законе. Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного, муниципального служащего и права и свободы гражданина не были нарушены. Учитывая вышеуказанные обстоятельства в удовлетворении заявления ГУП Оренбургской области «Облжилкомхоз» к заместителю прокурора Ленинского района г.Оренбурга Пивоваровой Н.А. о признании незаконным представления № от 19.09.2011 г. об устранений нарушений трудового законодательства и производного от него требования об отмене представления надлежит отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении требований Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Облжилкомхоз» к заместителю прокурора Ленинского района г.Оренбурга о признании незаконным и отмене представления № от 19.09.2011 г. об устранений нарушений трудового законодательства- отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: Полный текст решения изготовлен: 22.11.2011г. Судья:
В.М. сумму в размере ... и проценты не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в указанный период времени, от данной суммы за каждый день задержки.
В.М. сумму в размере ... и проценты не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в указанный период времени, от данной суммы за каждый день задержки, а также в порядке ст. 17.7 КоАП РФ заявитель может быть привлечен к административной ответственности за невыполнение требований заместителя прокурора.