2-3552-10 ГУ Министерства юстиции РФ по НСО к Ассоциации предпринимателей Сибири о ликвидации



Дело № 2-3552/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2010 года г. Новосибирск

Ленинский районный суд г. Новосибирска

в лице судьи Калинина А.В.,

при секретаре судебного заседания Головачёвой Н.В.,

с участием представителя ответчика Лисовской Н.Н..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ Министерства юстиции РФ по НСО к Ассоциации предпринимателей Сибири о ликвидации юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с указанным иском.

Иск мотивирован тем, что ответчик, зарегистрированный в установленном порядке 23.12.2002, за период 2006-2008 года не информирует истца о продолжении своей деятельности. В связи с чем, 31.03.2009 вынесено предупреждение об устранении организацией имеющихся нарушений до 27.05.2009, которое осталось без ответа.

Кроме того, по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу не находится.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что вся отчетность о деятельности организации ими сдана и оснований для ликвидации организации нет.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Ассоциация предпринимателей Сибири зарегистрирована в качестве юридического лица 23.12.2002 по адресу: ..., ..., в связи с чем, государственным регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения. При этом, в Уставе организации указано, что она создана в результате её учреждения на основе Федерального Закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» по решению учредителей путем объединения юридических лиц - коммерческих организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Согласно статье 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основанием для ликвидации общественного объединения является неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Основанием заявленного требования истцом указано то, что ответчик данной обязанности не выполнил.

При этом истцом представлены письменные доказательства: устав, предупреждение, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, протокол общего собрания учредителей.

В подтверждение отправки в адрес ответчика предупреждения о последствиях непредставления установленных законом сведений истцом представлены копии почтовых отправлений в адрес ответчика с отметками о из возврате - что не позволяет сделать вывод о надлежащем уведомлении ответчика об указанном предупреждении.

Ответчиком представлены доказательства выполнения указанных требований в части предоставления истцу указанных документов после предъявления иска в суд.

При указанных обстоятельствах нельзя утверждать о том, что ответчик неоднократно и грубо на протяжении длительного периода времени нарушал требования федерального законодательства об общественных объединениях, и что данные нарушения носят неустранимый характер и являются основанием для его ликвидации.

Руководствуясь статьями 197-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ГУ Министерства юстиции РФ по НСО к Ассоциации предпринимателей Сибири о ликвидации юридического лица отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 30 июня 2010 года.

Судья (подпись).

Копия верна. Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-3552/2010 Ленинского районного суда г. Новосибирска.

Судья А.В. Калинин

Секретарь Н.В. Смышляева