2-117-2011 Архипов Н.Г. - администрация Ленинского р-на



Гражданское дело № 2-117\2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 годаг. Новосибирск

Ленинский районный суд г. Новосибирска в лице судьи Вороновой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Новожиловой Е.Н.,

с участием представителя администрации Ленинского районаг. Новосибирска – Садковской Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архипова Н.Г. к администрации Ленинского района города Новосибирска о признании незаконным отказа включить в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жилым помещением, понуждении обеспечить жилым помещением,

у с т а н о в и л:

Архипов Н.Г. обратился в суд с требованием признать незаконным отказ администрации Ленинского района г. Новосибирска включить его, как ветерана Великой Отечественной войны в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий; признать за ним право на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны; обязать администрацию Ленинского района обеспечить его жилым помещением.

В обоснование заявленных требований Архипов Н.Г. указал, что является ветераном Великой Отечественной войны, в связи с чем, 03.03.2010 г. обратился в администрацию Ленинского района с заявлением о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако получил отказ, с которым не согласен. Архипов Н.Г. проживает на правах члена семьи в частном доме без удобств, общей площадью 129 кв.м., из которых 43, 4 кв.м. приходится на подвал, в доме кроме него проживают еще 4 человека. В соответствии с Законом «О ветеранах» производится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом размер общей площади жилья составляет 36 кв.м.

В судебное заседание Архипов Н.Г. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель истца Пянзина О.В. в судебное заседание 08.02.2011 г. не явилась, ранее в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержала, дополнительно пояснив, что Архипов Н.Г. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жильем составляет менее учетной нормы; кроме того, имеется дополнительное основание – непригодность жилья для проживания. Пригодность для проживания граждан предполагает соответствие помещения установленным санитарным и техническим правилам. Высота комнат должна быть не менее 2, 7 м, в доме Архипова Н.Г. высота составляет 2, 57 м; кроме того не допускается размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах. Согласно экспертному заключению ООО «СЭП» жилой дом является объектом незавершенного строительства, для признания его пригодным для проживания, необходимо ввести его в эксплуатацию, для чего необходимо выполнить мероприятия, указанные в заключении.

Представитель администрации Ленинского района города Новосибирска возражал против удовлетворения заявленных требований.

В письменном отзыве представитель указал, что пунктом 1 Указа «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 президент постановил «считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону… «О ветеранах». Указ Президента РФ не содержит основания и порядок предоставления жилья ветеранам ВОВ, а является отсылочной нормой, поскольку указывает, что жильем будут обеспечиваться те ветераны ВОВ, которые имеют такое право в соответствии с законом «О ветеранах». В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона «О ветеранах» социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется инвалидам Великой Отечественной Войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Закона. Инвалиды Великой Отечественной Войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Согласно пункту 2 части 3 статьи 23.2 Закона «О ветеранах», объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной Войны исходя из лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральными органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Пункт 4.1 раздела 4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска 28.09.2005 г., определяет, что учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Соответственно, существующая обеспеченность Архипова Н.Г. превышает учетную норму на 13, 8 кв.м. на члена семьи. Кроме того, дом по ул. Плахотного, 85 до 01.10.2009 г. принадлежал на праве собственности Архипову Н.Г. и был им подарен дочери Шовгеновой О.Н.

В судебном заседании представитель администрации Ленинского района г. Новосибирска Садковская Н.А. также возражала против удовлетворения требований Архипова Н.Г., дополнительно указав, в связи с уточнением оснований требований, что Архипов Н.Г. обращался в администрацию ссылаясь только на необеспеченность жилья по установленной норме, о непригодности его жилья для проживания не упоминалось; признание помещения непригодным для проживания граждан производится в установленном порядке межведомственной комиссией; документов, подтверждающих непригодность жилого помещения для проживания Архиповым Н.Г. не представлено; более того, администрация производила внешний осмотр данного дома в августе 2010 года, основанийдля признания его непригодным не установлено, в жилой дом для проведения обследования Шовгенова О.Н. комиссию не запустила. Просила также обратить внимание суда на то обстоятельство, что дом введен в эксплуатацию, поскольку в установленном законом порядке произведена регистрации права собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации, выданным 01.10.2009 года; следовательно, техническое состояние жилого дома соответствует всем нормам и правилам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Архипов Н.Г. являлся собственником индивидуального жилого <адрес> на основании договора от 20.05.1957 года.

20.04.2009 г. распоряжением мэрии города Новосибирска № Архипову Н.Г. предоставлен в собственность занимаемый земельный участок площадью 627 кв.м. для эксплуатации индивидуального жилого дома по <адрес>.

02.09.2009 г. Архипов Н.Г. передал в дар в равных долях дочери - Шовгеновой О.Н. и сыну - Архипову Б.Н. земельный участок и жилой <адрес>.

03.03.2010 г. Архипов Н.Г., являющийся ветераном Великой Отечественной войны, обратился в администрацию Ленинского районаг. Новосибирска с заявлением, содержащим просьбу улучшить жилищные условия и включить его в список ветеранов ВОВ; в качестве основания для признания его нуждающимся указал, что является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; желает улучшить свои жилищные условия за счет получения отдельного жилого помещения.

05.04.2010 г. администрацией Ленинского района г. Новосибирска издан приказ №, которым отказано в признании нуждающимся в получении жилых помещений и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны: Архипову Н.Г., так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ); Архипов Н.Г. является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, и обеспечен общей площадью жилья на каждого члена семьи более 12 кв.м.; Архипов Н.Г. являлся собственном жилого дома по указанному адресу, общей площадью 129, 0 кв.м., дом подарен дочери и сыну 02.09.2009 г.

07.04.2010 г. администрация Ленинского района г. Новосибирска отказала Архипову Н.Г. в удовлетворении его заявления, мотивируя тем, что из представленных им документом следует, что он проживает в частном доме, общей площадью 129, 0 кв.м., где всего зарегистрировано по месту жительства 5 человек, то есть обеспеченность на каждого члена семьи составляет 25, 8 кв.м., что более учетной нормы.

В соответствии с данными технического паспорта, составленного по состоянию на 08.11.2006 года, общая площадь жилого <адрес> составляет – 129, 0 кв.м., жилая – 52, 4 кв.м., подсобная – 76, 6 кв.м.

Согласно выписке из домовой книги, в жилом <адрес> на регистрационном учете состоят 5 человек: Шовгенов Р.А., Шовгенов А.Р., Шовгенов Р.Р., Шовгенова О.Н., Архипов Н.Г.

Из представленного представителем Архипова Н.Г. заключения ООО «СЭП», составленного по результатам технического обследования незавершенного строительством объекта в 2007 году, на отдельных участках установлено наличие признаков неравномерных осадок фундаментов; незавершенность конструкций перекрытия подвала и ошибки, допущенные при установке сборных конструкций требуют обязательного принятия мер по устранению недостатков; рекомендовано при завершении строительства утеплить чердачное перекрытие; выполнить работы по утеплению; конструкции, в целом находятся в удовлетворительном состоянии; сохранение постройки не нарушает права и интересы других лиц и, после выполнения рекомендаций, указанных в заключении, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

По ходатайству представителя Архипова Н.Г. проведена судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам которой эксперты ООО «СЭП» пришли к выводу о том, что в целом, техническое состояние жилого дома не угрожает жизни и здоровью проживающих в нем людей; однако, для ликвидации отмеченных в заключении недостатков и дефектов, согласно требований ВСН 58-88(р) рекомендуется проведение капитального ремонта жилого дома.

С учетом обстоятельств, установленных в ходе разбирательства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Архипова Н.Г.

Для правильного разрешения возникшего спора следует установить, является ли Архипов Н.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий и пригоден ли для проживания жилой дом, в котором проживает Архипов Н.Г.

Пунктом 1 Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» № 714 от 07.05.2008 г. предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона «О ветеранах», социальная поддержка в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета предоставляется инвалидам Великой Отечественной Войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной Войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23.2 Закона «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном Фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной Войны исходя из лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Федеральный закон «О ветеранах» не устанавливает правила и основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений.

При разрешении вопроса о признании инвалидов Великой Отечественной Войны нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), следует руководствоваться основаниями и порядком, предусмотренными Жилищным кодексом РФ, а именно, частью 4 статьи 50, определяющей понятие учетной нормы, и частью 5, указывающей, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления; статьей 51, предусматривающей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, и статьями 52-54 Кодекса.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: … 2) … являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно Положению о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом, утвержденном решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 г. № 94, учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (раздел 4).

Данная норма площади жилья должна применяться при определении нуждаемости граждан в целях их принятия на учет.

Норма, установленная статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является нормой предоставления жилья ветеранам, признанным нуждающимися в его получении.

Доводы о том, что площадь подвала должна быть исключена из общей площади при определении нуждаемости, не могут быть приняты судом, поскольку противоречат закону (часть 5 статьи 15 ЖК РФ).

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся:

- малоимущие;

- иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан;

- иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Оценивая доводы Архипова Н.Г. о непригодности для проживания жилого дома, в котором он проживает в качестве члена семьи собственника (несоответствие высоты потолков установленным требованиям), суд находит их несостоятельными.

Пункт 41 Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусматривает, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

На основании заявления собственника помещения либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая производит оценку соответствии помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Таким образом, если решением вышеуказанной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.

В силу статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: …2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что Архипов Н.Г. с 1957 г. являлся собственником индивидуального жилого <адрес>; в 2009 г. передал в дар детям жилой дом, общей площадью 129, 0 кв.м; на момент обращения с заявлением в администрацию Ленинского района на регистрационном учете в жилом доме состояли 5 человек; обеспеченность Архипова Н.Г. жильем составляет более учетной нормы; оснований для признания жилого дома, в котором проживает Архипов Н.Г., непригодным для проживания, не имеется; согласно экспертному заключению жилой дом не создает угрозу жизни и здоровью людей; жилой дом введен в эксплуатацию, право собственности на него зарегистрировано в установленном порядке; заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания не представлено.

При таких обстоятельствах, следует согласиться с доводами представителя администрации Ленинского района города Новосибирска, в удовлетворении требований Архипову Н.Г. отказать.

Руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Архипова Н.Г. к администрации Ленинского района города Новосибирска отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья