Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург 31 мая 2011 года
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Нуждин А.В.,
при секретаре Щеголеве Н.Н.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Оренбурга Емельяновой М.В.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Болодурина В.С.,
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шеина С.В., действующего на основании доверенности №от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Ленинского района г. Оренбурга на постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга Трофимовой А.М. от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным государственным инспектором Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Рябухой А.С., при осуществлении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ № внеплановой выездной проверки по исполнению требований пунктов 3-4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Управлением ректору ГОУ ВПО «ОГПУ» Болодурину В.С., как лицу, осуществляющему организационно-распорядительные и административно-хозяйственные полномочия ГОУ ВПО «ОГПУ» было выявлено, что требования п. 4 указанного выше предписания не выполнены, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ не произведена полная реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1920-1924 г.г. находился Киргизский Центральный Исполнительный Комитет - первое правительство Казахской ССР» («Дом генерал-губернатора. Главное здание»), расположенного по адресу: <адрес> находящегося в пользовании ГОУ ВПО «ОГПУ».
Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении и.о. ректора ГОУ ВПО «ОГПУ» Болодурина В.С. по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
12.04.2011 года мировому судье поступил протест прокурора Ленинского района г. Оренбурга на постановление от ДД.ММ.ГГГГ.
Из протеста следует, что с указанным постановлением прокурор не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку выводы суда противоречат доказательствам, представленным в деле. Указывает, что предписание, выданное ГОУ ВПО «ОГПУ», об устранении нарушений федерального законодательства об объектах культурного наследия, не обжаловалось, факт его законности мировым судьей не исследовался. В связи с чем выводы суда о том, что бремя содержания здания лежит также на Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, в связи с чем выданное предписание является незаконным, не обоснованны. Кроме того, меры направленные на устранение выявленных нарушений, были предприняты по истечении полутора лет с момента выдачи предписания. Считает доводы о высокой стоимости реставрационных работ несостоятельными, поскольку указанные работы могут быть выполнены иной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия. По мнению прокурора, судом не были исследованы в полном объеме представленные доказательства, в том числе, акт выездной проверки, который не оспаривался должностным лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Просил постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить и вынести новое решение.
Представитель прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга Емельянова М.В. в судебном заседании требования протеста поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Болодурин В.С. и его защитник Шеин С.В. просили в удовлетворении протеста прокурора отказать, считают, что постановление мировым судьей вынесено законно и обоснованно. Со стороны университета приняты необходимые меры для исполнения предписания, проводится текущий ремонт здания на выделенные бюджетные средства, направляются письма в министерства с просьбами о выделении денежных средств на реставрацию здания.
Представитель Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Ходатайств об отложении дела в суд не поступало.
Выслушав доводы старшего помощника прокурора Емельяновой М.В., Болодурина В.С. и его защитника Шеина С.В., изучив дело об административном правонарушении, суд считает необходимым рассмотреть протес прокурора по существу, поскольку в судебном заседании прокурор не участвовал, копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ поступила в прокуратуру Ленинского района г. Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ, а протес подан ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении протеста прокурора по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства.
Законность предписания предполагает, что, предписание должно быть выдано в установленном законом порядке, не ущемляющим права поднадзорных субъектов.
При таких обстоятельствах мировым судьей проверялась законность выданного предписания в соответствии с требованиями административного законодательства, а доводы прокурора в этой части являются необоснованными.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ)
В соответствии с предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, собственнику объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1920-1924 г.г. находился Киргизский Центральный Исполнительный Комитет - первое правительство Казахской ССР» («Дом генерал-губернатора. Главное здание»), который содержит объект ненадлежащим образом, что угрожает сохранности данного объекта и может повлечь утрату им своего значения, предписывалось, в том числе п. 4 - произвести полную реставрацию объекта культурного наследия в срок до 31.12.2010 года.
Как видно из Устава ГОУ ВПО «ОГПУ», Оренбургский государственный педагогический университет - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Федерального подчинения. Учредителем университета является Правительство РФ.
Согласно копии приказа Федерального агентства по образованию (Рособразование) от ДД.ММ.ГГГГ на Болодурина В.С. с ДД.ММ.ГГГГ возложено исполнение обязанностей ректора ГОУ ВПО «ОГПУ».
В силу ст. 40 п. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
По ст. 43 названного Федерального Закона, реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 48 ч. 3 названного Федерального Закона, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Согласно свидетельства о государственной регистрации УФРС по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, учебное здание по <адрес>, назначение - нежилое, общей площадью ... кв.м. является собственностью Российской Федерации (л.д.101).
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориальное управление по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ГОУ ВПО «ОГПУ» передана часть домовладения по <адрес>, общей площадью ... кв.м. являющегося государственной собственностью Российской Федерации, в безвозмездное пользование на условиях согласно договору ( л.д.53).
Из договора безвозмездного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) по Оренбургской области - «ссудодатель» и ГОУ ВПО «ОГПУ» - «ссудополучатель» следует, что «ссудодатель» передал «ссудополучателю» в безвозмездное пользование на условиях согласно договору част домовладения, заключающегося в строении литер АА1, общей площадью 2308,30 кв.м., расположенном по адресу6 <адрес>, являющегося государственной собственностью Российской Федерации, а «ссудополучатель» по окончании действия договора обязан вернуть имущество в том состоянии, в каком он получил его с учетом нормального износа (л.д.102- 104).
В п. 3.3.2 договора указано, что в отношении передаваемого имущества «ссудополучатель» обязуется осуществлять все те необходимые меры по его сохранению, использованию по назначению и восстановлению, какие бы осуществлял собственник в соответствии с Гражданским кодексом.
Вместе с тем, по п. 3.1.2 названного договора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) по Оренбургской области обязуется участвовать в порядке, согласованном с ГОУ ВПО «ОГПУ», в создании необходимых условий для эффективного использования имущества, и поддержания их в надлежащем состоянии.
Таким образом, и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) по Оренбургской области, и ГОУ ВПО «ОГПУ» обязаны нести бремя содержания объекта культурного наследия - поддерживать в надлежащем состоянии, восстанавливать, в т.ч. в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия, производить научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, что само себе не противоречит нормам Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В связи с чем, выводы мирового судьи о незаконности предписания, которое должно быть направлено также Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) по Оренбургской области, являются обоснованными.
Как видно из представленных материалов дела со стороны ГОУ ВПО «ОГПУ» принимались меры к исполнению предписания, что подтверждается:
- письмом и.о. ректора ГОУ ВПО «ОГПУ» Болодурина В.С., направленным в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что ректорат «ОГПУ» просит в связи с выданным предписанием и отсутствием у университета значительных финансовых средств, изыскать возможность по совместному софинансированию работ по всестороннему инженерному обследованию и разработке проекта реставрации объекта культурного наследия федерального назначения «Дом, в котором в 1920-1924 г.г. находился Киргизский Центральный Исполнительный Комитет - первое правительство Казахской ССР» («Дом генерал-губернатора. Главное здание»), расположенного по адресу: <адрес> (л.д.67);
- письмом руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области ФИО9, адресованного министру культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области и и.о. ректору ГОУ ВПО «ОГПУ» Болодурину В.С. от ДД.ММ.ГГГГ №, где отмечено, что «руководствуясь требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и учитывая участие Министерства культуры общественных и внешних связей Оренбургской области в федеральной целевой программе «Культура России 2006-2011 годы», предлагаю рассмотреть возможность положительного решения по существу поставленного вопроса» (л.д.68);
- ответом заместителя министра культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области ФИО10, указывающего, что мониторинг проектов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках ФЦП «Культура России (2006-2011 годы» на 2011 год завершен 01 сентября текущего года. После указанного срока проведения мониторинга предложения не принимаются и регистрации не подлежат. В последующем объект культурного наследия федерального значения, расположенный по адресу: <адрес> будет учтен при формировании заявок в ФЦП (л.д.69);
- письмом и.о. ректора ГОУ ВПО «ОГПУ» Болодурина В.С., направленным в Министерство образования и науки РФ ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что ректорат «ОГПУ» просит в связи с выданным предписанием и отсутствием у университета значительных финансовых средств, рассмотреть вопрос о дополнительном выделении средств в 2011 -2012 г.г. в сумме 5,4 млн. руб. для проведения работ по всестороннему инженерному обследованию и разработке проекта реставрации объекта культурного наследия федерального назначения «Дом, в котором в 1920-1924 г.г. находился Киргизский Центральный Исполнительный Комитет - первое правительство Казахской ССР» («Дом генерал-губернатора. Главное здание»), расположенного по адресу: <адрес> (л.д.70).
Предписание № было вынесено ДД.ММ.ГГГГ. На эту дату бюджетная смета университета на 2009 год была уже утверждена Федеральным агентством по образованию (ФАО) ДД.ММ.ГГГГ с суммой расходов по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» - ... рублей. После утверждения данной сметы увеличение ее суммы ФАО не разрешило.
Кроме того, на указанную дату был сформирован и отправлен в Федеральное агентство по образованию проект бюджетной сметы университета на 2010 г., т.к. обязанность предоставлять проект сметы в срок до ДД.ММ.ГГГГ указана в письме Федерального агентства по образованию от ДД.ММ.ГГГГ № (сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) с суммой расходов по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» - ... рублей, которая была утверждена ФАО ДД.ММ.ГГГГ с этой же суммой расходов по коду 225, и увеличить ее университету не разрешили, т.к. данный вопрос решает ФАО.
Из вышесказанного следует, что на момент вынесения предписания № бюджетная смета университета на 2009 год была уже утверждена и увеличение ее суммы не разрешили, а проект бюджетной сметы университета на 2010 год так же уже был сформирован и направлен в ФАО, и увеличить данную смету университету также не санкционировали.
При таких обстоятельствах у университета не было достаточных финансовых средств, чтобы выполнить требования п. 4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ о полной реставрации объекта культурного наследия - здания по адресу: <адрес>.
Согласно п. 6 «Примечания» к Охранному обязательству № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между университетом и Министерством культуры Оренбургской области по которому, ГОУ ВПО «ОГПУ», ремонтно-реставрационные работы должны выполняться в сроки, установленные графиком производства работ в соответствии с Актом технического состояния памятника истории и культуры № от ДД.ММ.ГГГГ и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории, согласно которому сроки выполнения реставрации и приспособления объекта в соответствии с проектом реставрации установлены 2011 -2013 г.г.
Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по <адрес> предоставило срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что данный срок нарушает, установленные сроки реставрации памятника Охранным обязательством № от ДД.ММ.ГГГГ, актом технического состояния памятника истории и культуры № от ДД.ММ.ГГГГ и планом работ по памятнику и благоустройству его территории, а также объем предписания, значительные финансовые средства, мировой судья верно пришел к выводу о незаконности названного выше предписания и в этой части.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, выводы мирового судьи, согласно которым не установлено неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и.о. ректора ГОУ ВПО «ОГПУ» Болодуриным В.С., сделаны на основе действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об оставлении постановления мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга Трофимовой А.М. от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а протеста прокурора Ленинского района г. Оренбурга - без удовлетворения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, судом не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Протест прокурора Ленинского района г. Оренбурга на постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга Трофимовой А.М. от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения, а указанное постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга Трофимовой А.М. от ДД.ММ.ГГГГ - без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно со дня провозглашения.
Судья: подпись А.В. Нуждин
Копия верна
Судья:
Секретарь: