Опубликовано



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Князевой О.М.,

при секретаре Шамсутдиновой Л.Ф.,

с участием истца Кречетова А.Е.,

с участием представителей ответчика Сомовой А.В., Моисеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кречетов А.Е. к Военному комиссариату Оренбургской области о взыскании суммы, об обязании ежемесячно выплачивать денежную компенсацию за наем(поднаем) жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:
Истец Кречетов А.Е. обратился в суд с иском к ответчику Военному комиссариату Оренбургской области, указывая, что он является майором запаса, проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прослужил в Вооруженных силах более ... лет. Приказом командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с организационными штатными мероприятиями подпункт «а» пункта 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. Приказом военного комиссариата Оренбургской области № 74 от 11.05.2011 года был исключен из списков личного состава военного комиссариата Оренбургской области.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ ответчик не выплачивает денежную компенсацию за поднаем жилого помещения. Задолженность составляет ... рублей.

Истец просит суд взыскать с ответчика компенсацию за поднаем жилого помещения в сумме ... рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме ... рублей, обязать ответчика осуществлять выплату компенсации за поднаем жилого помещения ежемесячно до получения жилья в установленном нормам.

Истец Кречетов А.Е. в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представители ответчика Военного комиссариата Оренбургской области Сомова А.В., Моисеева Е.В., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований.

Выслушав пояснение истца, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из справки Оренбургской квартирно-эксплуатационной части района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что майор Кречетов А.Е. включен в базу данных автоматизированного учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки из приказа главнокомандующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе « и статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы майор Кречетов А.Е. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями

( подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона). Жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение( улучшении) жилой площади по установленным нормам. Выслуга лет календарная 20 лет 7 мес.

Из выписки из приказа Военного комиссара Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уволенного с военной службы майора Кречетова А.Е. ДД.ММ.ГГГГ исключить из приказов личного состава военного комиссариата <адрес>, всех видов обеспечения. Общая продолжительность военной службы составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ... ... месяцев.

Из справки Военного комиссариата Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в состав семьи Кречетова А.Е. входит жена ... сын ..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно договора поднайма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Кречетову А.Е. предоставлено жилое помещение в пользование поднанимателя и членов его семьи на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу :<адрес>, п<адрес> <адрес>, <адрес>.

Из лицевого счета Военного комиссариата <адрес> по учету выплат денежной компенсации за поднаем жилья следует, что майору Кречетову А.Е. оплачено за поднаем жилья в том числе и за ... год в размере ... рублей в месяц по ДД.ММ.ГГГГ включительно, том числе в размере ... рублей за ... года.

Из письма Военного комиссариата Оренбургской области № ... от ДД.ММ.ГГГГ адресованного на имя Кречетова А.Е. следует, что на основании предоставленных документов на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий при Администрации <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ Кречетов А.Е. не состоял. Оснований для выплаты денежной компенсации за поднаем жилья не имеется.

Суд не соглашается с доводами ответчика по следующим основаниям.

В соответствии со с п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям п.1 ст.15 указанного Закона военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

В соответствии с п.3 ст.15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п.13 ст.15 указанного Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Согласно п.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства обеспечиваются жилым помещением федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Также указанной нормой (абз. 2 п.14 ст.15) предусмотрено при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Определенная указанной нормой ст.15 Закона дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях (органах местного самоуправления) - 01.01.2005г. связана с изменением формы обеспечения жильем.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007г. N5-П пункты 2 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005г., в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005г., ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет. При этом указано на то, что с учетом положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. При этом законодатель освободил органы местного самоуправления с 1 января 2005 года от обязанности предоставлять в трехмесячный срок жилье из муниципального фонда по договору социального найма гражданам, уволенным с военной службы, и возложил обязанность по их обеспечению жильем за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установлено, что положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ), вводящие для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N3-П содержащаяся в абзаце втором пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года. При этом указано на следующее. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах. Само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, что не освобождает федерального законодателя, осуществляющего в рамках своих дискреционных полномочий соответствующее правовое регулирование, от обязанности при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. При этом он должен исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.Норма абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в истолковании, предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченных жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N909 установлен предельный размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений, а также условия и размеры его повышения.

Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем :

в гг.Москве и Санкт-Петербурге - 15000рублей;

в других городах и районных центрах - 3600рублей;

в прочих населенных пунктах - 2700рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях:

совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи.

Согласно п.4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N909, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Решением ВК Верховного Суда РФ от 5 сентября 2008г. NВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008г. NКАС08-566, пункт 4 настоящего Положения признан недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005г., которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Указанные положения ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающие выплату компенсацию за найм жилого помещения, предусматривают для военнослужащих и военнослужащих, уволенных с военной службы жилыми помещениями, не обеспеченных при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.

С учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы. При этом суд исходит из того, что в противном случае будет иметь место неравное положение истца, состоящего по месту службы на учете нуждающихся в жилом помещении и уволенного с его согласия без обеспечения жилым помещением, но с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые не дали своего согласия на увольнение без предоставления жилого помещения, в связи с чем не были уволены и получают компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, а также неравное положение истца по сравнению с положением тех военнослужащих, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г. и были уволены без предоставления жилых помещений при перемене места жительства, что недопустимо в силу ч.2 статьи 19 и ч.3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение денежной компенсации за наем( поднаем) жилого помещения за счет средств федерального бюджета. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за наем жилого помещения с .... по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ... рублей ( ...), за ... год ... рублей, за ... года -... рублей, за сентябрь ... года ... рублей, а всего ... рублей, а также ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязан производить Кречетову А.Е.выплату денежной компенсации за наем(поднаем) жилого помещения в установленном законодательством размере до утраты права на ее выплату.

В связи с удовлетворением заявленных истцом требований согласно положениям ст.98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию понесенные им судебные расходы по уплате госпошлины в размере ... рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кречетов А.Е. удовлетворить частично.

Взыскать в Военного комиссариата Оренбургской области в пользу Кречетов А.Е. денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в сумме ... рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расходы по оплате государственной пошлины в сумме ... рублей.

Обязать Военный комиссариат Оренбургской области ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ производить Кречетову А.Е. выплату денежной компенсации за наем(поднаем) жилого помещения в установленном законодательством размере до утраты права на ее выплату.

В удовлетворении остальной части исковых требований Кречетову А.Е. отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Князева О.М.