Решение от 31.10.2011 года №2-4929/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.

с участием

представителя истца – Паршиной Ю.В.

при секретаре Ермошкиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по иску администрации города Оренбурга к Бахмат О.В. о сносе самовольного строения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Оренбурга (истец) обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что в результате проведенного ДД.ММ.ГГГГ специалистом отдела по надзору за градостроительной деятельностью МБУ ГЦГ обследования земельного участка, расположенного по адресу: г.Оренбург, <адрес>, <адрес> установлено, что на этом земельном участке в виде прямоугольника размером 4,9 х 7,5 м. уложены десять бетонных блоков.

На момент осмотра ограждение на земельном участке отсутствует, швы между блоками не заделаны, высота бетонных блоков от поверхности земли 0,6 м..

Строительство индивидуального жилого дома осуществляется Бахмат О.В. (ответчик).

Разрешение на строительство данного объекта не выдавалось.

Ответчиком нарушена ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлялось предупреждение о необходимости демонтажа самовольно возведенного строительства, на которое ответчик не ответил и самовольную постройку не демонтировал.

Ссылаясь на положения ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.4 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», ст.9 Устава города Оренбурга, ст.222 ГК РФ, п.6 постановления СНК РСФСР от 22.05.1944 г. № 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» (с изменениями), истец просил суд вынести решение о сносе ответчиком за счет его собственных средств и в месячный срок с момента вынесения решения самовольно возведенного объекта – индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Ответчик в настоящее судебное заседание не явилась, хотя о месте и времени его проведения была извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, надлежаще извещенного о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явился.

Определением суда в настоящем судебном заседании причины неявки ответчика в это судебное заседание, указанные в письменном и адресованном суду заявлении ответчика (нахождение в командировке до конца ноября 2011г.) были признаны судом неуважительными и суд приступил к рассмотрению дела в порядке ст.167 ГПК РФ - в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца – Паршина Ю.В., действуя по доверенности, исковые требования истца поддержала.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в виду следующего.

В соответствии со ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу.

Исходя из положений ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1), а лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п.2).

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п.2 ст. 222 ГК РФ).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. (п.3 ст. 222 ГК РФ)

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы администрации п.им. ... Бахмат О.В. просила выделить ей земельный участок для строительства жилья по <адрес> площадью 30 соток.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Центральным межмуниципальным отделением Оренбургского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» видно, что на земельном участке по адресу: <адрес>, п.<адрес>, <адрес> располагается незавершенный строительством жилой дом с ленточным фундаментом из сборных бетонных блоков, 2007 года постройки, 18% завершенности, площадью застройки 64,0 кв.м., правообладателем которого записана Бахмат О.В. на основании справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией п. им. <адрес> администрации Южного округа города Оренбурга.

Согласно справки, выданной Главой поселка им.<адрес> К.А.Н. ДД.ММ.ГГГГ , что Бахмат О.В. главой администрации поселка в 2002 году был выделен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома по <адрес> (земельный участок расположен по правой меже индивидуального жилого <адрес>) <адрес>

Однако ссылок на какой-либо закон, нормативно-правовой акт, предоставляющий администрации п. им. <адрес> администрации Южного округа города Оренбурга право предоставлять земельные участки указанная справка не содержит, как и ссылок на конкретное решение данного органа о предоставлении ответчику в 2002 году земельного участка, поэтому не может быть признана документом, подтверждающим предоставление ответчику в установленном законом порядке земельного по <адрес> п<адрес> <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Согласно п.1 ст.71 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.07.1991 года 1550-1, действовавшего до 01.01.2009г. на городскую администрацию возлагалось предоставление земельных участков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории г. Оренбурга, утвержденное Постановлением Оренбургского городского Совета от 29 декабря 2003 г. N 240, действовавшим до 19.05.2005г. предусматривало обращение (п.2.5) граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении им земельного участка для строительства с заявлением в комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга (далее КГА), а организация исполнения такого заявления была возложена на муниципальное учреждение «Архитектура и градостроительство» (далее МУАГ) по поручению КГА.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006г. N53-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Аналогичные положения закреплены в статье 14 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002г. N317/64-III-ОЗ (с изменениями) "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 23 октября 2002г.), п.1.8. Постановления Правительства Оренбургской области от 3 мая 2007 г. N 166-п "Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге" (с изменениями и дополнениями).

Исходя из совокупности положений пунктов 2.4.1, 2.4.11 Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного Постановлением Оренбургского городского Совета от 19 мая 2005 г. N 122 (действовавшего до 05.07.2007 года и признанного утратившим силу Решением Оренбургского городского Совета от 20 апреля 2009 г. N 828) лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка для строительства должны были обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в КГА города Оренбурга, который в двухнедельный срок с момента принятия постановления Главы города Оренбурга о предоставлении земельного участка передавал в Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга решение Комиссии по выбору земельных участков, предназначенных под застройку в г. Оренбурге, постановление Главы города о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и документы, представленные заявителем в соответствии с пунктом 2.4.1. настоящего Положения.

Лицо, заинтересованное в представлении земельного участка под строительство, после получения постановления Главы города Оренбурга о предоставлении земельного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование должно было обратиться в Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга с заявлением о заключении договора аренды или безвозмездного срочного пользования. (п. 2.4.12. указанного Положения)

Впоследствии Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденным Решением Оренбургского городского Совета от 5 марта 2007 г. N 229 предусматривалось: (п.2.3) обращение лиц, заинтересованных в предоставлении им земельного участка для строительства, с заявлением в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга; подготовка этим департаментом (п.2.5.4) на основании решения Комиссии по выбору земельных участков, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург" и предназначенных под застройку (п.2.4.5) распоряжения о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо публикации информационного сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка; последующая подготовка п.2.5.5) тем же департаментом (в случае если по истечении месяца со дня опубликования информационного сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили) распоряжения о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему первоначальное заявление о предоставлении земельного участка.

Такое распоряжение являлось основанием для заключения с указанным гражданином договора аренды испрашиваемого земельного участка.

Исходя из положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (введенного в действие Федеральным законом от 25.10.2001г. и опубликованного в «Собрании законодательства Российской Федерации» от 29.10.2001, N 44) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. (п.1) Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. (п.6) Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. (п.8)

Из совокупности положений пункта 20 части 1 статьи 14, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что утверждение планировки, правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель поселения, городского округа возлагается на органы местного самоуправления.

По положениям п.20 ч.1 ст.4 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» от 21.02.1996 года б/н (в редакции действовавшей на момент обращения истца в суд с вышеуказанным иском) к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

Аналогичные положения содержатся в подпункте 26 пункта 2 ст. 9 Устава города Оренбурга.

В силу пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство - это создание зданий, строений, сооружений, которое осуществляется на основании разрешения на строительство (часть 2 ст. 51 ГрК РФ), за исключением случаев строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства и в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. (часть 17 ст. 51 ГрК РФ).

Со стороны ответчика не оспаривалось, что разрешение на строительство на спорном земельном участке индивидуального жилого дома в установленном законом порядке ответчику не выдавалось.

Со стороны ответчика не оспаривалось, что ответчику земельный участок по <адрес> <адрес> <адрес> в установленном законом порядке (приведенном выше соответственно хронологии установления и действия) не предоставлялся.

Согласно градостроительного заключения о функциональном назначении земельного участка по обращению Бахмат О.В. от ДД.ММ.ГГГГ «МАУ «АиГ», согласованного Заместителем Главного архитектора города комитета по градостроительству и архитектуре администрации города ДД.ММ.ГГГГ земельный участок примерной площадью 1200 кв.м. находится на территории Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга по адресу: <адрес>, <адрес> и самовольно захвачен, на нем располагается незавершенный строительством жилой дом, правоустанавливающие документы отсутствуют, а данное заключение подлежит рассмотрению на комиссии по урегулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенными за пределами «красной» линии с целью рассмотрения возможности оформления документов на самовольно захваченный земельный участок и самовольно возведенный незавершенный строительством индивидуальный жилой дом.

По сообщению МАУ «Архитектура и градостроительство» от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о возможности оформления документов на самовольно возведенный незавершенный строительством индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, п<адрес>, <адрес> направлен на рассмотрение комиссии по урегулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенными за пределами «красной» линии.

На обращение Бахмат О.В. от ДД.ММ.ГГГГ к Главному архитектору о возможности предоставления участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> краткосрочную аренду принято решение о необходимости обращения администрации г.Оренбурга в суд с иском о сносе вышеуказанного объекта индивидуального жилищного строительства.

Из акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем главного архитектора г.Оренбурга по градостроительству и планированию ДД.ММ.ГГГГ следует, что ведущим специалистом МБУ «Городской центр градостроительства» проведено визуальное обследование земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> в связи с решением комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии на территории муниципального образования «город Оренбург» от ДД.ММ.ГГГГ и установлено отсутствие ограждения земельного участка, на котором в виде прямоугольника размером приблизительно 4,9 х 7,5 кв.м., высотой от поверхности земли приблизительно 0,6 м., уложено десять бетонных блоков, швы между ними не заделаны, правоустанавливающие документы на земельный участок не представлены, разрешение на строительство не выдавалось.

Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Оренбурга в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предупреждение о демонтаже возведенного строения по вышеуказанному адресу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств предоставления ответчику в установленном законом порядке земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> под строительство индивидуального жилого дома и законности возведения спорной постройки (незавершенного строительством жилого дома) или её видовой принадлежности постройкам, перечисленным в вышеприведенных положениях ч.17 ст. 51 ГрК РФ ответчиком суду не предоставлялось, хотя обязанность по предоставлению таких доказательств возлагалась на ответчика определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 09.09.2011г.. При таких обстоятельствах вышеуказанная постройка является самовольной и подлежит сносу за счет ответчика.

Доводы письменных пояснений ответчика от 26.10.2011 г. о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд с иском о сносе спорного объекта недвижимости, т.к. ДД.ММ.ГГГГ она впервые сообщила в Муниципальное учреждение «Архитектура и градостроительство» о возведенном ею ИЖС и просьбу в тех же пояснениях о признании права собственности на спорный объект индивидуального жилого строительства суд учесть не может в виду следующего.

По положениям ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника МУ «А и Г» Бахмат О.В. просила рассмотреть вопрос узаконения земельного участка и ОНС по <адрес>.<адрес>, так как ОНС под индивидуальную жилую застройку был возведен с использованием собственных средств и на очищенном от свалки мусора земельном участке.

Однако надпись на этом заявлении о получении с подписью без расшифровки фамилии и должности принявшего его лица не свидетельствует о получении данного заявления истцом или уполномоченным им органом ДД.ММ.ГГГГ.

Тем самым у суда нет оснований полагать, что о спорной самовольной постройке истцу было известно ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, по положениям статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).

В силу совокупности вышеприведенных положений п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, статьи 14 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002г. N317/64-III-ОЗ, п.1.8. Постановления Правительства Оренбургской области от 3 мая 2007 г. N 166-п администрация г. Оренбурга, а также статей 208 и 304 ГК РФ истец вправе требовать устранения нарушения его прав в отношении распоряжения земельным участка, занятым спорной самовольной постройкой путем возложения на ответчика обязанности по сносу этой постройки и на эти требования исковая давность не распространяется.

Кроме того, согласно разъяснениям, приведенным в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

В рамках п.3 ст. 222 ГК РФ доказывание того, что самовольная постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан возлагается на лицо, которым возведена данная постройка, т.е. в рассматриваемом случае – на ответчика как подтверждение соответствия такой постройки в виде незавершенного строительством жилого дома по вышеуказанному адресу требованиям санитарно-эпидемиологических, противопожарных, градостроительных и строительных норм и правил.

Однако такого подтверждения со стороны ответчика суду не предоставлено, хотя ответчик не была лишена права в установленном законом судебном порядке в отдельном производстве либо путем подачи встречного иска разрешить вопрос о признании права собственности на вышеуказанный незавершенный строительством индивидуальный жилой дом.

Между тем встречного иска ответчик не заявляла, а определением данного суда от 11 декабря 2009 года исковое заявление Бахмат О.В. к Администрации г.Оренбурга о признании права собственности на тот же незавершенный строительством жилой дом было оставлено без рассмотрения в связи с повторной неявкой истца по вызовам суда.

Более того, документ о предоставлении истцу в установленном законом порядке в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под возведение спорной постройки отсутствует, что со стороны истца не оспаривалось и препятствует применению положений п.3 ст. 222 ГК РФ.

Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности по сносу самовольной постройки подлежат удовлетворению.

С учетом положений ч.2 статьи 206 ГПК РФ суд считает необходимым и возможным установить ответчику срок в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения решения суда обязывающего ответчика совершить действия по демонтажу самовольного строения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации <адрес> к Бахмат О.В. о сносе самовольного строения удовлетворить.

Обязать Бахмат О.В. за счет её собственных средств и в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу снести (демонтировать) самовольно возведенный объект – незавершенный строительством индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: