Решение от 30.01.2012 года №2-938/2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2012 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

В составе: председательствующего судьи Умбетовой Э.Ж.,

при секретаре Гараевой В.А.,

с участием истца старшего помощника прокурора г. Оренбурга Слободняк Т.В., действующей на основании удостоверения ,

представителя лица, в интересах которого заявлены требования Кирюшина Ю.И., Кирюшиной А.Х., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика администрации г. Оренбурга Примачевой Л.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Латаевой В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица правительства Оренбургской области Латаевой В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга в интересах Кирюшина Ю.И. к администрации города Оренбурга об обеспечении вне очереди жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Оренбурга обратился в суд в интересах Кирюшина Ю.И. к администрации города Оренбурга об обеспечении жилым помещением, в обоснование заявленных требований указал, что Кирюшин Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом оставшимся без попечения родителей. Его мать ФИО 1. ДД.ММ.ГГГГ в отношении него лишена родительских прав. Опекуном ребенка в ... году была назначена бабушка – Кирюшина А.Х. Согласно распоряжения главы Северного административного округа г. Оренбурга за Кирюшиным Ю.И. закреплена жилая площадь по <адрес> до его совершеннолетия. Своего жилья в собственности либо закрепленного жилья не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ Кирюшин Ю.И. окончил ... школу искусств ... «...», получил специальность «...». В ... году поступил в музыкальный колледж ... по специальности «...», но был отчислен.

Кирюшин Ю.И. стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 45 ГПК РФ, ст. 57 ЖК РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Оренбургской области «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» просил суд обязать администрацию г. Оренбурга обеспечить Кирюшина Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилой площадью за счет расходных средств субъекта РФ – Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга.

Лицо, в интересах которого заявлены требования Кирюшин Ю.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося Кирюшина Ю.И., в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Оренбурга г. Оренбурга Слободняк Т.В., исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель лица, в интересах которого заявлены требования Кирюшина Ю.И., Кирюшина А.Х. исковое заявление прокурора поддержала. Пояснила, что с ... год она являлась опекуном Кирюшина Ю.И., за ним до совершеннолетия была закреплена жилая площадь по <адрес>. Указанная квартира принадлежит ей, после того как она вышла замуж, они переехали из <адрес> и живут в этой квартире. Кроме матери Ю. у нее есть еще сын, который со своей семьей также проживает в указанной квартире. Ю. с ее мужем не сошлись характерами и ухал в <адрес>, работает на автомойке, хозяин ему предоставляет жилье в вагончике. Своего жилья он не имеет.

В судебном заседании представитель администрации г. Оренбурга Примачева Л.Е., исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что право на обеспечение жильем у Кирюшина Ю.И. имеется, однако он стоит под номером ... в очереди на предоставление жилья, среди таких же людей, имеющих статус «из числа детей-сирот» и удовлетворение данного иска нарушает их права.

Представитель министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и правительства Оренбургской области Латаева В.В., в судебном заседании, пояснила, что полномочия по предоставлению жилья данной категории граждан переданы местному самоуправлению. В соответствии с Законом «О бюджете Оренбургской области» средства для предоставления жилья выделены.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ), иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с абз.2 п.1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в ВС РФ, снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем.

В силу ст. 5 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» (далее Закон от 13 июля 2007 года), предусматривающий предоставление по договору социального найма жилого помещения жилищного фонда Оренбургской области (п. 4 ч. 1 ст. 4).

Статьей 6 пунктом 2 Закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.

В преамбуле ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что указанный Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кирюшин Ю.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в городе .... Родителями указаны: отец – ФИО 2, мать – ФИО 1.

Согласно справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце Кирюшина Ю.И. – ФИО 2 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Согласно решения ... районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1. лишена родительских прав в отношении Кирюшина Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением Северного административного округа города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетним Кирюшиным Ю.И. была назначена Кирюшина А.Х. За Кирюшиным Ю.И. закреплена жилая площадь по <адрес> до совершеннолетия.

Согласно свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ Кирюшин Ю.И. в ... году окончил полный курс ... «...» <адрес>, получил специальность «...».

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Кирюшин Ю.И. в ... году поступил в музыкальный колледж ... по специальности «...», в ... году он был отчислен.

Постановлением главы города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ Кирюшин Ю.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как «лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствие с паспортными данными Кирюшин Ю.И. зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга, Кирюшин Ю.И. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как «лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ, его очередность в списке граждан данной категории .

Квартира по договору социального найма либо социальная выплата на приобретение жилья администрацией города ему не предоставлялась.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценке недвижимости», по имеющимся на предприятии данным за Кирюшиным Ю.И., на учете по праву собственности дома или квартиры в г. Оренбурге и Оренбургском районе не значится.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРП права на объекты недвижимого имущества за Кирюшиным Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не зарегистрированы.

Согласно договора на передачу квартиры в собственности граждан квартира, расположенная по адресу<адрес> принадлежит на праве собственности Кирюшиной А.Х.

В соответствии со ст. 33 Устава города Оренбурга, принятого постановлением Оренбургского городского Совета № 44 от 27.04.2006 года, администрация города Оренбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Оренбургской области.

Согласно ст. 34 указанного Устава администрация города Оренбурга обеспечивает исполнение полномочий главы администрации города Оренбурга, утвержденных настоящим Уставом, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, правовыми актами городского Совета, администрации города Оренбурга.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что администрация г. Оренбурга действует от имени муниципального образования «город Оренбург», соответственно наделяется государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, признанных нуждающихся в жилых помещениях, то есть является надлежащим ответчиком по данному делу.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.1, ч.1 ст.7, ст.18, ч.1 и 2 ст.19 Конституции РФ). Политика Российской Федерации предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получении поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище (ст. 25 Всеобщей декларация прав человека).

Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на орган государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище (ст.40 Конституции РФ).

К доводу представителя администрации о том, что Кирюшин Ю.И. находится под номером ... в очереди на предоставление жилья, среди таких же людей, имеющих статус «из числа детей-сирот», и предоставление жилья в данном случае будет ущемлять интересы других лиц, суд относится критически.

Из буквального понимания норм ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма следует, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что названные лица обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.

С учетом приведенных выше обстоятельств, носящих объективный характер, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом того, что Кирюшин Ю.И. относится к категории граждан – из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жилым помещением вне очереди, принят на учет по данной категории в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, на государственном обеспечении на момент рассмотрения дела не находится, закрепленной жилой площади за ним не значиться, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах Кирюшина Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации города Оренбурга удовлетворить.

Обязать администрацию г. Оренбурга обеспечить Кирюшина Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилой площадью за счет средств субъекта РФ – Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись. Э.Ж. Умбетова

В окончательной форме решение принято 03.02.2012 года.

Судья: подпись.