Р Е Ш Е Н И Е г. Оренбург 27 июня 2011 года Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Донцова Ю.И., с участием: - представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - специалиста-эксперта отдела контроля государственного заказа Ярыгиной Е.А., при секретаре Ельчаниновой Н.М., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Альмагамбетова А.Т. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по делу № 08-13-58/2011 от 06.04.2011 г., У С Т А Н О В И Л: 06 апреля 2011 года заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее Оренбургское УФАС России) ФИО1 вынес постановление, которым директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 5 города Орска» Альмагамбетов А.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Не согласившись с вынесенным постановлением Альмагамбетов А.Т. подал жалобу, в которой просил отменить постановление заместителя руководителя Оренбургского УФАС России ФИО1 по делу № 08-13-58/2011 от 06.04.2011 г., и производство по делу прекратить. При этом указал, что в июне 2010г. Управлению образования администрации г.Орска (далее УО г.Орска) осуществляющему полномочия учредителя муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Орска» (далее - «СОШ № 5») ... (далее - ...) было выдано заключение по техническому обследованию межэтажных перекрытий здания «СОШ № 5» (далее - Заключение), которым было установлено что межэтажные перекрытия находятся в аварийном состоянии и нахождение в «СОШ № 5» учащихся и персонала школы создает реальную опасность обрушения перекрытий и как следствие возможную гибель людей. То же самое подтверждается фотоснимками вышеуказанного Заключения. ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем главы города Орска ФИО3 была собрана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации г.Орска (далее - Комиссия). В результате обследования здания «СОШ № 5» Комиссией от 28.07.2010г. было принято решение, оформленное соответствующим протоколом от 28.07.2010г., в срочном порядке закрыть здание «СОШ № 5» и принять меры, обеспечивающие безопасность персонала и учащихся школы. 04.08.2010г. временно исполняющему полномочия главы города Орска ФИО2 УО г.Орска было направлено письмо за № «О согласовании размещения заказа у единственного поставщика», тем самым, как раз им были соблюдены требования, предусмотренные п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ (далее Закон). Кроме того, в п. 6 ч. 2 ст. 55 вышеуказанного Закона не указаны какие либо сроки, в связи с чем, можно сделать вывод, что толкование данной нормы имеет исключительно субъективную оценку со стороны заместителя УФАС по Оренбургской области ФИО1. В период проведения вышеуказанных мероприятий в срочном порядке, им как должностным лицом, после согласования с временно исполняющим обязанности главы города Орска ФИО2, было принято решение о заключении муниципального контракта № на выполнение работ по замене перекрытий здания школы между «СОШ № 5» и ... Решение о проведении ремонтных работ в «СОШ № 5» было принято им при обстоятельствах крайней необходимости, предусмотренных ст. 2.7. КоАП РФ, поскольку промедление в принятии подобного рода решения могло повлечь более значительные последствия негативного характера нежели причиненные, а именно срыв образовательного процесса в «СОШ № 5» при проведении ремонтных работ во время начала нового 2010-2011 учебного года, возможную гибель или причинение вреда здоровью персоналу и (или) учащимся «СОШ № 5», поскольку промедление по проведению ремонтных работ могло привести к обрушению межэтажных перекрытий школы во время проведения ремонтных работ в период начала нового учебного года. Яркий пример проведения ремонтных работ во время начала учебного года - трагедия произошедшая в районном центре Беляевского района Оренбургской области приведшей к гибели пятерых учениц беляевской школы. Свои действия оценивает как действия предупреждающие возникновение чрезвычайной ситуации. Часть 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» раскрывает понятие чрезвычайной ситуации и предупреждение чрезвычайной ситуации: «Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.» В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ: «Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при действии лица в состоянии крайней необходимости». Полагает, что УФАС по Оренбургской области отнеслось формально к рассмотрению возбужденного в отношении него административного дела и не исследовало всех его обстоятельств, в связи с чем, выводы, сделанные заместителем руководителя УФАС по Оренбургской области являются необоснованными, незаконными и неправомерными. В связи с чем, у него есть все основания полагать о формальном подходе УФАС к исследованию данного дела. В соответствии с нормами действующего законодательства заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО1, как и другие должностные лица, не наделен правом самостоятельного определения порядка проведения расследования и порядка привлечения к административной ответственности, по делам об административных правонарушениях. Считает доказанным, что его действия необходимо квалифицировать как действия совершенные в пределах крайней необходимости, в связи с чем, постановление Оренбургского УФАС по Оренбургской области от 06.04.2011г. по делу № 08-13-58/2011 на основании которого он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 считает незаконным, необоснованным и неправомерным. Других доказательств его вины в материалах дела нет, сам он свою вину не признает, поскольку часть 2 статьи 7.29 КоАП РФ он не нарушал. Одновременно заявителем было подано заявление о восстановлении процессуального срока на обжалование вышеуказанного постановления, который был пропущен в связи с тем, что первоначально жалобы была подана в срок, но не была подписана заявителем и возвращена ему судом. Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Альмагамбетов А.Т., надлежаще извещенный о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явился. Представитель Оренбургского УФАС России Ярыгина Е.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении жалобы Альмагамбетова А.Т. отказать. Считает, что постановление от 06.04.2011 года вынесено законно и обоснованно. Суд, изучив заявление, выслушав доводы участников процесса, и исследовав административное дело №08-13-58/2011, пришел к выводу о том, что указанная заявителем причина пропуска срока на обжалование постановления является уважительной, пропущенный срок подлежит восстановлению, однако жалоба заявителя удовлетворению не подлежит. Судом установлено, что 24.03.2011 в Оренбургское УФАС России в порядке статьи 23.66 КоАП РФ поступил административный материал в отношении директора МОУ СОШ №5 г.Орска Альмагамбетова А.Т.. Постановлением и.о. прокурора Ленинского района г.Орска от 18.03.2011 в отношении Альмагамбетова А.Т. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ. Из указанного постановления следует, что 27.10.2010 директором МОУ СОШ №5 г.Орска Альмагамбетовым А.Т. и ... заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по замене перекрытий в МОУ СОШ №5 г.Орска, на сумму ... рублей, с нарушением положений части 1 и части 2 статьи 10 и пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Управления образования администрации г.Орска Альмагамбетов А.Т. переведен на должность директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5». Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о размещении заказов) - устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов, под размещением заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным выше законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов, размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Согласно части 2 статьи 10 Закона о размещении заказов, во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Закона о размещении заказов, под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Согласно пункту 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) непреодолимой силой являются чрезвычайные непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Из административного дела следует, что 27.10.2010 МОУ СОШ №5 г.Орска, в лице директора Альмагамбетова А.Т., заключен муниципальный контракт № с ... на выполнение работ для муниципальных нужд, на основании п.6 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов и решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №. Аварийное состояние здания МОУ СОШ №5 г.Орска установлено специалистами ... В письме данной организации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что в ходе технического обследования строительных конструкций здания шкоды №5 г.Орска выявлено ее ограниченно работоспособное состояние, отдельные строительные (несущие) конструкции находятся в аварийном состоянии (перекрытия, кровельные покрытия, ограждения конструкций), в связи с чем рекомендовано в каникулярный период 2010 года выполнить капитальный ремонт поврежденных конструкций, иначе учебный процесс 2010-2011 г. необходимо будет остановить. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принято решение о необходимости принятия мер по закрытию здания школы №5 г.Орска для выполнения соответствующих ремонтных работ, по ограждению аварийно-опасных участков и обеспечению безопасности персонала и учащихся образовательного учреждения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением образования администрации г.Орска заявлено о согласовании размещения заказа на выполнение ремонтных работ для устранения аварийной ситуации в образовательных учреждениях у единственного поставщика с временно исполняющим полномочия главы города Орска ФИО2. Муниципальный контракт с единственным подрядчиком ... на выполнение работ по замене перекрытий в МОУ СОШ №5 был заключен 27.10.2010, то есть по истечении более четырех месяцев после обнаружения аварийной ситуации. Данный срок позволял заказчику разместить заказ в установленном законом порядке. Суд также приходит к выводу, что в этой связи у заказчика не имелось достаточных оснований для заключения контракта с единственным исполнителем на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. Согласно ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Суд соглашается с выводами административного органа о том, что совокупность установленных обстоятельств и подтверждающие их документы не позволяют сделать вывод о наличии чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с аварийным состоянием перекрытий в здании МОУ СОШ №5 г.Орска и достаточных оснований, позволяющих заказчику МОУ СОШ №5 г.Орска разместить заказ на выполнение работ у единственного поставщика в силу пункта 6 части 2 статьи, 55 Закона о размещении заказов, судом не установлено. При рассмотрении дела были учтены все обстоятельства дела, в связи с чем, заместитель начальника Оренбургского УФАС России правильно пришел к выводу о том, что в действиях Альмагамбетова А.Т. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. Существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к отмене постановления от 06.04.2011 года, судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность, в отношении Альмагамбетова А.Т. судом не установлено. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым постановление заместителя руководителя Оренбургского УФАС России ФИО1 по делу №08-13-58/2011 от 06.04.2011 года оставить без изменения, а жалобу Альмагамбетова А.Т. - без удовлетворения. На основании изложенного и в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л: Жалобу Альмагамбетова А.Т. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по делу № 08-13-58/2011 от 06.04.2011 г., оставить без удовлетворения. Постановление по делу об административном правонарушении №08-13-58/2011, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО1 06.04.2011 года - оставить без изменения. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня вручения или получения копии постановления. Судья Донцова Ю.И.