РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 августа 2011 года Ленинский районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего судьи Чадова А.А., при секретаре Никиткиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Огородникова П.И. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, УСТАНОВИЛ: Огородников П.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации договора аренды земельного участка, площадью ..., с кадастровым номером №, местоположением: <адрес> с разрешенным использованием: строительство индивидуального жилого дома, указав, что между ним и Управлением землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга был заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ указанного выше земельного участка, сроком его действия - до ДД.ММ.ГГГГ Договор заключен на основании постановления Главы администрации города Оренбурга от 18.04.1994 г. № 135-п «О рассмотрении заявлений граждан, связанных с арендой земельного участка под индивидуальное жилищное строительство». Последующим постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ переданный в аренду земельный участок был сформирован с утверждением его границы, арендатору предложено осуществить государственный кадастровый учет земельного участка и оформить право аренды. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка, который ДД.ММ.ГГГГ был сдан в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области для его государственной регистрации. В ДД.ММ.ГГГГ заявителем получено сообщение об отказе в государственной регистрации договора аренды, ссылаясь на нарушение сторонами договора положений ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации – отсутствие у заявителя зарегистрированного права собственности на объект недвижимости, земельный участок под которым передан в аренду. Полагая отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка не основанным на законе, просил суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации договора аренды земельного участка, площадью ..., с кадастровым номером №, местоположением: <адрес> с разрешенным использованием: строительство индивидуального жилого дома, и обязать заинтересованное лицо осуществить государственную регистрацию договора аренды названного земельного участка. В судебное заседание заявитель Огородников П.И. не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителей. Представители заявителя Стройкина Ю.В., Клюшин Д.И., действующие по доверенности, требования Огородникова П.И. поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Представитель заинтересованного лица Реперчук Ю.ЧС., действующая по доверенности, возражала в удовлетворении заявления Огородникова П.И., по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила отказать в его удовлетворении. Представитель департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образ Ом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, в порядке ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу: В соответствие со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акт, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд в соответствующим требованием. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд. Согласно п.56 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ. Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п удовлетворено ходатайство Огородникова П.И. о предоставлении в аренду земельного участка, площадью ... в <адрес> под строительство индивидуального жилого дома. Постановлением Главы администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждены границы и сформирован земельный участок, ранее предоставленный в аренду Огородникову П.И. под строительство индивидуального жилого дома. Заявителю предложено обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» для проведения кадастрового учета земельного участка, а также оформить права на земельный участок в Управлении землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ администрация (арендодатель) и заявитель (арендатор) заключили договор № аренды земельного участка площадью ..., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: строительство индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор принял решение о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ указано, что представленные заявителем документы свидетельствуют о нарушении предусмотренной ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка в аренду, как собственнику объекта недвижимости на земельном участке. Для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, заявителю предложено предоставить необходимые документы. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ представителем Огородникова П.И. предоставлены дополнительно испрашиваемые документы. ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. В обоснование отказа указано на нарушение процедуры предоставления земельного участка, в частности, отсутствия у заявителя зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества, предоставляющего исключительное право приватизации или аренды земельного участка, на котором недвижимость расположена. Заявитель, считая отказ в государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и нарушающим его права, обратился с заявлением в суд. В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Государственная регистрация прав, проводимая в порядке, установленном Законом о регистрации прав, включает в себя, в том числе, правовую экспертизу документов и проверку законности сделки, юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, в ходе которой, в том числе, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проводится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации прав). Особенности государственной регистрации права аренды недвижимого имущества регламентированы статьей 26 Закона о регистрации прав, которой установлено, что государственная регистрация аренды проводится посредством государственной регистрации договора аренды, с заявлением о государственной регистрации которого может обратиться одна из сторон договора. Если в аренду сдается земельный участок, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка. Основания для государственной регистрации наличия возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к числу которых отнесены договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, предусмотрены в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации прав. Истребование у заявителя иных документов, кроме предусмотренных данной статьей, не допускается (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации прав). В соответствии со статьей 20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случае несоответствия документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства. В силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок не менее года, подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно пунктам 1, 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта либо без такового. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 данного Кодекса. Орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка для строительства (пункты 3 и 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, учитывая, что земельный участок предоставлен Ч. до принятия Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, предварительного согласования места размещения объекта, установленного ст.30 ЗК РФ, не требовалось. Так, согласно ст.28 ЗК РСФСР, предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления (передаче) земель гражданам. Таким образом, предоставление земельного участка заявителю в аренду было осуществлено в соответствие с действовавшим законодательством и уполномоченным на то органом, о чем свидетельствует постановление Главы администрации города Оренбурга № от ДД.ММ.ГГГГ, которое в установленном порядке не оспорено и не отменено. Судом установлено, что на государственную регистрацию спорного договора заявитель предоставил: заявление, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-п о предоставлении земельного участка в аренду, постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п об утверждении границ и формировании земельного участка, постановление от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении адресного ориентира земельному участку и постановление от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении категории земель: «земли населенных пунктов», кадастровый паспорт земельного участка, квитанцию об уплате государственной пошлины, то есть все, предусмотренные Законом о регистрации прав документы. Несостоятельная ссылка управления на положения ст.36 Земельного кодекса РФ, поскольку указанной нормой предусмотрен порядок приобретения прав на земельные участки собственниками зданий, строений, сооружений. В рассматриваемом случае, участок предоставлен заявителю как застройщику, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, а не под размещение уже имеющихся объектов недвижимости, как полагает Управление. Таким образом, предоставление земельного участка осуществлялось в порядке, предусмотренном статьей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствие зарегистрированных прав истца на какой-либо объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, по смыслу статей 17, 18 Закона о регистрации прав, не являлось препятствием для регистрации сделки. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации к компетенции регистрирующего органа относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. Учитывая, что заявителем в Управление были представлены все необходимые для регистрации договора аренды документы, соответствующие требованиям, установленным статьей 18 Закона о государственной регистрации, у Управления не имелось законных оснований для отказа в государственной регистрации предоставленного договора аренды земельного участка. Таким образом, требования заявителя суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Огородникова П.И. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка – удовлетворить. Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Огородникову П.И. в государственной регистрации договора аренды земельного участка № ДД.ММ.ГГГГ №, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области осуществить государственную регистрацию договора аренды указанного земельного участка. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: подпись Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ Судья: подпись