о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2011 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием помощника прокурора г.Оренбурга Назмутдиновой Г.С., представителя администрации г.Оренбурга Назаренковой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Оренбурга действующего в интересах г.Оренбурга к Правительству Оренбургской области, Администрации г.Оренбурга о признании незаконным бездействия выразившееся в непостановке на баланс и непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биотермических ям, обязании устранения вышеуказанных нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Оренбурга действующий в интересах г. Оренбурга обратился в суд с иском к Правительству Оренбургской области, Администрации г. Оренбурга о признании незаконным бездействия выразившееся в непостановке на баланс и непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биотермических ям, обязании устранения вышеуказанных нарушений, указав, что в ходе проверок соблюдения требований законодательства о ветеринарии при эксплуатации биотермических ям, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург» прокуратурой города установлено, что на территории села Городище Ленинского района города Оренбурга располагается биотермическая яма (по данным ГУ «Районное управление ветеринарии «Пригородное» № 15), принадлежность которой не установлена. Ветеринарно-санитарная карточка на данный объект в наличии с 2005 г. Биотермическая яма ограждена колючей проволокой, ворота деревянные высотой 1,2 м., яма диаметром 1,5 м., перекрыта 2 железобетонными плитами, стены из красного кирпича, люк железный, замок отсутствует. В нарушение требований Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» и п. 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 1005 от 05.01.96 над ямой отсутствует навес и площадка для вскрытия трупов животных. Также отсутствует помещение для хранения дезсредств и инвентаря

На территории поселка Кушкуль Дзержинского района города Оренбурга располагается биотермическая яма, принадлежность которой не установлена. ГУ «Районное управление ветеринарии «Пригородное» ветеринарно-санитарной карточки на данный объект не имеет. Скотомогильник не огорожен, не имеет траншеи, на территории скотомогильника имеются остатки биологических отходов (кости не в незначительном количестве). Данная биотермическая яма Беккари диаметром 3,0 метра, глубиной 10 м., имеет перекрытие из железобетонных плит, стены из красного кирпича, крышка отсутствует, заполнение ямы на 10%. В нарушение Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» и п. 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 1005 от 05.01.96 над ямой отсутствует навес и площадка для вскрытия трупов животных. Также отсутствует помещение для хранения дезсредств и инвентаря.

Просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непостановке на баланс и непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биотермических ям, расположенных в селе Городище Ленинского района г. Оренбурга и пос. Кушкуль Дзержинского района г. Оренбурга.

Обязать Правительство Оренбургской области поставить на баланс и привести биотермические ямы, расположенные в с.Городище Ленинского района г.Оренбурга и пос.Кушкуль Дзержинского района г. Оренбурга в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, путем установления ограждения, навеса над ямами, оборудования площадок для вскрытия трупов животных и помещений для хранения дезсредств, инвентаря и инструментов.

В судебном заседании помощник прокурора г. Оренбурга Назмутдинова Г.С., действующая на основании удостоверения, уточнила исковые требования, просила признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биотермических ям, расположенных в селе Городище Ленинского района г.Оренбурга и пос.Кушкуль Дзержинского района г. Оренбурга. Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников, расположенных в селе Городище Ленинского района г. Оренбурга и пос. Кушкуль Дзержинского района г. Оренбурга в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора и уничтожения биологических отходов, путем установления ограждения, навеса над ямами, оборудования площадок для вскрытия трупов животных и помещений для хранения дезсредств, инвентаря и инструментов. Признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на устройство и содержание скотомогильников.

В судебном заседании представитель администрации г. Оренбурга Назаренкова Г.С., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявления. Указала, что денежных средств на объект в настоящее время не предусмотрено. В случае их выделения из бюджета строительство ограждения и навеса будет осуществлено.

В судебном заседании действующий по доверенности представитель Правительства Оренбургской области - Лукашвили Т.Э. не явился, в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения заявления. Указал, что вышеуказанные ямы Беккари не могут быть приняты на баланс Правительства Оренбургской области, денежных средств на объект в настоящее время не предусмотрено.

Суд, заслушав помощника прокурора г. Оренбурга, представителя администрации г. Оренбурга, представителя Правительства Оренбургской области, изучив материалы дела, приходит к следующему:

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно Закона РФ «О ветеринарии» ветеринарными мероприятиями следует считать деятельность, направленную на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. К иным мероприятиям относится сжигание трупов павших животных, устройство скотомогильников, изъятие и уничтожение зараженных продуктов и иное.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не предусматривают обращение в муниципальную собственность указанных мест захоронения биологических отходов

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника в с. Городище и п. Кушкуль муниципального образования «город Оренбург» органам" местного самоуправления не передавались.

При этом в соответствии с подпунктами 8 и 11 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к вопросам местного значения поселения. В свою очередь, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенной выше нормой Федерального закона.

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Такая позиция суда подтверждена Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2010 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года.

Судом установлено, что на территории села Городище Ленинского района города Оренбурга располагается биотермическая яма (по данным ГУ «Районное управление ветеринарии «Пригородное» № 15), принадлежность которой не установлена. Ветеринарно-санитарная карточка на данный объект в наличии с 2005 г. Биотермическая яка ограждена колючей проволокой, ворота деревянные высотой 1,2 м., яма диаметром 1,5 м., перекрыта 2 железобетонными плитами, стены из красного кирпича, люк железный, замок отсутствует. В нарушение требований Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» и п. 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 1005 от 05.01.96 над ямой отсутствует навес и площадка для вскрытия трупов животных. Также отсутствует помещение для хранения дезсредств и инвентаря

На территории поселка Кушкуль Дзержинского района города Оренбурга располагается биотермическая яма, принадлежность которой не установлена. ГУ «Районное управление ветеринарии «Пригородное» ветеринарно-санитарной карточки на данный объект не имеет. Скотомогильник не огорожен, не имеет траншеи, на территории скотомогильника имеются остатки биологических отходов (кости не в незначительном количестве). Данная биотермическая яма Беккари диаметром 3,0 метра, глубиной 10 м., имеет перекрытие из железобетонных плит, стены из красного кирпича, крышка отсутствует, заполнение ямы на 10%. В нарушение Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» и п. 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 1005 от 05.01.96 над ямой отсутствует навес и площадка для вскрытия трупов животных. Также отсутствует помещение для хранения дезсредств и инвентаря.

Доводы ответчиком о наличии лиц являющихся пользователями вышеуказанных биотермических ям на каком либо праве, доказательствами не подтверждены.

Требования прокурора г.Оренбурга к администрации г.Оренбурга, суд находит обоснованными, поскольку в силу пп.8 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения.

При наличии на территории муниципального образования не отвечающих требованиям ветеринарного законодательства биотермических ям, администрацией г.Оренбурга не принято каких либо мер направленных на приведение их в соответствие за счет средств субъекта РФ, в том числе путем обращения о включении данных объектов в программу финансирования.

Таким образом, требования прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Оренбурга действующего в защиту прав неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биотермических ям, расположенных в селе Городище Ленинского района г. Оренбурга и пос. Кушкуль Дзержинского района г. Оренбурга.

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенные нарушения путем оборудования скотомогильников, расположенных в селе Городище Ленинского района г. Оренбурга и пос. Кушкуль Дзержинского района г. Оренбурга в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора и уничтожения биологических отходов, путем установления ограждения, навеса над ямами, оборудования площадок для вскрытия трупов животных и помещений для хранения дезсредств, инвентаря и инструментов.

Признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на устройство и содержание скотомогильников.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

...

...