РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 1 июня 2012 года Ленинский районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего судьи: Чадова А.А., при секретаре: Никиткиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торукало Н.В. к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области о признании незаконным приказа об увольнении в части даты увольнения, признании незаконным отказа в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, взыскании единовременной выплаты при предоставлении отпуска, материальной помощи к отпуску, премии за квартал и компенсации морального вреда УСТАНОВИЛ: Торукало Н.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, указав, что с ... занимал должности государственного гражданского служащего в связи с назначением его на должность ... В ..., в связи с образованием Министерства лесного и охотничьего хозяйства и в соответствие с дополнительным соглашением к служебному контракту ... и приказом от ... ... занимал должность начальника управления охотничьего хозяйства Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области. ... он достиг предельного возраста пребывания на гражданской службе, в связи с чем ... он подал заявление министру лесного и охотничьего хозяйства с просьбой продлить его пребывание на гражданской службе в любой должности сроком до ..., а в случае отказа заключить с ним срочный контракт – предоставить ему очередной отпуск за период с ... по ... сроком на ... календарный день с ... с последующим увольнением по п.4 ч.2 ст.35 Закона «О государственной гражданской службе Оренбургской области», а также заявление о выплате материальной помощи. По его заявлению министром принято решение об увольнении его с ... без предоставления отпуска и, соответственно, без выплаты причитающейся материальной помощи в размере одного оклада и единовременной выплаты в размере двух месячных окладов денежного содержания в связи с отпуском, гарантированных дополнительным соглашением к контракту и ч.11 ст.46 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Приказом № 1-лс от 10.01.2012 г. он уволен с выплатой компенсации за ... день неиспользованного отпуска. Считает, что его увольнение произведено с нарушением положения ч.13 ст.46 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», с причинением материального ущерба по причине не выплаты причитающихся по контракту и по закону премии за квартал, выплат к отпуску, с лишением его стажа государственной службы на 81 день. Просил суд признать незаконным отказ в предоставлении ему очередного оплачиваемого отпуска с ... по ... сроком на ... календарный день. Признать незаконным приказ ... от ... в части даты увольнения и изменить дату увольнения с ... на ... Взыскать с ответчика в его пользу единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме ..., материальную помощь в сумме ..., премию за квартал в сумме ..., всего – ..., а также компенсацию морального вреда в сумме .... В ходе рассмотрения дела истец уточнил, что взыскать с ответчика просит премию за .... В судебном заседании истец Торукало Н.В., его представитель Кузьмина Е.Н., действующая по доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Представитель ответчика – Шестакова Е.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, в иске просила отказать в полном объеме. Заслушав пояснения сторон и их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу: В соответствие с Законом Оренбургской области от ... ... «О реестре государственных должностей государственной гражданской службы Оренбургской области», должность начальника управления Министерства Оренбургской области отнесена к главной группе должностей государственной гражданской службы Оренбургской области категории руководители (...). Согласно ст.21.1 Закона Оренбургской области от ... ... «О государственной гражданской службе Оренбургской области», предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет. В силу п.10 ч.1 ст.29 Закона «О государственной гражданской службе Оренбургской области» основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются, в том числе, обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 35 настоящего Закона). В соответствие с п.4 ч.2 ст.35 Закона «О государственной гражданской службе Оренбургской области» служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Аналогичные положения содержатся в п.4 ч.2 ст.39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Как установлено материалами дела, истец Торукало Н.В. проходил государственную гражданскую службу Оренбургской области в должности ... в соответствие с приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области ... от ... и служебного контракта .... ... Торукало Н.В. достиг предельного возраста пребывания на гражданской службе. Приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства № 1-лс от 10.01.2012 г. истец уволен с государственной гражданской службы Оренбургской области по п.4 ч.2 ст.39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск за период работы с 05.06.2010 г. по день увольнения в количестве 81 календарного дня. Оспаривая названный выше приказ, истец сослался на положения ч.13 ст.46 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» и свое заявление от 15.12.2011 г. на имя Министра лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, о предоставлении ему отпуска с последующим увольнением в случае отказа в заключении срочного служебного контракта по достижении предельного возраста пребывания на гражданской службе. Согласно положениям ч.13 ст.46 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» и аналогичной нормы, закрепленной в ч.12 ст.42 Закона Оренбургской области «О государственной гражданской службе Оренбургской области», при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска. Обязанность выплатить работнику денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска при его увольнении закреплена и трудовым законодательством, а именно ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Причем выплата денежной компенсации производится за все неиспользованные отпуска независимо от того, какова их общая продолжительность и по каким основаниям прекращается трудовой договор. Об этом сказано в Письме Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд) от 02.07.2009 г. № 1917-6-1. Как отмечает Федеральная служба по труду и занятости в своем Письме от 01.03.2007 г. № 473-6-0, за работниками сохраняется право на использование всех полагающихся ежегодных оплачиваемых отпусков. При этом ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды могут предоставляться либо в рамках графика отпусков на очередной календарный год, либо по соглашению между работником и работодателем. Если работник увольняется с работы, то ему могут быть предоставлены все неиспользованные отпуска по его письменному заявлению. Следует отметить, что предоставление таких отпусков является правом работодателя, а не обязанностью. Поэтому работодатель может и отклонить заявление работника о предоставлении неиспользованных отпусков с последующим увольнением, выплатив ему компенсацию за неиспользованные дни отпусков. Учитывая, что ни Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», ни Закон Оренбургской области «О государственной гражданской службе Оренбургской области, ни трудовое законодательство не содержат императивного предписания работодателя предоставить работнику при его увольнении не использованные дни отпуска, в том числе, при наличии такого заявления, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Торукало Н.В. о признания незаконным оспариваемого им приказа об увольнении № 1-лс от 10.01.2012 г. в части даты увольнения, и, соответственно, изменения даты увольнения на дату последнего дня отпуска, в удовлетворении исковых требований в указанной части следует отказать. Между тем, требования истца о взыскании с ответчика единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а также материальной помощи, суд находит обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего: Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50). К дополнительным выплатам подпункт 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ относит, в том числе, единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (часть 7 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ). Аналогичные положения содержатся в статье 46 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 г. № 2893/518-III-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области». Согласно ч.12 ст.46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ч.11 ст.42 Закона Оренбургской области «О государственной гражданской службе Оренбургской области» при предоставлении гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. При этом пунктом 7 части 2 статьи 47 Закона Оренбургской области установлено, что единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания в расчете на год предусматривается при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих Оренбургской области. С учетом приведенных выше положений законодательства, суд приходит к выводу о том, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания и материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания - отнесены к дополнительным выплатам, составляющим денежное содержание гражданского служащего. При этом суд полагает, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачивается служащему вне зависимости от волеизъявления государственного служащего и предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем году в силу следующих обстоятельств: Стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, определяется в календарном исчислении и отсчитывается со дня начала работы. Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно, непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд запрещено. В силу различных причин работники имеют неиспользованные ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды. При этом за ними сохраняется право на использование всех полагающихся ежегодных оплачиваемых отпусков. Ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды могут предоставляться либо в рамках графика отпусков на очередной календарный год, либо по соглашению между работником и работодателем. Действующее законодательство не содержит положений, предусматривающих использование отпусков за рабочие периоды в хронологической последовательности. Таким образом, право на предоставление работнику ежегодного оплачиваемого отпуска определяется рабочим периодом, за который предоставляется отпуск, как правило, не совпадающим по времени с календарным (финансовым) годом, в течение которого у работодателя (нанимателя) имеется обязанность по выплате единовременной выплаты к отпуску. Данная обязанность работодателя обусловлена лишь наличием права у работника на этот отпуск, но не связана с реализацией работником этого права. Не использование работником в текущем году очередного оплачиваемого отпуска не освобождает работодателя от обязанности по указанной выплате, поскольку, данное обстоятельство не поименовано законодателем в качестве условия к получению работником единовременной выплаты к отпуску. В тех же случаях, когда работник увольняется, при этом отработал полный календарный год, в отпуск не ходил, а значит к отпуску эту выплату не получал, то выплата должна быть ему произведена при расторжении с ним служебного контракта. То есть, при увольнении работника работодатель обязан одновременно с выплатой денежной компенсации за неиспользованные отпуска произвести и единовременную выплату в размере двух месячных окладов денежного содержания. Право истца на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в ... в полном размере, ответчиком не оспаривалось и подтверждается приказом ... от ..., из которого следует, что компенсации подлежал ... день не использованного отпуска за рабочий период с ... по день увольнения. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск истца, составлял ... календарных дней, а с учетом ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет Торукало Н.В. составляла ... календарных дней (ст.42 Закона Оренбургской области). Предусмотренный ч.6 ст.42 Закона Оренбургской области и установленный постановлением Правительства Оренбургской области в от 10 июля 2006 г. № 241-п «О дополнительных оплачиваемых отпусках за ненормированный служебный день лицам, замещающим государственные должности и должности государственной гражданской службы Оренбургской области» дополнительный отпуск истца за ненормированный рабочий день составлял 6 календарных дней. Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска Торукало Н.В. составляла, таким образом, 51 календарный день, компенсация истцу выплачена за 81 календарный день не использованного отпуска, то есть, им отработано более одного календарного года. В связи с тем, что на момент увольнения Торукало Н.В. обладал правом на предоставление ему полного отпуска установленной продолжительности, истцу следовало выплатить единовременную выплату к отпуску в полном объеме – в размере двух окладов денежного содержания. Каких-либо иных оснований для лишения работника, имеющего право на полный отпуск, единовременной выплаты к отпуску, либо снижения ее размера – действующее законодательство не содержит. Как следует из представленных суду расчетных листков Торукало Н.В., при увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска без единовременной выплаты к отпуску. При таких обстоятельствах, требования Торукало Н.В. о взыскании соответчика единовременной выплаты к отпуску в размере двух месячных окладов денежного содержания при расторжении служебного контракта, подлежат удовлетворению. Согласно карточки-справки, установленный Указом Губернатора Оренбургской области от ... ...-ук (в редакции Указа от ... ...-ук) оклад по должности истца с ... составлял ... рублей, оклад за классный чин составлял ... рубля, денежное содержание истца, таким образом, составляло ... рублей. С учетом районного коэффициента 15 % (ч.4.1 ст.46 Закона Оренбургской области и п.2 Указа) денежное содержание истца составляло ... рубля ... копеек. Размер единовременной выплаты с учетом составит ... рублей ... копеек (месячный оклад ... руб. x 2 x 15%). За вычетом налога на доходы физических лиц – ... рубля ... копейки, каковая и подлежит выплате истцу. Что касается требований истца о выплате материальной помощи, то суд приходит к следующему выводу: Как отмечалось выше, порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (часть 7 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ и часть 5 статьи 46 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ). Согласно п. 4.1. Положения о выплате надбавок и премий государственным гражданским служащим министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного приказом министерства от 24.05.2011 г. № 87, гражданским служащим в течение календарного года выплачивается материальная помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания в пределах утвержденного фонда оплаты труда, в том числе при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск. Пунктом 4.4. Положения установлено, что гражданским служащим, не отработавшим полного календарного года, материальная помощь выплачивается в размере, пропорционально отработанному в этом году времени. С учетом названных положений суд приходит к выводу о том, что материальная помощь, как составляющая оплаты труда гражданского служащего, предусмотренная в качестве обязательной дополнительной выплаты п.6 ч.1 ст.46 Закона Оренбургской области от ... ..., подлежала выплате истцу. Вместе с тем, поскольку выплата материальной помощи не поставлена в зависимость от права служащего на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, в отличие от единовременной выплаты к отпуску, размер ее определяется периодом времени, фактически отработанным служащим до момента увольнения. Истец уволен по приказу ... с ..., отработав в текущем году ... дней. Таким образом, выплатить истцу при увольнении надлежало ... рубль ... копейка (... + 15%) / 366 х 9. За вычетом налога на доходы физических лиц – ... рублей ... копейки. Требования истца о взыскании с ответчика премии по итогам 4-го квартала ... не подлежат удовлетворению, поскольку данного вида премирования не предусмотрено ни Законом Оренбургской области от ... ..., ни Положением о выплате надбавок и премий государственным гражданским служащим министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного приказом министерства от ... .... Ссылку истца на условия служебного контракта, предусматривающего такой вид премирования, суд отклоняет, поскольку возможность установления условий оплаты труда, отличных от определенных в статье 46 Закона Оренбургской области от ... ..., частью 9 названной нормы предусмотрена лишь для отдельных должностей гражданской службы, к которой должность, занимаемая истцом – не относится. В соответствии с нормами п. 1 ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Принимая во внимание, что по настоящему делу имело место нарушение трудовых прав Торукало Н.В., его требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, в силу ст. 237 ТК РФ, подлежат частичному удовлетворению. Суд в соответствии с требованиями разумности и справедливости определяет размер компенсации морального вреда в сумме ... руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Торукало Н.В. – удовлетворить частично. Взыскать с Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в пользу Торукало Н.В. единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме ... и материальную помощь за ... в сумме ..., а также в счет компенсации морального вреда – ..., всего – .... В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: подпись Полный текст решения изготовлен: ... Судья: подпись