Решение от 24.02.2012 года №2-993/2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2012 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

В составе: председательствующего судьи Коробкиной Н.А.

при секретаре Стрельцовой Е.В.,

с участием: истицы Стром М.В.,

представителя истицы Когадий Т.В., действующей на основании ордера № ... ...

представителя третьего лица Правительства Оренбургской области Нудельман М.М., действующей на основании доверенности ... от ...

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стром М.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Стром А.Б. к Администрации г. Оренбурга о понуждении к предоставлению жилого помещения во вне очередном порядке условиях договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Стром М.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Стром А.Б., обратилась в суд с иском к Администрации г. Оренбурга о понуждении к предоставлению жилого помещения во вне очередном порядке условиях договора социального найма, указав, что согласно справке Оренбургского областного психоневрологического диспансера ... от ... Стром А.Б., ... г.р. страдает тяжёлой формой хронического заболевания, и является инвалидом-колясочником, т.е. имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Законом Оренбургской области от ...... "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области"

Нормы предоставления площади жилого помещения жилищного фонда Оренбургской области Жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: 1) для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере: а) одиноко проживающим гражданам - ... кв. метра общей площади жилья (для отца); б) на семьи из двух человек - ... кв. метра общей площади жилья (для остальных); в) на семью из трех и более человек - по ... кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи; г) норма дополнительной жилой площади не должна превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, если иное не установлено федеральным законодательством.

В настоящее время она является собственником квартиры общей площадью ... кв. м. жилой площадью ... кв.м., расположенной по адресу ... Дом 1953 года постройки, в которой отсутствует горячее водоснабжение, центральное отопление, (отопление происходит с помощью бытовых обогревателей), зимой плата за электричество увеличивается в десятки раз, нет ни душевой кабинки, ни ванной комнаты, нет газовой плиты, и туалетная комната находится в подъезде, зимой там минусовая температура.

Поскольку её сын Александр страдает тяжёлой формой хронического заболевания, проживание её семьи в данном жилом помещении не представляется возможным.

Она обратилась с заявлением в управление жилищной политики г.Оренбурга о постановке её семьи на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

На основании предоставленных документов она и её семья были включены в список граждан, состоящих на учёте в управлении жилищной политике администрации г. Оренбурга и имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Однако, её номер очереди во внеочередном списке – 27,

Тот факт, что Администрация г.Оренбурга, ведёт список внеочередников, не означает, что жильё гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку. Включение в отдельный список-очередь, лиц, име­ющих право на внеочередное предоставление жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального закона.

Следовательно, право её семьи на внеочередное предоставление жилого помещения должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учёт.

В соответствии со ст. 58 п.2 жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено инвалиду общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполно­моченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В связи с чем, просит суд обязать Администрацию г.Оренбурга предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди на состав семьи из двух человек в соответствии с положениями действующего законодательства.

Впоследствии истица уточнила заявленные требования и просила суд обязать Администрацию г.Оренбурга предоставить ей - Стром М.В., за счет расходных обязательств РФ, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на состав семьи из двух человек в соответствии с положениями действующего законодательства общей площадью 60 кв.м.

Уточнения иска прияты определением суда.

Истица и её представитель Когадий Т.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель Администрации г.Оренбурга в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, хотя о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области Нудельман М.М., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований не возражала, считает, что Стром А.Б. имеет право на предоставлении жилья.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Часть 1 и пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Указанным перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 отнесены и активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и их семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления льгот, п. 2 которых установлено, что основаниями для признания инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.

Из смысла вышеуказанных норм правом на внеочередное обеспечение жилым помещением обладают граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, и целью предоставления жилья является отселение такого гражданина, в связи с невозможностью проживания с ним в одной квартире.

Так, из справки ООПНД от ... установлено судом, Стром А.Б., ... г.р. находится на диспансерном наблюдении с диагнозом тяжёлая умственная отсталость с нарушением навыков опрятности.

Согласно справке Оренбургского областного психоневрологического диспансера № ... от ... Стром А.Б., ... г.р. страдает тяжёлой формой хронического заболевания и является инвалидом-колясочником.

Согласно справке от ... серии ... Стром А.В., ... г.р. установлена инвалидность – ребёнок инвалид.

Таким образом, достоверно установлено, что Стром А.Б. относится к категории граждан, имеющим право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма регулируется статьей 49 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Поскольку действующий Жилищный кодекс Российской Федерации наделил субъекты правом определять иной, отличный от Жилищного кодекса РФ, порядок предоставления жилых помещений категориям граждан, указанных в пункте 3 ст. 49 ЖК РФ, на уровне субъекта - Оренбургской области были приняты законы, предусматривающие такой порядок.

Так, право указанной категории граждан на предоставление им вне очереди отдельного жилого помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь закреплено в пп. 6 п. 1 ст. 3 Закон Оренбургской области от ...... «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» (далее Закон от ... года № ...) согласно которой по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются следующим категориям граждан: гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности

Статьей 6 п. 2 Закона установлено, что жилые помещения (гражданам данной категории) предоставляются вне очереди.

Из представленного уведомления от ...... следует, что Стром М.В. и Стром А.Б., постановлением Администрации г. Оренбурга № ... от ... поставлены на учет по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно» с составом семьи 2 человека.

Из представленной справки ВК следует, что Стром А.Б. подходит под действие Постановления Правительства РФ от ... ... об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и в том, что он имеет право на дополнительную жилую площадь согласно Постановления Правительства РФ ... от ....

Из сообщения Управления жилищной политики № ... от ... следует, что они приняты с ... на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «граждане, страдающие тяжёлой формой хронического заболеваний» с составом семьи 2 человека. В настоящее время их номер очереди в списке на внеочередное предоставление жилья - 27.

Согласно отметке о регистрации в паспорте Стром М.В. они зарегистрированы по адресу: ...

Из изложенных выше обстоятельств, учитывая, что государством признается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждается ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, учитывая, что Стром А.Б.., страдающий тяжелой формой хронического заболевания проживает совместно с матерью в однокомнатной квартире без удобств, суд считает, что Стром А.Б. должен быть обеспечен жилой площадью.

В соответствии со ст. 33 Устава города Оренбурга, принятого постановлением Оренбургского городского Совета ... от ..., администрация города Оренбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Оренбургской области.

Согласно ст. 34 указанного Устава администрация города Оренбурга обеспечивает исполнение полномочий главы администрации города Оренбурга, утвержденных настоящим Уставом, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, правовыми актами городского Совета, администрации города Оренбурга.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что, Администрация г.Оренбурга действует от имени муниципального образования «город Оренбург», соответственно наделяется государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, признанных нуждающихся в жилых помещениях, то есть является надлежащим ответчиком по данному делу.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.1, ч1 ст.7, ст.18, ч.1 и 2 ст.19 Конституции РФ). Политика Российской Федерации предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получении поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище (Ст.25 Всеобщая декларация прав человека)

Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на орган государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище (ст.40 Конституции РФ).

К доводу представителя администрации о том, что Стром А.Б. находится на 27-ом месте очередности в списке среди такой же категории граждан, и предоставление жилья в данном случае будет ущемлять интересы других лиц, суд относится критически.

Из буквального понимания норм ст. 57 ЖК РФ и Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма следует, что разрешение требований о предоставлении гражданам, тяжелой формой хронического заболевания, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Доводы со стороны ответчика о недостаточности средств для предоставления жилого помещения на момент обращения истца с заявлением не может являться основанием для отказа в предоставлении такого помещения..

Обеспечение вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчиков признавались не основанными на законе.

С учетом приведенных выше обстоятельств, носящих объективный характер, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом того, что Стром А.Б. относится к категории граждан страдающих тяжелой формой хронического заболевания, которые обеспечиваются жилым помещением вне очереди, принят на учет по данной категории в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, суд находит заявленные требования обоснованными, но подлежащими удовлетворению частично, а именно предоставить жилое помещение общей площадью на двух человек, не мене нормы предоставления в пределах г. Оренбурга, а не площадью 60 кв. м.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Стром М.В., действующей в свих интересах и интересах несовершеннолетнего Стром А.Б. к Администрации г. Оренбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Оренбурга обеспечить Стром М.В., ... года рождения, уроженку г. Оренбурга, несовершеннолетнего Стром А.Б. ... года рождения, уроженца г. Оренбурга, вне очереди жилым помещением за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области общей площадью на состав семьи из двух человек не менее нормы предоставления в пределах черты города Оренбурга.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: Коробкина Н.А.

Мотивированное решение составлено: 12.03.2012 года.

Судья: Коробкина Н.А.