РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе:
председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.
с участием
представителя истца Пятина В.В.
представителя ответчика в/ч № - Нимиткина С.М.
при секретаре Теткиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Оренбурге гражданское дело по иску Рахматуллиной М.Н. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту Жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части №, ФГКЭУ «Вторая Самарская КЭЧ района», ФГКЭУ № Квартирно-эксплуатационная часть района, Инженерно - техническому Управлению Военно-Воздушных сил РФ (войсковая часть №) о праве на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Рахматуллина М.Н. (истец) обратилась в суд с вышеуказанным иском к Министерству обороны РФ, ФГКЭУ «Вторая Самарская КЭЧ района», войсковой части № по тем основаниям, что является вдовой прапорщика Рахматуллина Р.М., погибшего ДД.ММ.ГГГГ в результате автотранспортной катастрофы. Смерть связана с исполнением служебных обязанностей.
Согласно ст. 5 п. «б» Постановления Правительства № 153 от 21.03.2006 г. она подала заявление на включение ее в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. К заявлению приложила все необходимые документы, предусмотренные вышеназванным постановлением Правительства РФ.
До ДД.ММ.ГГГГ года она состояла в списках граждан, изъявивших желание получить ГЖС, при войсковой части №. В настоящее время войсковая часть № расформирована, ее правопреемником является войсковая часть №
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в жилищную комиссию войсковой части №, чтобы подтвердить свое право на получение ГЖС, но получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что в списках граждан, изъявивших желание получить ГЖС она не состоит.
Никакого решения командира войсковой части № об исключении его из списка граждан, изъявивших желание получить ГЖС, она не получала.
В настоящее время она с сыном проживает в служебной квартире по адресу: <адрес>.
Ссылаясь на раздел 1 п. 3 Приложения к приказу МО РФ от 10.06.2006 года № 215 «Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях ВС РФ граждан - получателей ГЖС и граждан, включенных в резерв на получение ГЖС, оформления и выдачи ГЖС» истец просила: признать за нею право на получение государственного жилищного сертификата по категории № 11 «Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков»; обязать войсковую часть № своевременно оформить списки на получение ГЖС; обязать ФГКЭУ «Самарская КЭЧ района» поставить на компьютерный учет, оформить документы и направить их в Министерство имущественных отношений Министерства обороны РФ; обязать Министерство обороны РФ обеспечить ее жилищным сертификатом в 2010 году.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с согласия истца судом допущена замена ненадлежащего ответчика - в/ч № надлежащим Федеральным бюджетным учреждением - войсковая часть № и к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «№ КЭЧ района».
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Инженерно-Техническое управление Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ.
Впоследствии истец свои исковые требования изменила и просила: признать за нею право на получение государственного жилищного сертификата по категории «Член семьи военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений); обязать войсковую часть № включить ее в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат и своевременно оформить списки на получение ГЖС; обязать ФГКЭУ «Самарская КЭЧ района» поставить на компьютерный учет, оформить документы на получение ГЖС и направить их в департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ; обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ оформить документы на получение государственного жилищного сертификата в 2011 году; обязать Министерство обороны РФ обеспечить ее ГЖС в 2011 году.
В настоящем судебном заседании истец Рахматуллина М.Н. свои исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель истца Пятин В.В., действуя на основании доверенности, исковые требования истца поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика в/ч № Нимиткин С.М., действуя по доверенности, исковые требования истца не признал.
Представители других ответчиков, надлежаще извещенных о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явились.
Суд, заслушав пояснения истца, ее представителя, представителя ответчика - в/ч №, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат в виду следующего.
По положениям п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
При этом к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Согласно свидетельства о заключении брака Рахматуллин Р.М. и Кунафина М.Н. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия Рахматуллина.
ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллиной М.Н. Второй Сакмарской КЭЧ района Министерства обороны РФ был выдан служебный ордер на кв. ... д. ... по адресу: <адрес> на состав семьи 2 человека, в т.ч. сына Рахматуллина Р.Р..
По справке ФГКЭУ «... КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ № Рахматуллин Р.М. при прохождении военной службы совместно с членами его семьи был обеспечен служебной однокомнатной квартирой № <адрес> (ордер № от ДД.ММ.ГГГГ), а затем в связи с изменением состава семьи в ... году был открыт лицевой счет на другую двухкомнатную служебную <адрес>, но сведениями о сдаче <адрес> указанное ФГКЭУ не располагает.
Согласно свидетельства о смерти Рахматуллин Р.М. умер ДД.ММ.ГГГГ.
По выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № прапорщик Рахматуллин Р.М, смерть которого связана с исполнением служебных обязанностей, был исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ.
По справке военного комиссариата Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллин Р.М. проходил службу в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (общая выслуга - ... лет).
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что до настоящего времени она проживает по адресу: <адрес>, являющейся служебной.
Таким образом, ордер на занимаемую истицей в настоящее время квартиру был выдан ей без учета её супруга Рахматуллина Р.М..
Из сообщения начальника строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования военно-воздушных сил МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Рахматуллиной М.Н. видно, что ее список кандидата на получение государственного жилищного сертификата представлен в управление начальника строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования ВВС по 3 разделу «граждане, проживающие в закрытых военных городках и подлежащие отселению» в ... года и при поступлении достаточных лимитов на ГЖС для Военно-воздушных сил в ... году вопрос оформления ей сертификата буде рассмотрен установленным порядком в соответствии с очередностью.
Из списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... г. по войсковой части №, утвержденного командиром войсковой части № ДД.ММ.ГГГГ видно, что в данном списке указана Рахматуллина М.Н. по категории: «граждане - участники подпрограммы, подлежащие отселению из закрытых военных городков».
По сообщению ФГКЭУ «Вторая Самарская КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ № командиру войсковой части № Рахматуллина М.Н. состояла в списках граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по войсковой части № в ... году, утвержденном командиром этой части по категории II «Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков» в ... году; эти списки были отправлены в порядке подчиненности и внесены в общие списки граждан указанной категории, но в связи с отсутствием лимитов денежных средств сертификаты до ДД.ММ.ГГГГ не были выписаны и в настоящее время не могут быть выданы, т.к. городок Вооруженных Сил РФ в <адрес>а <адрес> открыт.
По сообщению командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение Рахматуллиной М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на ответ начальника Второй Самарской КЭЧ Рахматуллина М.Н. на компьютерном учете не состоит, в списках очередников по войсковой части № не числилась, поэтому оснований для внесения ее в списки желающих получить государственный жилищный сертификат в 2010 г. в войсковой части № нет.
Из сообщения на имя командира войсковой части № начальника ФГКЭУ «Вторая Самарская КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ № № видно, что Рахматуллина М.Н. состояла в списках граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по войсковой части № в ... году, утвержденных командиром в/ч № по категории II «Граждане-участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков» в ... году. Согласно приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на КЭЧ р-на возложена ответственность за проверку документов на первоначальном этапе и выдачу ГЖС на конечном. Ответственность за правильность и своевременное формирование списков лежит на командире войсковой части, председателе жилищной комиссии, которая утверждает и подписывает списки, направленные в установленном порядке по подчиненности. Списки войсковой частью были отправлены по подчиненности в войсковую часть (<адрес>) и в дальнейшем в войсковую часть № (<адрес>), где их внесли в обобщенные списки «граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков». Однако, в связи с тем, что отсутствовали лимиты денежных средств на вышеуказанную категорию граждан-получателей ГЖС, сертификаты до ДД.ММ.ГГГГ не выписаны. По распоряжению Правительства РФ от 27.10.2008 г. № 1563-р «исключить их числа имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных Сил РФ в том числе в <адрес> <адрес> В настоящее время городок по вышеуказанному адресу открыт. Категорию «граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков» на компьютерный учет не ставят, очередность для них соответствует дате подачи рапорта на командира войсковой части. Следовательно Рахматуллина М.Н. на компьютерном учете не состояла, в списке очередников не числилась.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 522, право на получение государственного жилищного сертификата имели признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержится в подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 с последующими изменениями и дополнениями (далее Правила от 21 марта 2006 г. N 153).
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС), которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил от 21 марта 2006 г. N 153 право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Основанием, дающим истице право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи ГЖС, являлось наличие у территории места проживания истицы в п. <адрес> <адрес> статуса закрытого военного городка, т.е. наличие условия, предусмотренного подп. "б" п. 5 указанных Правил.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством и спецификой данных населенных пунктов.
Согласно Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р с изменениями внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2008 г. № 1563-рв подразделе«Оренбургская область» исключена позиция «<адрес>».
Тем самым военный городок номер № местоположением п/о <адрес> исключен из вышеуказанного Перечня закрытых военных городков.
Таким образом в настоящее время военный городок в п/о <адрес> является открытым.
В связи с изменением статуса указанного населенного пункта, исключения его из перечня закрытых военных городков ВС РФ, необходимость в отселении истицы из <адрес> отпала.
При таких обстоятельствах, у истицы отсутствует право на получение субсидии на переселение за счет средств федерального бюджета по подп. "б" п. 5 Правил от 21 марта 2006 г. N 153.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 тех же Правил право на участие в подпрограмме имеют и члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
Однако по данному основанию ни истица, ни её супруг нуждающимися в получении жилого помещения не признавались и на соответствующем учете не состояли, что со стороны истицы не оспаривалось.
Тем самым включение истицы в список (постановка на учет) граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году по войсковой части № по категории граждан подлежащих отселению из закрытых военных городков не может являться основанием для возложения на ответчиков обязанности по обеспечению истицы жилым помещением по договору социального найма как члена семьи умершего военнослужащего.
Из п. 2 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещенияв случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако исковые требования истцом заявлены не об улучшении её как члена семьи умершего военнослужащего жилищных условий, а о получении жилого помещения.
Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции действовавшей как на момент смерти супруга истицы, так и на момент обращения истицы в суд и до утраты силы с 01.01.2011г.) за членами семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке. Право на получение жилых помещений не распространяется на членов семей военнослужащих-граждан, участвовавших в накопительно-ипотечной системе обеспечения военнослужащих.
Таким образом, по смыслу закона за членами семей умерших военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более сохраняется ранее возникшее право на получение жилого помещения.
Иначе вместо глагола «сохраняется» было бы уместно употребление законодателем глагола «предоставляется».
Тем самым право на получение жилого помещения у членов семьи умершего военнослужащего производно от аналогичных прав самого военнослужащего.
По положениям п. 1 статьи 15 того же Федерального закона и в той же редакции военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Истицей не оспаривалось, что её супруг при жизни нуждающимся в жилом помещении не признавался и не подлежал увольнению по вышеуказанным основаниям.
Из материалов дела как указано выше видно, что выслуга Рахматуллина Р.М. на день его исключения из списков личного состава части (в связи со смертью) составляла ... лет, т.е. меньше 20 лет.
При таких обстоятельствах, у Рахматуллина Р.М. на день его смерти отсутствовало право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поэтому такое право как не возникшее и за истицей сохранению не подлежит.
Поскольку истица не была признана в установленном законом порядке нуждающейся в получении жилых помещений по категории «члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы», то оснований для удовлетворения исковых требований истицы не имеется.
Тем самым в удовлетворенииисковых требований Рахматуллиной М.Н. следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Рахматуллиной М.Н. в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту Жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части № ФГКЭУ «Вторая Самарская КЭЧ района», ФГКЭУ № Квартирно-эксплуатационная часть района, Инженерно - техническому Управлению Военно-Воздушных сил РФ (войсковая часть № о праве на получение государственного жилищного сертификата - отказать в полном объеме заявленных исковых требований.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: