копия
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2010 годагород Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска в лице судьи Вороновой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Ивановой М.К.,
с участием истицы Антоновой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой Т.Г. к мэрии г. Новосибирска о признании права собственности на самовольные строения,
у с т а н о в и л:
Антонова Т.Г. обратилась в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, в котором просила признать право собственности на самовольно возведенные строения: жилой дом (литеры А, а), каркасно-засыпной, площадью 20,3 кв.м., 1970 г. постройки, и служебные строения (литеры Г, Г1), расположенные по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истица указала на следующие обстоятельства. С 1970 г. Антонова Т.Г. проживает в жилом <адрес>, который является самовольной постройкой, поскольку необходимые разрешительные документы на строительство жилого дома получены не были. Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска письмом от 02.06.2010 г. сообщил, что в случае предоставления свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом, будет обеспечена постановка земельного участка на кадастровый учет и решен вопрос о предоставлении данного земельного участка в собственность. Жилой дом соответствует требованиям санитарных правил и пожарной безопасности, состояние жилого дома работоспособное, угрозы жизни и здоровью людей здание не представляет, пригодно к эксплуатации по назначению, то есть для проживания. Таким образом, самовольно возведенная постройка права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, угрозы для жизни и здоровья граждан не создает. Истица просит принять также во внимание давность постройки, длительность владения спорным объектом недвижимости и то обстоятельство, что жилой дом является единственным местом проживания.
В судебном заседании истица Антонова Т.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором решение вопроса о признании права собственности на жилой дом оставил на усмотрение суда, в удовлетворении требований о признании права собственности на служебные строения (литеры Г, Г1) просил отказать.
Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения истицы, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В 1970 г. на земельном участке по адресу: <адрес>, возведены, согласно техническому паспорту, составленному Новосибирским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 13.01.2010г., жилой дом (литер А), холодный пристрой (литер а), служебные строения (литеры Г, Г1).
Спорный объект находится в «Зоне делового, общественного и коммерческого назначения (кодовое обозначение (ОД-1))», в которой условно разрешено возводить индивидуальные жилые дома.
В соответствии с частью 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 01.09.2006 года, право собственности на самовольную постройку могло быть признано судом за лицом, осуществившем постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
В соответствии с заключением ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за 2010 год, жилой дом по <адрес> соответствует противопожарным нормам и правилам, СНиП 31-0202001 «Дома жилые одноквартирные», СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и конденционирование», ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; на момент обследования строительные конструкции объекта находятся в работоспособном состоянии; строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан, пригодно для использования в качестве жилого дома.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что самовольно возведенная постройка права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, угрозы жизни и здоровью граждан не создает.
Довод представителя ответчика о том, что земельный участок, занятый самовольной постройкой, как объект права отсутствует (не установлены границы, не определена площадь, не осуществлен государственный кадастровый учет) - не может служить основанием для отказа в признании прав на жилой дом, так как в настоящее время законодатель позволяет признавать права и на те участки, которые еще не стоят на учете и границы которых точно не определены (Федеральный закон от 23.11.2007 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки»).
Начиная с 1970 года, права лиц, владеющих жилым домом по <адрес>, на земельный участок, в том числе со стороны собственника, не оспаривались. Не оспаривает этого права при разрешении настоящего спора и представитель мэрииг. Новосибирска, оставляя решение вопроса о правах на самовольную постройку на усмотрение суда.
На основании изложенного, принимая во внимание давность владения постройкой, отсутствие правопритязаний со стороны третьих лиц, наличие оформленного землепользования собственниками соседних жилых домов, суд находит возможным исковые требования в части требования о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.
При этом, требования о признании права собственности на служебные строения удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
К недвижимым вещам, согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Истицей не представлены доказательства того, что служебные строения (литеры Г, Г1) являются объектами недвижимости. Правовые основания для признания права собственности на них отсутствуют.
В соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования не требуется.
В силу п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности но новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Таким образом, право собственности истицы на служебные строения возникает в силу закона.
Руководствуясь нормами материального права, статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Антоновой Т.Г. удовлетворить частично.
Признать за Антоновой Т.Г. право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья (подпись)
Копия верна. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела№ 2-6569/2010 Ленинского районного суда г. Новосибирска.
СудьяН.И. Воронова
СекретарьМ.К. Иванова