Опубликовано



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 года

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Чадова А.А.,

при секретаре Никиткиной Е.А.,

с участием истца Макаровой Н.В

представителя ответчика: Дегтевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге о включении в трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

УСТАНОВИЛ:

Макарова Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Оренбурге, указав. что ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

С указанным решением она не согласна, считает отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным.

При исчислении стажа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик пришел к выводу о том, что в указанное время работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не осуществлялась, поскольку в лицевых счетах отсутствует начисление заработной платы.

Ссылаясь на позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в постановлении от 10.07.2007 г. № 9-п, в соответствие с которой невыплата заработной платы работодателем не может быть вменено в вину работнику и служить основанием к отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Оренбурге от 23.03.2011 г. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав путем досрочного назначения трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истица исковые требования уточнила, просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге засчитать в ее трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сортировщицей цеха и обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ Исковые требования с учетом уточнений истица Макарова Н.В. в судебном заседании поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Дегтева А.В., действующая по доверенности, возражала в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в иске просила отказать.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в силу следующего:

В соответствие с трудовой книжкой, истица Макарова (Воротынцева) Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ принята учеником машиниста шприцмашины на участок средств химзащиты в цех производства неформовой техники Оренбургского завода резиновых технических изделий, с ДД.ММ.ГГГГ переведена сортировщицей 2-го разряда в цехе производства неформовой техники , с ДД.ММ.ГГГГ цех объединен с цехом формовых изделий в цех производства формовых и неформовых изделий , с ДД.ММ.ГГГГ истица уволена по собственному желанию

Установлено по материалам пенсионного дела, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ

Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда. Страховой стаж истицы составил .... Для назначения пенсии истице в возрасте 50 лет требуется стажа на работах с тяжелыми условиями труда 10 лет, фактически стаж составляет .... В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не включили период работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сортировщика цеха производства формовых и неформовых изделий (за исключением обработки резиновых формовых и неформовых деталей) АООТ «Оренбургский завод резиновых технических изделий», с ДД.ММ.ГГГГ переименованного в ОАО «Оренбургский завод резиновых технических изделий», так как согласно справки работодателя отсутствует начисление заработной платы, что свидетельствует о том, что в данный период не осуществлялась работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Судом не проверяется законность решения ответчика в части отказа в зачете в специальный стаж истицы периодов нахождения истцы в отпусках без сохранения заработной платы, поскольку в указанной части решение ответчика истицей не оспаривается.

Согласно пп.2 п.1 ст. 27 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. (далее – Закона), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Поскольку, возраст истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости составил 50 лет, ей для назначения пенсии требовался спецстаж, 10 лет, общий стаж – не менее 20 лет, (по общему стажу споров у сторон нет).

Согласно п.п. «б» п.1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 года работ, предусмотренных писком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 26.01.1991 года.

Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, разделом X «Химическое производство» предусмотрены работники, занятые в цехах (участках): каландровых, сборочных, рукавных, транспортных лент, ремней, автокамерных, формовой и неформовой техники (за исключением обработки резиновых формовых и неформовых деталей), резиновой обуви (за исключением участков сортировки и упаковки), закройно - намазочных, маканых изделий, эбонита и изделий из него, воздухоплавательного и инженерного имущества, губчатых изделий, средств химической защиты, прорезиненных тканей, гуммирования закрытых емкостей и химической аппаратуры, валов и других изделий, регенерата (за исключением участков старой резины и подготовительных цехов), гуттаперчи;

Согласно справки ЗАО «Оренбургрезинотехника» от ДД.ММ.ГГГГ , уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, Макарова (Воротынцева) Н.В. работала постоянно, полный рабочий день на Оренбургском заводе резиновых технических изделий в цехе производства неформовой техники в качестве сортировщика – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в цехе производства формовой и неформовой техники в качестве машиниста шприцмашины – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В основании выдачи справки указаны карточка Т-2, приказы по личному составу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, лицевые счета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ техрегламент.

Между тем, согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ЗАО «Оренбургрезинотехника», в документах архивного фонда ОАО Оренбургский завод РТИ значится Макарова (Воротынцева) Н.В., которая приказом от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу учеником сборщиком резиновых изделий с двухмесячным сроком обучения в цех производства средств химической защиты , приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ рабочей цеха Воротынцевой Н.В. присвоена профессия сборщик резиновых изделий 2-го разряда; приказом от ДД.ММ.ГГГГ Воротынцева Н.В. – сборщица резиновых изделий цеха с ДД.ММ.ГГГГ уволена по ст.31 КЗоТ РСФСР, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Макарова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу ученицей машиниста шприцмашины с двухмесячным сроком обучения на участок средств химзащиты в цех производства неформовой техники , согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ, на основании протокола квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ рабочей цеха Макаровой Н.В. присвоена профессия машинист шприцмашины 3-го разряда, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Макаровой Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ присвоен 4-й разряд машиниста шприцмашины, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Макарова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ переведена сортировщиком 2-го разряда в цех , приказом от ДД.ММ.ГГГГ цех формовых изделий объединен с цехом неформовых изделий в цех производства формовых и неформовых изделий , приказом от ДД.ММ.ГГГГ Макарова Н.В. уволена с ДД.ММ.ГГГГ по ст.31 КЗоТ РФ по собственному желанию. Согласно названной справки заработная плата истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лицевых счетах не обнаружена.

Из представленной в материалы дела копии приказа Оренбургского завода резиновых технических изделий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ объединены цех по производству формовых изделий и цех по производству неформовых изделий с присвоением объединенному цеху номер «Один» - производство формовых и неформовых изделий. Инженеру по организации и нормированию труда предписано переоформить нормировочные листы по новым тарифным ставкам и подготовить документы по оплате труда работников цеха для передачи в соответствующую службу цеха . Начальнику отдела кадров предписано подготовить приказ о переводе работников цеха неформовых изделий в цех и произвести соответствующую запись в трудовых книжках.

Согласно справки ЗАО «Оренбургрезинотехника» от ДД.ММ.ГГГГ о заработке истицы, учитываемом при исчислении пенсии, в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лицевых счетах Макаровой Н.В. отсутствует начисление заработной платы.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, и устанавливающими порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствие с пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Отсутствие в лицевых счетах истицы начислений заработной платы за спорный период не позволяет сделать вывод о выполнении истицей работы в условиях труда, предусмотренных Списками, ежедневной продолжительностью не менее 80 процентов рабочего времени.

Льготная справка о работе Макаровой Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста шприцмашины цеха производства формовой неформовой техники, то есть в должности, предусмотренной Списком № 2 от ДД.ММ.ГГГГ, не дает суду основания для удовлетворения требований истицы, поскольку она противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.

Так, из трудовой книжки истицы, архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности сортировщицы цеха , а не машиниста шприцмашины, как указано в льготной справке. В основании выдачи справки указаны лицевые счета за период с 1994 года по 1997 год, в то время как справка о заработной плате истицы и архивная справка не подтверждают начисления и выплаты Макаровой Н.В. заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за фактически отработанное время, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о полной занятости Макаровой Н.В. в течение рабочего времени и выполнении истицей в спорный период работы, предусмотренной Списком № 2.

При таком положении не подтверждается факт работы Макаровой Н.В. в должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.

В соответствии со ст. 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом истце разъяснялись положения ст.56 ГПК РФ и предлагалось представить доказательства выполнения в спорный период работы, предоставляющей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня, однако таких доказательств суду представлено не было.

Таким образом, в судебном заседании не было добыто, а истицей не представлено бесспорных доказательств, с достоверностью подтверждающих тот факт, что она была занята в оспариваемый период времени полный рабочий день в производстве, работа в котором предоставляет право на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях.

Ссылку истицы на постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-п суд отклоняет ввиду следующего:

Конституционный Суд РФ в вышеуказанном постановлении признал пункт 1 статьи 10 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Принимая такое постановление, Конституционный Суд РФ учитывал отсутствие вины работника в неисполнении работодателем, который начислял страховые взносы, обязанности по их уплате в Пенсионный фонд РФ (пункт 4.3).

В рассматриваемом случае речь идет не о надлежащем исполнении страхователем своей обязанности по начислению и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а о начислении и выплате заработной платы, как доказательстве того, что работником в указанное время надлежащим образом выполнялись трудовые функции.

Принимая во внимание, что на дату обращения в Пенсионный фонд РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости у истицы отсутствовал необходимый стаж на работах с тяжелыми условиями труда, в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Макаровой Н.В. – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Судья: подпись