Решение от 26.12.2011 года №2-5648/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе председательствующего судьи Кириченко А.Д.

при секретаре Лексиковой Е.А.

с участием представителя истца Синотов А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шараповой В.П. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и возложении обязанности о предоставлении такой выплаты

и встречному исковому заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к Шараповой В.П., Администрации г. Орска о признании лица не приобретшим право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании недействительным и отмене постановления Администрации г. Орска о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании снять с учета

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику указав, что является вдовой умершего участника ВОВ, своим жильем не обеспечена, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления Администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец дала согласие на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Необходимые документы были направлены Администрацией г. Орска в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области для производства такой выплаты, однако ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в такой выплате.

Просила суд признать за ней право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и возложить на ответчика обязанность предоставить указанную выплату в порядке, предусмотренном законодательством за счет средств федерального бюджета.

В ходе рассмотрения дела от ответчика по первоначальным требованиям поступило встречное исковое заявление к Шараповой В.П., Администрации г. Орска согласно которого следует, что Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области было отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны», так как было выявлено, что Шарапова В.П. была поставлена на учет администрацией города Орска с нарушением норм жилищного законодательства по следующим основаниям.

Постановлением администрации МО город Орск от ДД.ММ.ГГГГ -п Шарапова В.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. Администрация МО город Оренбург обратилась в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области с ходатайством о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья.

Данное постановление администрации МО город Орск является необоснованным, незаконным и порождающим для министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства правовые последствия, в случае выдачи социальной выплаты, в виде ответственности за не целевое использование средств федерального бюджета (социальных выплат) на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ).

На ДД.ММ.ГГГГ года Шарапова В.П. была зарегистрирована и проживала по адресу <адрес> квартире общей площадью ... кв. метра, принадлежавшем на праве собственности ее дочери ФИО6. В квартире зарегистрировано 2 человека - Шарапова В.П., ФИО7.

Поскольку в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РФ Шарапова В.П. является членом семьи своей дочери (к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником супруг (супруга), родители и дети), то учетной нормой площади жилья ... кв.м по <адрес> она обеспечена.

Просили суд:

Признать Шарапову В.П. не приобретшей права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО г.Орск.

Постановление администрации МО город Орск от ДД.ММ.ГГГГ - п в части признания Шараповой В.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий признать недействительным.

Обязать администрацию МО город Орск снять Шарапову В.П. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец и одновременно ответчик по встречному иску Шарапова В.П. не присутствовала, просила о рассмотрении в ее отсутствие. Представитель истца Синотов А.А. требования поддержал.

Ответчик по первоначальному иску и истец по встречному - представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебном заседании не присутствовал о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.

Ответчик по встречному исковому заявлению – представитель Администрации г. Орска в судебном заседании также не присутствовал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Требования Шараповой В.П. поддержал, в удовлетворении встречных требований просил отказать по мотивам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, с учетом мнения присутствующих, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Суд, заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей "погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года №5 «О ветеранах».

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действии, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и ее субъектов.

В соответствии с ч.1 п. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно п.4. ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентировано ст. 5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется структурным подразделением либо должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченными Главой муниципального образования (далее - уполномоченный орган). Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители - для недееспособных граждан) подают по месту своего жительства заявления уполномоченному органу. В установленных законодательством случаях и порядке граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.

Заявление о принятии на учет (далее - заявление) заполняется гражданином по установленной форме и подписывается всеми дееспособными членами семьи, включая временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилое помещение.

К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личности гражданина и членов его семьи и подтверждающих родственные отношения (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, судебные решения о признании членом семьи и другие); копия удостоверения опекуна или попечителя (для лиц, над которыми установлена опека, попечительство); копия домовой книги; справка с места регистрации о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и другими эксплуатационными организациями; копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности на занимаемое жилое помещение (договор найма (поднайма), договор на передачу квартиры в собственность граждан, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения и другие); выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на каждого члена семьи; справки органа, осуществляющего техническую инвентаризацию объектов недвижимости, по форме 1 для граждан, имеющих в собственности жилое помещение, по форме 4 на каждого члена семьи; решение органа местного самоуправления (уполномоченного структурного подразделения) о признании гражданина малоимущим; иные документы, подтверждающие право граждан на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральными законами или законом Оренбургской области.

Заявление и представленные документы проверяются уполномоченным органом. В случае необходимости уполномоченным органом дополнительно осуществляется проверка жилищных условий, по итогам которой составляется соответствующий акт по установленной форме.

После проведенной проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение Главы муниципального образования.

Решение по результатам рассмотрения заявления принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня принятия заявления.

Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения Главы муниципального образования.

Постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ -п установлено, что граждане, зарегистрированные на территории Оренбургской области, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья и предоставления ветеранам Великой Отечественной войны жилых помещений по договору социального найма.

Одновременно указанным постановлением утверждено, что реализация на территории Оренбургской области государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций и передаваемых в бюджет Оренбургской области в виде субвенций на указанные цели в очередном финансовом году.

Главным распорядителем средств, поступающих из федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных категорий граждан, является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства:

Шарапова В.П. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО4, имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ, что подтверждается справкой УСЗН г. Орска.

Шарапова В.П. зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>, в квартире общей площадью ... кв. метра, принадлежашим на праве собственности ее дочери ФИО8.

Из материалов дела также усматривается, что иных жилых помещений, зарегистрированных на праве собственности, Шарапова В.П. не имеет.

Постановлением главы администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ -п Шарапова В.П. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет по категории членов семей умерших участников Великой Отечественной войны.

От Шараповой В.П. ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилого помещения как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Орска направила в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ходатайство о предоставлении Шараповой В.П. соответствующей социальной выплаты.

Распоряжением от 22.07.2011 года Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области отказало Шараповой В.П. в предоставлении социальной выплаты в связи с выявлением факта принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилье с нарушением норм жилищного законодательства.

Разрешая заявленные исковые требования сторон, суд исходит из того, что отказывая Шараповой В.П. в предоставлении меры социальной поддержки в виде предоставления в собственность жилого помещения за счет средств федерального бюджета, ответчик по первоначальному иску посчитал установленным, что право на меры социальной поддержки у Шараповой В.П, отсутствует, поскольку она является членом семьи собственника квартиры, расположенной по адресу: <адрес> - ФИО9., где проживают вдвоем и нуждающейся в улучшении жилищных условий не является.

Однако, суд не может согласиться с данными выводами, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Согласно положениям ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Следовательно, для признания Шараповой В.П. членом семьи собственника жилого помещения - ФИО10 необходимо установить наличие факта совместного проживания с собственником жилого помещения.

Судом установлено, что собственник квартиры, где проживает Шарапова В.П. - ФИО11. является ее родной дочерью.

В судебном заседании свидетель ФИО12. пояснила суду, что с матерью у нее плохие отношения из-за скверного характера мамы. Прописала ее в свою из-за того, что матери негде было жить после того, как она переехала в Россию. Ее членом своей семьи не считает, т.к. у нее всегда были с ней конфликтные отношения и они все время проживают раздельно. Матери разрешила проживать в своей квартире только потому, что она мать. С января ДД.ММ.ГГГГ года ФИО13. переехала в г. Оренбург, что бы оказывать поддержку своим детям, которых и считает своей семьей. В г. Оренбурге приобрела квартиру по <адрес>, где в настоящее время зарегистрирована и проживает. В квартире в г. Орске ее вещей нет. Мать осталась проживать в г. Орске. В настоящее время хочет продать квартиру в г. Орске, что бы купить квартиру дочери в г. Оренбурге. Предлагает матери переехать жить к сестре. Намерений забрать ее к себе не имеет, т.к. это вновь обострит их отношения.

Обстоятельства, указанные свидетелем, подтверждены документально, а именно свидетельством о регистрации права собственности на квартиру по <адрес>, актом о проживании от ДД.ММ.ГГГГ, наличием штампа о регистрации в г. Оренбурге в паспорте свидетеля.

Таким образом, суд не может согласиться с доводами ответчика по первоначальному иску и истца по встречным требованиям о том, что Шарапова В.П. является членом семьи собственника жилого помещения, в котором она проживает - ФИО14 и, соответственно, об обеспеченности ее жилой площадью.

Сам по себе факт регистрации Шараповой В.П. в квартире ФИО15. решающего значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку не свидетельствует о наличии или отсутствии семейных отношений с собственником жилого помещения.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Шараповой В.П. к ответчику Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и отказе в удовлетворении встречных исковых требований ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шараповой В.П. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и возложении обязанности о предоставлении такой выплаты – удовлетворить.

Признать за Шараповой В.П. право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области предоставить Шараповой В.П. социальную выплату на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в установленном законом порядке.

В удовлетворении встречных исковых требований Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к Шараповой В.П., Администрации г. Орска о признании Шараповой В.П. не приобретшей права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании недействительным постановления Администрации г. Орска о постановке Шараповой В.П. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании Администрации г. Орска снять Шарапову В.П. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.01.2012 года

Судья: