Решение от 01.01.2011 года №2-5861/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2011 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

В составе: председательствующего судьи Умбетовой Э.Ж.,

при секретаре Ряховской Т.В.,

с участием истца – помощника прокурора г. Оренбурга Слободняк Т.В., действующей на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ

лица, в интересах которого заявлены требования, Шаминой В.В.,

представителя третьего лица правительства Оренбургской области – Латаевой В.В. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области – Латаевой В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга в интересах Шаминой В.В. к администрации города Оренбурга об обеспечении вне очереди жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Оренбурга обратился в суд в интересах Шаминой В.В. к администрации города Оренбурга об обеспечении жилым помещением, в обоснование заявленных требований указал, что Шамина В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является сиротой. Согласно распоряжения администрации Центрального района г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ направлена на полное государственное обеспечение в детский дом.

Шамина В.В. окончила 9 классов в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...» (...), где находилась на полном государственном обеспечении, а ДД.ММ.ГГГГ окончила профессиональный лицей .

Постановление Главы города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ Шамина В.В. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа».

Закрепленного жилого помещения за Шаминой В.В. не значится. Жилое помещение или социальная выплата на его приобретение Шаминой В.В. не предоставлялись.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 45 ГПК РФ, ст. 57 ЖК РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Оренбургской области «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» просил суд обязать администрацию г. Оренбурга обеспечить Шамину В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилой площадью за счет расходных обязательств субъекта РФ – Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга.

В судебном заседании помощник прокурора города Оренбурга Слободняк Т.В., действующая на основании удостоверения, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании Шамина В.В. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». В настоящее время проживает в г. Оренбурге, по <адрес> у сестры. Собственного жилья у нее не имеется.

Представитель третьих лиц Правительства Оренбургской области и министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Латаева В.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании, не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что полномочия по предоставлению жилья данной категории граждан переданы местному самоуправлению. В соответствии с Законом «О бюджете Оренбургской области» средства для предоставления жилья выделены, каких либо препятствий к этому нет, поэтому обеспечить жильем Шамину В.В. является обязанностью ответчика.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Оренбурга Примачева Л.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В заявлении, приобщенном в материалы дела, просила рассмотреть дело без ее участия.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ), иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с абз.2 п.1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в ВС РФ, снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем.

В силу ст. 5 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» (далее Закон от 13 июля 2007 года), предусматривающий предоставление по договору социального найма жилого помещения жилищного фонда Оренбургской области (п. 4 ч. 1 ст. 4).

Статьей 6 пунктом 2 Закона от 13 июля 2007 года установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.

В преамбуле ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что указанный Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шамина В.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Оренбурге. В свидетельстве о рождении от ДД.ММ.ГГГГ родителями указаны: отец – ФИО 1, мать – ФИО 2.

Решением ... районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО 1 лишен родительских прав в отношении дочери Шаминой В.В.

Решением ... районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ ФИО 2 лишена родительских прав в отношении дочери Шаминой В.В.

Распоряжением администрации Центрального района г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ Шамина В.В. направлена на полное государственное обеспечение в детский дом.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Шамина В.В. окончила 9 классов в Государственном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...» (...), где находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно диплому серии от ДД.ММ.ГГГГ Шамина В.В. прошла обучение в Профессиональном лицее г. Оренбурга по специальности «портной».

На основании ЖК РФ, ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», статьи 5 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», Устава г. Оренбурга, Постановлением Главы города Оренбурга от 19.07.2007 года за №4858-п, Шамина Вера Валерьевна принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга Шамина В.В. включена в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, ее очередность в указанном списке .

Квартира по договору социального найма либо социальная выплата на приобретение жилья администрацией города Шаминой В.В. не предоставлялась.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРН права на объекты недвижимого имущества за Шаминой В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не зарегистрированы.

В соответствии со ст. 33 Устава города Оренбурга, принятого постановлением Оренбургского городского Совета № 44 от 27.04.2006 года, администрация города Оренбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Оренбургской области.

Согласно ст. 34 указанного Устава администрация города Оренбурга обеспечивает исполнение полномочий главы администрации города Оренбурга, утвержденных настоящим Уставом, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, правовыми актами городского Совета, администрации города Оренбурга.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что администрация г. Оренбурга действует от имени муниципального образования «город Оренбург», соответственно наделяется государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, признанных нуждающихся в жилых помещениях, то есть является надлежащим ответчиком по данному делу.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.1, ч.1 ст.7, ст.18, ч.1 и 2 ст.19 Конституции РФ). Политика Российской Федерации предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получении поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище (ст. 25 Всеобщей декларация прав человека).

Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на орган государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище (ст.40 Конституции РФ).

Из буквального понимания норм ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма следует, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что названные лица обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.

С учетом приведенных выше обстоятельств, носящих объективный характер, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом того, что Шамина В.В. относится к категории граждан - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые обеспечиваются жилым помещением вне очереди, принята на учет по данной категории в качестве нуждающейся в жилом помещении, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, на государственном обеспечении на момент рассмотрения дела не находится, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах Шаминой В.В. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, к администрации города Оренбурга удовлетворить.

Обязать администрацию г. Оренбурга обеспечить Шамину В.В. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилой площадью за счет средств субъекта РФ – Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись. Э.Ж. Умбетова

В окончательной форме решение принято 06.12.2011 года.

Судья: подпись.