РЕШЕНИЕ 26 декабря 2011 года Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе: председательствующего судьи Кириченко А.Д., при секретаре: Цыбиной И.Б., с участием: представителя истца Друтовой О.Н., представителей ответчиков: от ГУ МЧС России по Оренбургской области Васильева В.П., от МЧС России и Приволжского регионального центра МЧС Росси – Старых Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Оренбурге гражданское дело по исковому заявлению Друтова А.Е. к ответчикам ГУ МЧС России по Оренбургской области, МЧС России, Приволжскому региональному центру МЧС Росси о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Друтов А.Е. (истец) обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что он является участником Федеральной целевой программы «Жилище» в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. №153. В состав участников указанной подпрограммы он включен на основании Решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, которым ГУ МЧС России по Оренбургской области было обязано восстановить его в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий и включить в состав участников указанной подпрограммы. Его семья нуждалась и нуждается в улучшении жилищных условий. Однако ГУ МЧС России по Оренбургской области, Приволжский региональный центр МЧС России отказывают ему в выдаче государственного жилищного сертификата на улучшение жилищных условий, чем нарушают его права. Просил суд (с учетом уточнений) обязать МЧС России, Приволжский региональный центр МЧС России, Главное Управление МЧС России по Оренбургской области выдать сертификат на семью Друтова А.Е. , состоящую из 4 человек (4человека *18м2 = 72м2) при реализации подпрограммы утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, продленной по Постановлению Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 на 2011 -2015 годы. В судебном заседании истец Друтов А.Е. не присутствовал, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в письменном и адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело без своего участия. В связи с чем, судом вынесено определение в порядке ст.167 ГПК РФ о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося истца. В судебном заседании представитель истца Друтова О.Н., действующая на основании доверенности, требования искового заявления Друтова А.Е. поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила суду, что в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы он включен на основании Решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, которым ГУ МЧС России по Оренбургской области было обязано восстановить его в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий и включить в состав участников указанной подпрограммы. Однако решение суда до настоящего времени не исполнено, ответчики отказывают ему в выдаче сертификата на улучшение жилищных условий. Его семья нуждалась и нуждается в улучшении жилищных условий. Отказ ответчиков нарушает его права. Представители ответчиков, а именно от ГУ МЧС России по Оренбургской области Васильев В.П., от МЧС России и Приволжского регионального центра МЧС Росси – Старых Е.А возражали против удовлетворения исковых требований о выдаче сертификата. Пояснили суду, что выдача сертификата является невозможной, поскольку Друтов Е.А. незаконно был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Членами семьи Друтова А.Е. ДД.ММ.ГГГГ было отчуждено жилое помещение по адресу: <адрес> (общая площадь -72,8 кв.м.), принадлежавшее на праве долевой собственности супруге заявителя - ФИО6, дочери - ФИО10, сыну - ФИО9 по 3/4 доли, что составляет 54,6 кв.м. от общей площади жилого помещения (72,8 кв.м. : 4 х 3). В соответствии со справкой, выданной государственным унитарным предприятием Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, дочь заявителя ФИО10 является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес> данного помещения составляет 79,1 кв.м., доля в праве ФИО10 - 19,775 кв.м. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет 18 кв. м. на каждого члена семьи, то есть норматив общей площади жилого помещения, исходя из которого рассчитывается социальная выплата, для семьи Друтова А.И. составляет 4*18 = 72 кв. м. С учетом положений пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, рассчитывается следующим образом: 72 кв.м. (норматив) - 19,775 кв.м. (доля в праве собственности дочери заявителя ФИО10) - 54,6 кв.м. (площадь отчужденного членами семьи Друтова А.Е. жилого помещения) = - 2,375 кв.м, что не предусмотрено правилами. Просили в удовлетворении исковых требований отказать. Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Друтова А.Е. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено: Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Друтова А.Е. к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании недействительными протоколов заседания жилищно-бытовой комиссии, об обязании восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в состав участников подпрограммы – удовлетворены. Постановлено: признать недействительными пункт № протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ и пункт № протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Главное управление МЧС России по Оренбургской области восстановить Друтова А.Е. в списке сотрудников (военнослужащих) Главного управления МЧС России по Оренбургской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилой площади): обязать Главное управление МЧС России по Оренбургской области включить Друтова А.Е. в состав участников подпрограммы утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. для получения сертификата на семью Друтова А.Е. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ абзац 4 резолютивной части решения Ленинского районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ дополнен после слов «на семью Друтова А.Е.» словами «- 4 человека», в остальной части решение суда оставлено без изменения. Из указанного решения суда следует, что Друтов А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ подал заявление на включение его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» («Государственные жилищные сертификаты») в 2010г. Однако ему было отказано во включении в состав участников данной подпрограммы по причине обеспеченности его семьи жилыми помещениями и намеренного ухудшения жилищных условий. Также из указанного решения следует, что при рассмотрении данного дела, судом исследовались обеспеченность семьи Друтова А.Е. жильем, обстоятельства продажи членами семьи Друтова А.Е. принадлежащих им жилых помещений и нуждаемость его семьи в улучшении жилищных условий. Суд пришел к выводу о том, что семья Друтова А.Е. является, как и ранее нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеются все основания включения его в состав участников указанной подпрограммы и для получения им жилищного сертификата предусмотренным постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153. При этом суд также пришел к выводу, что обстоятельства продажи членами семьи Друтова Е.А. жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности не имеют правового значения для установления нуждаемости в улучшении жилищных условий и правомерности исключения Друтова Е.А. из состава участников подпрограммы. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Друтову А.Е. был выдан исполнительный лист. Ответчиками также пояснено, что на основании данного решения Друтов А.Е. был восстановлен в списках сотрудников (военнослужащих) ГУ МЧС России по Оренбургской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилой площади) с момента подачи первой постановки его на учет и включен в состав граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП жилище на 2002 – 2010 год, однако, по мнению ответчиков, выдача ему сертификата не возможна по изложенным выше причинам. Однако из решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Друтова А.Е. об оспаривании действий судебного пристава ФИО13 об окончании исполнительного производства, следует, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме ответчиком ГУ МЧС России по Оренбургской области не исполнено. Обстоятельства, на которые указывается в данном решении, несмотря на то, что оно не вступило в законную силу на момент рассмотрения настоящего спора, подтверждают доводы истца о том, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме не исполнено. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиками не предоставлено. Таким образом, суд исходит из того, что Друтов А.Е. является участником подпрограммы утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010. Как участник данной программы он имеет право на получение государственного жилищного сертификата на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, однако ответчиками данное его право на получение самого сертификата оспаривается. Судом также установлено, что действие подпрограммы утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. закончено в связи с утверждением постановления правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Решение суда, обязывающее ответчика включить истца в список участников подпрограммы на 2002-2010 годы вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом «в» постановления Правительства РФ от 21.03.2006года № 153 (в действующей редакции) установлено, что при реализации в 2011 году мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в отношении категорий граждан, указанных в подпунктах "д" - "з" пункта 5 Правил, утвержденных настоящим Постановлением, применяются сформированные в 2010 году сводные списки граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. При этом, суд исходит из того, что право истца и членов его семьи на участие в подпрограмме на 2002-2010 годы подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Следовательно, истец, являясь участником подпрограммы ФЦП «Жилище» на 2002 – 2010 годы имеет право на получение соответствующего сертификата, выданного в рамках подпрограммы ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Также постановлением Правительства РФ 17 декабря 2010 г. N 1050 установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Разделом 2 Правил (пункты 24-34) предусмотрены сроки и порядок формирования и подачи заявок на получение государственных жилищных сертификатов и порядок действий участвующих в данном процессе органов субъектов правоотношений. Доказательств того, что ответчиками были предприняты указанные действия в установленные Правилами сроки суду не представлено. Напротив из отзывов ответчиков следует, что никаких действий не предпринималось, т.к. по их мнению выдача государственного жилищного сертификата истцу невозможна. Следовательно, право истца на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренного подпрограммой Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 – 2015 годы, как участника ранее действовавшей подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы нарушено. При этом, суд отклоняет доводы ответчиков о невозможности выдачи государственного жилищного сертификата. Обстоятельства на которые ссылаются ответчики исследовались судом и отражены во вступившем в законную силу решении суда от ДД.ММ.ГГГГ, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Из содержания отзывов всех ответчиков, а также из их пояснений, данных в судебном заседании следует, что их доводы свидетельствуют о несогласии с указанным решением суда и, по сути, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и выводов, в том числе касающихся обеспеченности семьи Друтова А.Е. жильем и обстоятельств продажи членами семьи Друтова А.Е. принадлежащих им жилых помещений и возможности таким образом выдать государственный жилищный сертификат. Однако пересмотр обстоятельств, установленных решением суда от ДД.ММ.ГГГГ возможен только в установленном законом порядке и не является предметом разбирательства по настоящему делу в силу их обязательности для суда. Таким образом, семья Друтова А.Е. как ранее, так и в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий. В соответствии с пунктом 13 Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 - 16(2) настоящих Правил; норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 16 Правил установлено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными определением суда кассационной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ Друтов А.Е. включен в состав участников подпрограммы утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. для получения сертификата на семью Друтова А.Е – 4 человека. Следовательно, размер социальной выплаты должен определяться исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 72 кв.м. Довод о том, что за дочерью истца ФИО10 числится 1/4 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес> не может свидетельствовать о невозможности выдачи сертификата, поскольку в соответствии с положениями пп. «в» пункта 16.1 гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, может быть принято обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. В соответствии с пунктом 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата. Таким образом, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, суд не может согласиться с требованиями истца о возложении обязанность выдать государственный жилищный сертификат на ответчиков МЧС России и Приволжский региональный центр МЧС России. В соответствии с Правилами сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год (п. 3 Правил). В соответствии с приказом МЧС России от 12.04.2006 № 229 «О постановлении Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153» организации и учреждения МЧС России в субъектах РФ Приволжского федерального округа до 1 августа года, предшествующего планируемому, формируют список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляют его в региональный центр. Региональный центр после проверки правомерности включения граждан в указанные списки, составляет сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, и в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, направляет его в МЧС России. МЧС России (Департамент инвестиций и капитального строительства) до 1 октября года, предшествующего планируемому, представляет государственному заказчику подпрограммы сведения о количестве необходимых сертификатов на планируемый год. На основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов государственный заказчик подпрограммы издает приказ о выдаче бланков сертификатов. Таким образом, МЧС России и Приволжский региональный центр МЧС России не наделены полномочиями по выдаче государственных жилищных сертификатов. Пунктом 35 Правил предусмотрено, что государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти. Пунктом 36 установлено, что органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам. Учитывая, что ГУ МЧС России по Оренбургской области в соответствии с приказом МЧС России от 06 августа 2004 года №372 является территориальным органом исполнительной власти – МЧС России, то, обязанность по выдаче государственного жилищного сертификата должна быть возложена на данного ответчика. Руководствуясь ст. ст. 194-199, суд РЕШИЛ: Исковые требования Друтова А.Е. к ГУ МЧС России по Оренбургской области – удовлетворить. Обязать ГУ МЧС России по Оренбургской области выдать Друтову А.Е. государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. на состав семьи из 4-х человек исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 72 кв.м. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. В окончательной форме решение суда изготовлено 30 января 2012 года. Судья:
Именем Российской Федерации