Решение от 28.08.2012 года №2-4741/2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2012 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.

с участием

представителей сторон – Горьковой Н.Г. и Шипилова П.Г.

представителя третьих лиц – Латаевой В.В.

при секретаре Говоруха А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга в интересах Мацневой А.В. к Администрации города Оренбурга об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Оренбурга обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что мать Мацневой А.В. – ФИО1 решением Центрального районного суда г.Оренбурга лишена родительских прав в отношении дочери, а отец – ФИО2 вписан в свидетельство о рождении девочки со слов матери, поэтому согласно постановления главы г.Оренбурга от ...... над Мацневой А.В. было установлено попечительство, но жилая площадь не закреплялась в связи с отсутствием таковой.

На сегодняшний день жилья в собственности Мацнева А.В. также не имеет, в ... году окончила Оренбургский филиал ГАОУ СПО «ФИО3» и с ... года состоит в очереди на улучшение жилищных условий по категории «Дети-сироты» в Управлении жилищной политики администрации г.Оренбурга.

Поскольку до настоящего времени Мацнева А.В. (далее - истец) не обеспечена жилым помещением, то обязанность по предоставлению такого жилого помещения возлагается на администрацию г.Оренбурга (далее – ответчик).

Прокурор г.Оренбурга ссылаясь на п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 5, 8, 10 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 1, 2, 3 Закона Оренбургской области «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» от 09.11.2005 г. № 2706/470-111-ОЗ, п.п. «а» п. 10 Положения «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области», утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19.12.2005 г. № 153-ук, ст. ст. 1, 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 г. № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», просил обязать администрацию г.Оренбурга обеспечить Мацневу А.В., ... года рождения, жилой площадью за счет расходных обязательств субъекта РФ – Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты города Оренбурга.

В судебном заседании помощник прокурора г. Оренбурга Горькова Н.Г., истец Мацнева А.В., исковые требования прокурора г. Оренбурга поддержали.

В настоящем судебном заседании представитель ответчика – Шипилов П.Г., действуя по доверенности, с исковыми требованиями истца не согласился, ссылался на отсутствие дополнительных денежных средств на выполнение переданных ответчику государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и свободных жилых помещений.

В настоящем судебном заседании представитель третьих лиц – Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и Правительства Оренбургской области, Латаева В.В., действуя на основании доверенностей, возражения ответчика поддержала.

Суд, заслушав пояснения вышеуказанных явившихся в настоящее судебное заседание лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

По положениям части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

К категории лиц, которым предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма отнесены малоимущие граждане, признанные по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. (ч.2 ст. 49 ЖК РФ)

Иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма в порядке установленном настоящим Кодексом, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (ч.3 ст. 49 ЖК РФ)

Этим же категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. При этом жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (ч.4 ст. 49 ЖК РФ)

Положениями ч.1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по которому жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления. (части 3, 4, 5 статьи 57 ЖК РФ)

Исходя из положений абзацев 2 и 3 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Эти дополнительные гарантии устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ)

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ)

В силу совокупности положений п. 4 ст. 2, ст. 3 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» (далее - Закон Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ) органы местного самоуправления Оренбургской области на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда ряда категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В перечень таких граждан включены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в возрасте до 23 лет).

По положениям ч. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем: строительства (долевого участия в строительстве) муниципального жилья; приобретения жилья в муниципальную собственность. (п.4 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19.10.2011 г. № 1015-п)

Со стороны ответчика не оспаривалось и подтверждается исследованными судом материалами гражданского дела, что Мацнева А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечена, решением комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ... года в Протоколе №... заседания этой комиссии, утвержденном постановлением Главы города от ...... Мацнева А.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В силу п.3 ст. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации попечительство над несовершеннолетними прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п.2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ).

18-ти лет Мацнева А.В. достигла ... года.

Из аттестата о среднем (полном) общем образовании ... и приложений к нему следует, что Мацнева А.В. ... года окончила муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №...» города Оренбурга Оренбургской области.

Из диплома о среднем профессиональном образовании ..., приложения к нему и положений ст. 22 Федерального закона № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» в совокупности следует, что Мацнева А.В. ... окончила Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «ФИО3» г.Оренбурга.

При таких обстоятельствах имеются установленные вышеприведенными положениями федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – Оренбургской области условия для обеспечения Мацневой А.В. ответчиком вне очереди жилым помещением за счет средств бюджета субъекта РФ – Оренбургской области.

В связи с чем, доводы ответчика об отсутствии дополнительных денежных средств, выделяемых на выполнение переданных ответчику государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не могут являться основанием к отказу истцу в иске.

Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что в настоящее время Мацнева А.В. имеет право на предоставление ей ответчиком вне очереди (за счет средств бюджета субъекта РФ – Оренбургской области выделяемых на эти цели) жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах Мацневой А.В. к Администрации города Оренбурга об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Оренбурга обеспечить Мацневу А.В. вне очереди жилой площадью за счет расходных обязательств субъекта РФ – Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты города Оренбурга.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме принято 03 сентября 2012 года.