Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 февраля 2011 года Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Месяца О.К., при секретаре Лексиковой Е.А., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Ленинского района Емельяновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛОТО» о признании деятельности незаконной, У С Т А Н О В И Л : Бузулукский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛОТО» о признании деятельности незаконной, указав, что ООО «ЛОТО» в г. Бузулуке Оренбургской области в помещении секции №50 овощного павильона, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Комсомольская 106 осуществляет незаконную деятельность по организации и содержанию зала игровых автоматов. В ходе проверки установлено, что ООО «ЛОТО» в г. Бузулуке Оренбургской области в секции №50 овощного павильона, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Комсомольская 106 арендует помещение, где под видом лотерейного клуба, проводящего Всероссийскую негосударственную тиражную лотерею «Навстречу удачи», ООО «ЛОТО» фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов, эксплуатация которых, за исключением игорных зон, на территории Российской Федерации запрещена. В зале расположено 13 игровых автоматов без купюроприемников. По мнению Ростехрегулирования (письмо от 07.04.2008 №05-03-08/19), попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путем модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам: - понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей; правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 N 22, также не основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Следовательно, игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом. Проверкой установлено, что в помещении секции №50 овощного павильона, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Комсомольская 106 под видом розыгрыша Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Навстречу удачи» ООО «ЛОТО» осуществляет деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без купюроприемников. Кроме того проведение розыгрыша стимулирующей лотереи «Навстречу удачи» осуществляется с нарушением Федерального закона от 11.11.2003 №138-Ф3 «О лотереях». В соответствии с указанным законом стимулирующая лотерея является мероприятием, проводимым в целях рекламы, продвижения и реализации на рынке определенных видов товаров, работ и услуг, производимых ее организатором. Возможность стать участником стимулирующей лотереи обусловлена приобретением определенных видов товаров, работ или услуг, реализуемых организатором лотереи, но не внесением участником лотереи наличных денежных средств, посредством заключения соглашения о выигрыше, основанном на риске утраты внесенной денежной суммы, что в соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» является признаком азартной игры. Таким образом, ООО «ЛОТО» фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр с использованием игрового оборудования. Данное заявление предъявлено прокурором в защиту неопределенного круга лиц, исходя из следующего: Федеральным законом от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Кроме того, в Международную классификацию болезней (МКБ-10), в раздел «Классификация психических болезней и поведенческих расстройств» включен диагноз «Патологическая склонность к азартным играм». Последствия и осложнения, возникающие у лиц страдающих данными заболеваниями, ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. Пациенты могут рисковать работой, иметь большие долги, вследствие чего нарушать закон с целью получения денег для продолжения азартной игры. Просили признать деятельность ООО «ЛОТО» по проведению азартных игр в г.Бузулуке в помещении секции №50 овощного павильона, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Комсомольская 106. Обязать ООО «ЛОТО» прекратить деятельность по организации игорного бизнеса на территории г. Бузулука и Бузулукского района. В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Ленинского района Емельянова М.В. исковые требования поддержала. В судебное заседание представитель ответчика, третьи лица не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Выслушав пояснения старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно п.5 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Федерального закона) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в т.ч. путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 11.11.2003 №138-Ф3 «О лотереях» под лотерей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Согласно п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона «О лотереях» лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяются на лотерею, право на участие, в которой не связано с внесением платы и призовой фонд, который „ формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея). Согласно п. 18 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игровой автомат - это игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. В соответствии с 8 абзацем письма Министерства Финансов РФ от 07.04.2008 №05-03-08/19, изданным по вопросу определения требований, предъявляемых к лотерейному оборудованию, а также усиления контроля за проведением Всероссийских стимулирующих лотерей, игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом. Согласно п. 15 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О лотереях» размер выигрыша должен определяться организатором лотереи, а не лотерейным оборудованием по результатам физического (механического) взаимодействия участника лотереи и лотерейного терминала. Судом установлено, что ООО «ЛОТО» в г. Бузулуке Оренбургской области в помещении секции №50 овощного павильона, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Комсомольская 106 осуществляет незаконную деятельность по организации и содержанию зала игровых автоматов. В ходе проверки установлено, что ООО «ЛОТО» в г. Бузулуке Оренбургской области в секции №50 овощного павильона, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Комсомольская 106 арендует помещение, где под видом лотерейного клуба, проводящего Всероссийскую негосударственную тиражную лотерею «Навстречу удачи», ООО «ЛОТО» фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов, эксплуатация которых, за исключением игорных зон, на территории Российской Федерации запрещена. В зале расположено 13 игровых автоматов без купюроприемников. По мнению Ростехрегулирования (письмо от 07.04.2008 №05-03-08/19), попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путем модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам: - понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей; правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 N 22, также не основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Следовательно, игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом. Проверкой установлено, что в помещении секции №50 овощного павильона, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Комсомольская 106 под видом розыгрыша Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Навстречу удачи» ООО «ЛОТО» осуществляет деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без купюроприемников. Кроме того, проведение розыгрыша стимулирующей лотереи «Навстречу удачи» осуществляется с нарушением Федерального закона от 11.11.2003 №138-Ф3 «О лотереях». В соответствии с указанным законом стимулирующая лотерея является мероприятием, проводимым в целях рекламы, продвижения и реализации на рынке определенных видов товаров, работ и услуг, производимых ее организатором. Возможность стать участником стимулирующей лотереи обусловлена приобретением определенных видов товаров, работ или услуг, реализуемых организатором лотереи, но не внесением участником лотереи наличных денежных средств, посредством заключения соглашения о выигрыше, основанном на риске утраты внесенной денежной суммы, что в соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» является признаком азартной игры. Таким образом, ООО «ЛОТО» фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр с использованием игрового оборудования. Федеральным законом № 244-ФЗ определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных. интересов граждан. В соответствии со ст.5 ФЗ № 244-ФЗ деятельность по организации и. проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных действующим законодательством, в частности, эта деятельность может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям, которые могут быть открыты исключительно в игорных зонах в установленном законом порядке. Названные требования ООО «ЛОТО» не соблюдены, что нарушает законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, посягает на общественную нравственность посредством создания условий для вовлечения граждан, в том числе несовершеннолетних, в азартные игры. Факт нарушения прав граждан такой деятельностью подтверждается многочисленными обращениями в Инспекцию Федеральной налоговой службы г. Бузулука по телефону «горячей линии», а так же материалами проверки, в том числе протоколом осмотра места происшествия от 27.10.2010г. Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, в разделе классификация психических болезней и поведенческих расстройств» включен диагноз «Патологическая склонность к азартным играм». Последствия такой психической болезни, ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и иных ценностей. Лица страдающие данными заболеваниями могут рисковать своей работой, делать большие долги, нарушать закон в целях достать деньги для продолжения игры. Суд приходит к выводу, что исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора - удовлетворить. Признать деятельность ООО «ЛОТО» по проведению азартных игр в г.Бузулуке в помещении секции №50 овощного павильона, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Комсомольская 106. Обязать ООО «ЛОТО» прекратить деятельность по организации игорного бизнеса на территории г. Бузулука и Бузулукского района. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья: подпись Копия верна, в окончательной форме решение изготовлено 14.03.2011г., судья:
предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств;
Российской Федерации» определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов
граждан. Нарушения установленных законом ограничений затрагивают права неопределенного круга лиц.
предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств;