2-2063-10 решение по гр.делу о расторжении договора об инвестиционной деятельности



Дело № 2-2063/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2010 года г. Новосибирск

Ленинский районный суд г. Новосибирска

в лице судьи Калинина А.В.,

при секретаре судебного заседания Феско Ю.И.,

с участием представителей истца Морозова А.В., Бессоновой А.В.,

представителя ответчика Чащина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганжа Светланы Васильевны к ООО «СУМет» о расторжении договора об инвестиционной деятельности и возмещении морального и материального ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Ганжа С.В. обратилась в суд с иском к ООО «СУМет» о расторжении договора об инвестиционной деятельности и возмещении морального и материального ущерба.

Просила расторгнуть договор № 6 об инвестиционной деятельности от 30 июня 2005 года, заключенный между ней и ответчиком, а также дополнительное соглашение от 02 июня 2008 года, взыскать с ответчика ООО «СУМет» в свою пользу стоимость инвестиционного вклада 521 500 рублей, неустойку 521 500 рублей (размер неустойки, рассчитанной по требованиям закона, превышает размер паевого вклада и снижен согласно закона до размеров инвестиционного взноса), неустойку за невыполнение отдельных требований потребителя в размере 2 346 750 рублей, а всего 3 389 750 рублей. Просила взыскать с ответчика моральный ущерб, связанный с нарушением прав потребителя в размере 50000 рублей.

Заявленные требования обосновала тем, что 30 июня 2005 года ею был заключен с ответчиком договор об инвестиционной деятельности, согласно которому ответчик обязывался передать по окончанию строительства в 2007 году однокомнатную квартиру .... в первом подъезде 3 этажа дома в комплексе жилых домов на пересечении ... и ... г. Новосибирска. Размер инвестиционного вклада по говору составляет 521 500 рублей, срок исполнения договора 4 квартал 2007 года (исполнение обязательства с января 2008 года). Согласно п. 5.4 данного договора, инвестор вправе расторгнуть дoговop в одностороннем порядке в случае просрочки обществом исполнения своих обязательств по передаче квартиры инвестору на срок более 2-х месяцев от указанного срока в пункте 1.2. договора - 4 квартал 2007 года. Ею условия инвестиционного договора исполнены - произведена полная оплата инвестиционного вклада, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 16 от 30 июня 2005 года.

Ответчик своих обязательств по инвестиционному договору не исполнил, квартиру не передал. 02 июня 2008 года между ней и ответчиком было заключено дополнительное соглашение о выплате ежемесячно компенсации за неисполнение договора в сумме 95000 рублей в период с 01 мая 2008 года по 01 апреля 2009 года, однако и данные денежные суммы не выплачены. Заключая дополнительное соглашение она полагала, что 01 апреля 2009 года строительство будет окончено, однако ответчик данным соглашением исключил фактически свою ответственность за неисполнение договора в следующем. Фактически оформил под видом соглашения о выплате компенсации её отказ от законных прав и мер ответственности за неисполнение договора, что недопустимо. В соглашении речь идет именно о компенсации, но что компенсируется непонятно. В силу расторжения основного договора в связи с неисполнением его условий в полном объеме, дополнительное соглашение так же подлежит расторжению, поскольку может существовать лишь в пределах действия основного договора.

При обращении к ответчику 17 декабря 2009 года с претензией и требованием выплаты ей стоимости инвестиционного вклада в размере 521550 рублей, платежей за неисполнение договора в соответствии с дополнительным соглашением от 02 июня 2008 года в размере 95000 рублей, а всего 626 050 рублей, а также возмещение морального вреда в размере 50 000 рублей, а всего 676 050 рублей, ответчик указанное требование не выполнил.

В настоящее время размер неустойки она исчисляет по правилам, установленный п.5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» - 3% от цены работ (521500 рублей) за каждый день просрочки составляет 15 645 рублей. Всего дней просрочки 26 месяцев или 780 дней (26 месяцев множить на 30 дней = 780 дней). Размер законной неустойки равен 12 203 100 рублей, где 15645 рублей умножить на 780 дней. Однако общий размер неустойки не может превышать размер инвестиционного пая в сумме 521 500 рублей.

Ответчиком представлен письменный отзыв, в котором указано, что ответчик не отрицает факт неисполнения обязательств по договору, просит суд о снижении заявленной суммы неустойки, с учетом сложной обстановки, сложившейся на строительном рынке, в связи с чем, у ответчика нет возможности достроить и сдать объект, и тем более выплачивать неустойку. Просил снизить неустойку до 50 000 рублей.

В судебном заседании представители истца и ответчика свои доводы иска и возражений на него поддержали.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что 30 июня 2005 года между истцом и ответчиком был заключен договор об инвестиционной деятельности, согласно которому ответчик обязывался передать истцу по окончанию строительства в срок 4 квартал 2007 года однокомнатную квартиру .... в первом подъезде 3 этажа дома в комплексе жилых домов на пересечении ..., ... г. Новосибирска. Размер инвестиционного вклада по договору истцом полностью выплачен в сумме 521500 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному - кассовому ордеру № 16 от 30 июня 2005 года.

Согласно п. 5.4 договора, инвестор вправе расторгнуть дoговop в одностороннем порядке в случае просрочки исполнения обязательств по передаче квартиры на срок более 2-х месяцев от указанного срока - 4 квартал 2007 года.

Поскольку ответчик своих обязательств по инвестиционному договору не исполнил в указанный срок, то 02 июня 2008 года сторонами было заключено дополнительное соглашение о выплате ежемесячно компенсации за неисполнение договора в сумме 95000 рублей в период с 01 мая 2008 года по 01 апреля 2009 года, которое так же не исполнено, квартира до настоящего времени истцу не передана.

В силу положений ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно статье 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Ответчик не оспаривает требование о расторжении инвестиционного договора и о взыскании суммы инвестиционного взноса, что позволяет суду признать указанные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требование о взыскании неустойки подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Истцом заявлены требования о взыскании неустоек в размере 521 500 руб. и 2 346 750 руб., при этом её расчет произведён на основании Закона РФ «О защите прав потребителей».

Согласно статьи 28 Закона о защите прав потребителей, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Истцом сразу предъявлено требование о возвращении инвестиционного взноса в связи с расторжением договора - следовательно требование о взыскании неустойки по ст. 28 Закона о защите прав потребителей не соответствует указанной норме, поскольку неустойка взыскивается только при замене иного требования требованием о расторжении договора за весь период с момента предъявления первоначального требования и последующего требования о расторжении договора.

Согласно статье 31 указанного Закона, требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона (в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа; сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать общую цену заказа).

Кроме того, в силу части 9 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве, к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей только в части, не урегулированной данным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.

На момент исполнения обязательств 1 января 2008 года ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляла 10% (Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У).

Срок неисполнения обязательств на 17 мая 2010 года (дата указана истцом) составляет два года четыре месяца, следовательно, неустойка составляет 262836 руб. = (521 500 рублей/100х0,06%х840).

Ответчиком было заявлено ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым её применить в связи с явной несоразмерностью заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком по следующим основаниям.

Так, согласно указанной статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

То есть, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Возложение законодателем на суды общей юрисдикции решение вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств вытекает из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года).

Вышеизложенная правовая позиция определена Конституционным судом РФ (Определения КС РФ от 22.01.2004 г. № 13-О, от 10.01.2002 г. № 11-О, от 21.12. 2000 г. № 263-О).

Поскольку неустойка в соответствии с законом составила 262 836 руб., то суд, руководствуясь статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, находит заявленную сумму не соразмерной последствиям нарушения обязательства и уменьшает её до 100 000 рублей.

Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 части 2 статьи 1101 ГК РФ).

Кроме того, при определении размера компенсации морального вреда, применяя принцип разумности и справедливости, необходимо также учитывать имущественное положение причинителя вреда, его возможности для выплаты компенсации.

С учётом всех изложенных обстоятельств, учитывая обстоятельства причинения вреда, степень вреда, суд полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Также в силу положений ч.1 ст. 103 ГПК РФ, 61.1., 61.2. Бюджетного кодекса РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент предъявления иска) суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета расходы по государственной пошлине в размере 9915 руб. пропорционально размеру удовлетворенных требований истца, так как последняя освобождена от её уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ганжа С.В. удовлетворить частично.

Расторгнуть договор об инвестиционной деятельности № 6 от 30.06.2005, дополнительное соглашение к нему от 02.06.2008, заключенные между Ганжа С.В. и ООО «СУМет».

Взыскать с ООО «СУМет» в пользу Ганжа Светланы Васильевны 651 500 (шестьсот пятьдесят одну тысячу пятьсот) рублей, отказав в остальной части заявленных требований.

Взыскать с ООО «СУМет» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 9915 (девять тысяч девятьсот пятнадцать) руб.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 9 августа 2010 года.

Судья (подпись).

Копия верна. Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-2063/2010 Ленинского районного суда г.Новосибирска.

Судья: А.В. Калинин

Секретарь: Ю.И. Феско