РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 августа 2011 года Ленинский районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего судьи Чадова А.А., при секретаре Никиткиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурской Л.А. Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге о включении в трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. УСТАНОВИЛ: Гурская Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что обращалась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением начальника Управления пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. С решением она не согласна, считает отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, так как, по мнению истицы, периоды отпусков без сохранения заработной платы, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью менее месяца, включались в страховой стаж. Согласно ст.107 Трудового кодекса РФ, отпуск без сохранения заработной платы отнесен к числу ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков и должны быть включены при исчислении страхового стажа до ДД.ММ.ГГГГ Периоды обучения на курсах повышения квалификации, согласно ст.187 ТК РФ, относятся к периодам, во время которых за работником сохраняется рабочее место и средняя заработная плата, в связи с чем указанный период также подлежит зачету в специальный стаж. В периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры воспитателя детского сада СПУ 639 треста «Оренбургтранстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры ясли-сада №, действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в соответствие с которым в стаж работы врачей и других медицинских работников засчитывалась, в том числе, работа медицинских сестер независимо от наименования должности в детских яслях, детских садах, объединенных ясли-садах. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинская сестра общей практики Детской поликлиники № МГКБ № также подлежат зачету в стаж на основании постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в стаж, так как действовавшим в тот период законодательством предусматривалась возможность зачета этих периодов в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию. Просила суд признать решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным. Обязать ответчика (Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге) включить в ее льготный стаж периоды работы: С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности медсестры-воспитателя детского сада СПУ № треста Оренбургтрансстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – старшей медицинской сестрой в ясли-саде №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой общей практики Детской поликлиники № МГКБ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком и назначить ей досрочно пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования, по которым период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ просила обязать ответчика засчитать в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца. В остальной части исковые требования оставила неизменными. В судебном заседании истица Гурская Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Представитель ответчика – Дегтева А.В., действующая на основании доверенности, возражала в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в иске просила отказать. Заслушав пояснения сторон и их представителей, изучив материалы дела. Суд приходит к следующему выводу: Из трудовой книжки Гурской Л.А. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истица принята медсестрой-воспитателем детского сада СМП 639 треста «Оренбургтрансстрой», с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, с ДД.ММ.ГГГГ принята лаборантом в санитарно-гигиеническую лабораторию Оренбургской горсанэпидстанции, с ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в д/с 49, с ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода в ясли-са<адрес> старшей медсестрой, с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, с ДД.ММ.ГГГГ принята медсестрой бокса в детское отделение № МСЧ № ООО «Оренбурггазпром», с ДД.ММ.ГГГГ переведена участковой медсестрой, с ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой общей практики в детской поликлинике №, с ДД.ММ.ГГГГ истицу считать работаю щей медсестрой врача общей практики в связи с изменением штатного расписания детской поликлиники №, с ДД.ММ.ГГГГ переведена медицинской сестрой участковой детской поликлиники №, где продолжает работать по настоящее время. Установлено по материалам пенсионного дела, что с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ №, истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Оспариваемым решением истице отказано в зачете в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, так как согласно п.5 Разъяснения Минтруда РФ №5 от 22.05.1996 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, начиная с 12.07.2002 г. определен Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516. Пунктом 5 указанным Правил определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих зачету в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске без сохранения заработной платы Правилами не предусмотрены, в связи с чем не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Кроме того, в данные периоды не осуществлялась работа, дающая право на досрочное назначение пенсии; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медсестра –воспитатель детского сада СПУ 639 треста «Оренбургтрансстрой», так как наименование должности «медсестра-воспитатель» не предусмотрено разделом « наименование должностей» Перечня учреждений, организаций и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 ( действовавшим до 01.10.1993 г.); - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – старшая медицинская сестра ясли-сада №, так как согласно Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, ясли-сад не является лечебно-профилактическим учреждением; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинская сестра общей практики Детской поликлиники № МГКБ №, так как наименование должности «медицинская сестра общей практики» не поименовано в разделе « наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Также истице отказано в зачете в трудовой стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца периодов отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в периоды нахождения в указанных отпусках не осуществляется деятельность (работа), дающая право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем льготный порядок исчисления стажа не может быть применен к указанным периодам. Всего в рамках постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-п Гурской Л.А. засчитано в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости 26 лет 05 месяцев 06 дней, отказано истице в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа. В части требований истицы о зачете в ее трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мдсестры-воспитателя детского сада СПУ № треста «Оренбургтрансстрой», а также периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшей медсестрой ясли-сада №, суд считает следующее: В соответствии с п/п.20 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 05.12.2001г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу п.2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01. 2004 г. № 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в действовавшей в тот момент редакции). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, действовавшим с 1 ноября 1999 г. до вступления в действие Постановления Правительства РФ № 781, также был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Указанными выше Списками не предусмотрены должности «медсестры-воспитателя», а «детские сады» и «ясли-сады» не отнесены к учреждениям, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение. В силу Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Однако ясли-сады не являлись лечебно-профилактическими учреждениями. Между тем, как следует из материалов дела, в период работы истицы в должности медсестры-воспитателя детского сада СПУ 639 треста «Оренбургтрансстрой», действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил детские сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Согласно архивной справки администрации МО «<адрес>» № г-53 от ДД.ММ.ГГГГ, в архивном фонде Строительно – монтажного поезда № (СМП-№) в книге приказов по личному составу за ДД.ММ.ГГГГ в приказе №-к от ДД.ММ.ГГГГ Гурская Л.А. принята медсестрой - воспитателем детского сада с ДД.ММ.ГГГГ Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ Гурская Л.А. – воспитатель детского сада, уволена по ст.31 КЗоТ РСФСР в связи с переменой места жительства с ДД.ММ.ГГГГ В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 ст. 27 и подпункты 7 - 13 ст. 28 названного закона) период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании. Как следует из пояснений истицы в судебном заседании, в спорный период она фактически выполняла обязанности медицинской сестры: производила ежедневный медицинский осмотр детей, оказывала медицинскую помощь по мере необходимости, запись в приказе о приеме на работу и в трудовой книжке истицы о работе в должности воспитателя-медсестры была выполнена ошибочно, фактически она была принята на работу и работала в детском саду СПУ 639 треста «Оренбургтрансстрой» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры. Согласно ст.55 ГПК РФ, к доказательствам, в том числе, относятся и пояснения сторон. Период работы Гурской Л.А. в должности медсестры-воспитателя детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к периоду деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам. Принимая во внимание, что действовавшим в спорный период 1397 Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, медицинским сестрам детских садов предоставлялось право на досрочное пенсионное обеспечение и учитывая, что в спорный период истица работала медицинской сестрой, суд находит исковые требования Гурской Л.А. о зачете в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы в должности медсестры-воспитателя СПУ № треста «Оренбургтрансстрой» обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд учитывает положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года № 320-О, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. Таким образом период работы истицы в должности медсестры-воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском саду СПУ-№ подлежал включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Между тем, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры ясли-сада № не подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в силу следующего: Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 и действовавшим до 1 октября 1993 года, было предусмотрено включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и ясли-садах. Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в зачете трудовой стаж периода работы истицы в должности старшей медицинской сестры ясли-сада №, истице отказано обоснованно, ее требования в указанной части не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. В части требований истицы о зачете в ее трудовой стаж периодов работы медицинской сестрой общей практики Детской поликлиники № МГКБ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд считает следующее: В Списки должностей..., утвержденные Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, применимые к спорному периоду работы Гурской Л.А., наряду с должностью «медицинская сестра» включены должности других медсестер, с указанием характера или участка выполняемой работы, в том числе, медицинская сестра врача общей практики. Разделом «наименование учреждений» Списков предусмотрены поликлиники всех наименований. Отказано истице в зачете спорного периода в ее трудовой стаж ввиду того, что наименование должности «медицинская сестра общей практики» не предусмотрено соответствующими разделами Списков. Как следует из трудовой книжки истицы и справки № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающей особые условия работы Гурской Л.А., в спорные периоды истица работала медицинской сестрой общей практики. Согласно представленного в материалы дела приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ по МСЧ №, участковые медицинские сестры с ДД.ММ.ГГГГ переведены на должности медицинских сестер общей практики, в том числе – Гурская Л.А. Штатными расписаниями МГКБ № № за 1999-2001 гг. по педиатрическому отделению № и № предусмотрены должности медицинских сестер общей практики. Согласно указаний Минздрава России от 23 марта 1998 г. № 219-У, при составлении штатного необходимо руководствоваться Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 18.01.96 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», а наименование должностей должно соответствовать номенклатуре должностей врачебного и фармацевтического персонала и номенклатуре врачебных и провизорских специальностей (Приказы Минздрава России № 48 от 24.02.98 и № 33 от 16.02.95) с последующими изменениями и дополнениями. Должности медицинской сестры общей практики классификатором не предусмотрено, как не предусмотрено этой должности и названными выше приказами Минздрава России. Между тем, Приложением № 5 к приказу Минздрава РФ, от 6 августа 1992 г. № 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)», было утверждено Положение медицинской сестре общей практики, в соответствие с которым Медицинская сестра общей практики является специалистом в области сестринского дела, работает совместно с врачом общей практики (семейным врачом) и обеспечивает медицинскую помощь прикрепленному населению, включая профилактические и реабилитационные мероприятия. Согласно названному Положению, на должность медицинской сестры общей практики назначаются медицинские сестры, прошедшие подготовку по программе специализации «Медицинская сестра общей практики». Медицинская сестра общей практики работает под руководством врача общей практики (семейного врача) или самостоятельно согласно условиям договора (контракта). Медицинская сестра общей практики назначается и освобождается от должности в соответствии с действующим законодательством. Основными обязанностями медицинской сестры общей практики, согласно Положению, являются: Выполнение профилактических, лечебных, диагностических мероприятий, назначаемых врачом в поликлинике и на дому, участие в проведении амбулаторных операций. Оказание больным и пострадавшим первой доврачебной медицинской помощи при травмах, отравлениях, острых состояниях, организация госпитализации больных и пострадавших по экстренным показаниям. Организация амбулаторного приема врача общей практики (семейного врача), подготовка рабочего места, приборов, инструментария, подготовка индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, проведение осмотра больного, предварительный сбор анамнеза. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, мер предупреждения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, СПИД, согласно действующим инструкциям и приказам. Ведение учетных медицинских документов (статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направления на диагностические исследования, посыльные листы во ВТЭК, санаторно-курортные карты, контрольные карты диспансерного наблюдения и т. п.). Обеспечение кабинета врача общей практики (семейного врача) необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой. Учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета. Контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием Проведение персонального учета обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании. Проведение в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебных профилактических осмотров населения. Организация учета диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др.; контроль их посещений, своевременное приглашение на прием. Участие в проведении санитарно-просветительной работы на участке: - пропаганда гигиенических знаний, здорового образа жизни, рационального питания, закаливания, физической активности и т. п. Подготовка санитарного актива участка, проведение занятий по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, острых состояниях и несчастных случаях; обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первичной доврачебной помощи. Подготовка больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований. Своевременное ведение установленных учетно-отчетных, статистических документов. Указанные обязанности тождественны обязанностям медицинской сестры врача общей практики, указанным в квалификационных требованиях к должности в Общероссийском классификаторе ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), а также обязанностям медицинской сестры врача общей практики, указанным в Положении об организации деятельности медицинской сестры врача общей практики, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 20 ноября 2002 г. № 350, и отменившем названное выше Положение о медицинской сестре общей практики. К обязанностям специалиста относится: Выполнение профилактических, лечебных, диагностических, реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом в поликлинике и на дому, участие в проведении амбулаторных операций. Оказание больным и пострадавшим доврачебной помощи при неотложных состояниях. Организация амбулаторного приема врача общей практики (семейного врача), подготовка рабочего места, приборов, инструментов, подготовка индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, проведение осмотра больного, предварительный сбор анамнеза. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, мер предупреждения постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ/СПИД согласно действующим инструкциям и приказам. Ведение учетных медицинских документов (статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направлений на диагностические исследования, санаторно-курортные карты, контрольные карты диспансерного наблюдения и т.д.). Обеспечение кабинета врача общей практики (семейного врача) необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой. Учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета. Контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием. Проведение персонального учета обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры. Учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании. Проведение в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебных профилактических осмотров. Организация учета диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др.; контроль их посещений, своевременное приглашение на прием. Участие в проведении санитарно-просветительной работы на участке; пропаганда гигиенических знаний, здорового образа жизни, рационального питания, закаливания, физической активности и т. д. Подготовка санитарного актива участка, проведение занятий по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первой медицинской помощи. Подготовка больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований. Своевременное ведение установленных учетно-отчетных, статистических форм медицинской документации. Приказом Минздрава РФ от 19 января 1999 г. № 18, отменившим Приложение № 3 к приказу Мин здрава РФ от 19.08.1997 г. № 249, введен в действие «Перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов», в соответствие с которым наименованию специальности «Общая практика» соответствует должность среднего медицинского персонала «Медицинская сестра врача общей практики». Приказ вступил в силу с 01.02.1999 г. Приказом главного врача МГКБ № от ДД.ММ.ГГГГ №, изданным на основании Приложения № к приказу Минздравмедпрома РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и Приложения № к приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, должности штатного расписания приведены в соответствие с номенклатурой врачебных специальностей со средним медицинским образованием, утвержденным в учреждениях здравоохранения». В соответствие с названным приказом штатная должность медицинской сестры общей практики переименована в должность медицинской сестры врача общей практики. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истица фактически работала в должности медицинской сестры врача общей практики, предусмотренной Списками № 1066 и № 781, а несвоевременное переименование ее должности и приведение штатного расписания в соответствие с номенклатурой специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, является виной работодателя и не должно влиять на пенсионные права работника. В связи с изложенным суд находит требования истицы в указанной части обоснованными и подлежащими удовлетворению. В части требований истицы о зачете в ее трудовой стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд считает следующее: Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в соответствии с которым в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Истица находилась на курсах повышения квалификации в период действия ТК РСФСР. В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Так, согласно ст. 63 ч. 9 п. 3 Основ РФ об охране здоровья граждан, порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами Министерства здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями. Согласно свидетельства о прохождении повышения квалификации № к диплому №, Гурская Л.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила цикл усовершенствования «Первичная медико-санитарная помощь населению», что подтверждается также и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Поскольку за указанный период за истицей сохранялось место работы, средний заработок, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний работников, предусмотрены Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, данный период должен быть засчитан в специальный трудовой стаж истицы, ее требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Обоснованными суд находит требования истицы о зачете в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, засчитанные календарно периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – декретный отпуск; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск по уходу за ребенком. При этом суд отклоняется довод ответчика о том, что в периоды нахождения истицы в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком не осуществляется работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем, по мнению ответчика, указанные периоды не подлежат зачету в трудовой стаж истицы, в силу следующего: В соответствии с подп.«а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, в соответствии с подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца. Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа. В силу п.2 постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца. Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы. В соответствие с разъяснениями, данными в пункте15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 20 декабря 2005года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992года №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Гурской Л.А. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. Исходя из того, что работа истицы в должности медицинской сестры терапевтического отделения Сакмарской районной больницы зачтены ответчиком в трудовой стаж истицы в льготном размере как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, требования Гурской Л.А. о зачете периодов нахождения в отпусках по беременности и родам и в отпусках по уходу за ребенком также в льготном размере суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению Требования же истицы о зачете в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденного Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не подлежат включению в стаж дающий право Гурской Л.А. на досрочное назначение трудовой пенсии. С учетом включения указанных периодов работы, специальный стаж истицы составит: ..., что засчитано ответчиком + ..., что засчитано судом на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии = ... что недостаточно для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости на основании п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Истицей представлена справка МГКБ №, подтверждающая работу в должности медицинской сестры участковой за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Принимая во внимание, что периоды работы истицы в указанной должности до ДД.ММ.ГГГГ (момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости) засчитаны ответчиком в трудовой стаж истицы, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд приходит к выводу о том, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истицы возникло с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ – по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ + ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, требования истицы об обязании ответчика назначить и выплачивать ей трудовую пенсию по старости суд считает подлежащим удовлетворению, установив, что право на такую пенсию у истицы возникло с ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Гурской Л.А. - удовлетворить частично. Признать Решение Начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ № Гурской Л.А. незаконным в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –медсестра-воспитатель детского сада СПУ 639 треста «Оренбургтрансстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинская сестра общей практики Детской поликлиники № МГКБ №, а также отказа в зачете в льготном исчислении, засчитанных в календарном порядке периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком.. Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге включить Гурской Л.А. в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медсестра-воспитатель детского сада СПУ 639 треста «Оренбургтрансстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинская сестра общей практики Детской поликлиники № МГКБ № - в календарном исчислении, засчитанные в календарном исчислении периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком, засчитать в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинская сестра участковая детской поликлиники № МГКБ №, обязав назначить и выплачивать Гурской Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на такую пенсию – с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: подпись Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ Судья: подпись