Опубликовано



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника Оренбургского транспортного прокурора Горнике Н.В., представителя органа принявшего оспариваемый нормативный акт - Бахмутова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оренбургского транспортного прокурора о признании недействующими и ненадлежащими применению отдельных положений утвержденных Постановлением Оренбургского городского Совета Правил содержания и благоустройства города,

У С Т А Н О В И Л :

Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими и ненадлежащими применению отдельных положений утвержденных Постановлением Оренбургского городского Совета Правил содержания и благоустройства города, указав, что Постановлением Оренбургского городского совета от 28.02.2006 №16 утверждены Правила содержания и благоустройства г.Оренбурга (далее Правила).

Правила определяют порядок проведения мероприятий по благоустройству и санитарному содержанию города Оренбурга и являются обязательными к исполнению для всех предприятий, организаций, расположенных на территории г.Оренбурга, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (п. 1.1 Правил). Указанные правила распространяют свое действие и на предприятия железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 12.6 Правил за самовольную вырубку, а также действия, повлекшие гибель деревьев и кустарников, с виновных взыскивается полная восстановительная стоимость.

Оренбургским транспортным прокурором 22.06.2011 на п.12.6 Правил принесен протест.

Решением Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 №258 в удовлетворении протеста отказано.

Пункт 12.6 Правил противоречит нормам федерального законодательства.

Просил признать недействующим и неподлежащим применению п. 12.6 Правил содержания и благоустройства г.Оренбурга, утвержденных постановлением Оренбургского городского совета от 28.02.2006 №16, в части распространения его действия на предприятия железнодорожного транспорта.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Оренбургского транспортного прокурора Горнике Н.В., заявление уточнил, просил признать недействующим и неподлежащим применению п. 12.6 Правил содержания и благоустройства г.Оренбурга, утвержденных постановлением Оренбургского городского совета от 28.02.2006 № 16, в части распространения его действия на полосы отвода железных дорог предприятий железнодорожного транспорта на территории г. Оренбурга.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Бахмутов В.М., действующий на основании доверенности, с иском не согласился.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 п.5 (ред. от 10.06.2010 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части") предусмотрено, что должностные лица, органы государственной власти и местного самоуправления, перечисленные в части 2 статьи 251 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом или его частью нарушена их компетенция. Нарушением компетенции, в частности, следует считать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью тех отношений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми заинтересованными лицами, обратившимися в суд. В заявлении должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение оспариваемым нормативным правовым актом или его частью компетенции соответствующего должностного лица или органа.

В п.8 вышеуказанного Постановления указано учитывая, что главой 24 ГПК РФ не предусмотрен досудебный порядок рассмотрения заявления о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, судья не вправе возвращать заявление в связи с тем, что заявитель предварительно не обращался в орган или к должностному лицу, издавшим этот акт, по вопросу его отмены или изменения. Таким образом, доводы представителя органа принявшего обжалуемый нормативный акт о том, что прокурор вправе урегулировать возникшие разногласия во внесудебном порядке не могут быть приняты судом заслуживающими внимания.

Судом установлено, что Постановлением Оренбургского городского совета от 28.02.2006 №16 утверждены Правила содержания и благоустройства г.Оренбурга.

Правила определяют порядок проведения мероприятий по благоустройству и санитарному содержанию города Оренбурга и являются обязательными к исполнению для всех предприятий, организаций, расположенных на территории г.Оренбурга, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (п. 1.1 Правил). Таким образом, указанные правила распространяют свое действие и полосы отвода железных дорог являющиеся землями железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 12.6 Правил за самовольную вырубку, а также действия, повлекшие гибель деревьев и кустарников, с виновных взыскивается полная восстановительная стоимость.

В соответствии со ст.7 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации.

Пункт 1 ст.2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» устанавливает, что земельные участки, предназначенные для размещения защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, а также земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, относятся к полосе отвода железных дорог и являются землями железнодорожного транспорта.

Пункт 1 статьи 3 этого же закона предусматривает, что деятельность в области железнодорожного транспорта федеральными законами, а также актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

В соответствии с требованиями п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, утвержденных МПС РФ 11.11.1992 №ЦУО-112, полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от кустарника.

В связи с изложенным, пункт 12.6 действующих на территории всего г.Оренбурга Правил предусматривающий, что за самовольную вырубку, а также действия, повлекшие гибель деревьев и кустарников, с виновных взыскивается полная восстановительная стоимость, в части распространения его на полосы отвода земель железнодорожного транспорта, противоречит указанным вышеуказанным нормам федерального законодательства и его применение создает угрозу нарушения прав и законных интересов как неопределенного круга лиц пользующихся услугами железнодорожного транспорта, так и таковых предприятий железнодорожного транспорта.

Суд приходит к выводу, что требования Оренбургского транспортного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 п.5 (ред. от 10.06.2010 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в п.30. предусмотрено, что принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит ли публикации все решение или же лишь сообщение о нем.

Таким образом, следует направить копию настоящего решения для опубликования в очередном выпуске газеты «Вечерний Оренбург» сообщения о нем, в течение 15 дней с момента его вступления в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление Оренбургского транспортного прокурора – удовлетворить.

Признать недействующим и неподлежащим применению пункт 12.6 Правил содержания и благоустройства г.Оренбурга, утвержденных Постановлением Оренбургского городского совета от 28.02.2006 № 16, в части распространения его действия на полосы отвода железных дорог находящихся на территории г. Оренбурга.

Направить копию настоящего решения для опубликования сообщения о нем, в течение 15 дней с момента его вступления в законную силу, в очередном выпуске газеты «Вечерний Оренбург».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна, в окончательной форме

решение принято 02.12.2011г., подпись