2-268-11 Богапов - мэрия



Дело № 2-268/2011КОПИЯ

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 марта 2011 годагород Новосибирск

Ленинский районный суд г. Новосибирска

в лице судьиПилипенко Е.А.,

при секретаре судебного заседанияНоркиной И.А.,

с участием истцаБогапова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богапова Дениса Нуторуловича, Богаповой Александры Михайловны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Б., к администрации Ленинского района г.Новосибирска, мэрии города Новосибирска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма,

у с т а н о в и л:

Богапов Денис Нуторулович, Богапова Александра Михайловна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Б., обратились в суд с иском к администрации Ленинского района г.Новосибирска, мэрии города Новосибирска, просили признать за ними право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: город Новосибирск, ул. Плахотного, д. 72, кв. 177 и обязать администрацию Ленинского района города Новосибирска заключить с ними договор социального найма на квартиру № 177 по ул. Плахотного, д. 72, в г.Новосибирске.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что Богапов Денис Нуторулович является военнослужащим Вооруженных сил РФ и проходит военную службу в войсковой части 07119. 13 мая 2010 года ему на состав семьи решением жилищной комиссии № 110 от 15 апреля 2010 года была распределена двухкомнатная квартира по адресу: г.Новосибирск, улица Плахотного, дом 72, кв. 177 в порядке очередности.

Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий войсковой части № 64 189 Тарасенко Сергей Владимирович, который освободил ее в связи с убытием к новому месту службы.

В настоящее время он со своей семьей проживает в вышеуказанном жилом помещении, однако администрацией Ленинского района г.Новосибирска в заключении договора социального найма ему было отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку пункту 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.

В судебном заседании Богапов Д.Н. заявленные требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме.

Истица Богапова А.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации Ленинского района г.Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно ранее представленному отзыву на исковое заявление указал, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью, соответственно в силу ст. 42 Устава г.Новосибирска владеет, пользуется и распоряжается им мэрия г.Новосибирска. В соответствии сзаконодательствомжилыепомещениямуниципального фонда предоставляются по договорам социального найма в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, т.е. малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, должны соответствовать требованиям ст. 51 ЖК РФ и в соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в органах местного самоуправления. Истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации Ленинского района.

В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищнымкодексоми(или)федеральнымзаконом основаниям нуждающимся в жилых помещениях.

К иным категориям граждан в смысле п. 3 ст. 49 ЖК РФ относятся военнослужащие, вместе с тем согласно п. 4 ст. 49 ЖК РФ указанным выше категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Однако администрация Ленинского Новосибирска не наделена государственными полномочиями по представлению жилых помещений военнослужащим на основании договора социального найма. Соответственно, оснований для заключения договора социального найма между органами местного самоуправления и военнослужащими нет.

Представитель ответчика мэрии г.Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Согласно ранее представленному отзыву на исковое заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку в соответствии со ст. 49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма могут предоставляться органами местного самоуправления иным категориям граждан, определенным федеральным законодательством в случае наделения данных органов в установленном порядке государственными полномочиями.

Мэрия города Новосибирска, как орган местного самоуправления, до настоящего времени не наделена полномочиями по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда на основания договоров социального найма.

Более того, в соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Представитель третьего лица Толмачевской квартирно-эксплуатационной части в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные истцами требования поддержал и указал, что Конституция Российский Федерации гарантирует малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 часть 3). Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен льготный порядок реализации права на обеспечение бесплатным жильем, выделены военнослужащие. Порядок приобретения и реализации ими этого права, регулируется военным и жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ЖК РФ (ст.49), а ранее - Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд социального использования выделен для социально слабо защищенных слоев населения (малоимущие граждане и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный статус в силу специфики их предназначения, например, государственные служащие, военнослужащие и другие лица, указанные в законе.

Произошедшие изменения в военном и жилищном законодательстве Российской Федерации, связанные с реализацией военнослужащими своего конституционного права на жилище, частично установили новые правила поведения в данной области, в том числе и по вопросам, связанным с предоставлением жилых помещений в порядке повторного заселения. При внесении изменений законодатель не учитывал важнейшие факторы, которые в итоге повлекли злоупотребления в отношении военнослужащих со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, которые в настоящее время практически во всех регионах Российской Федерации отказывают военнослужащим в заключении договоров социального (служебного) найма на жилые помещения, предоставленные им органами военного управления в порядке повторного заселения и находящиеся в муниципальнойсобственности.Чтовсвоюочередьделает практически невыполнимым концепцию Президента Российской Федерации по вопросу обеспечения жилыми помещениями к 2010 году военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье. Данные решения органов местного самоуправления нарушают положения закона о статусе военнослужащих, а так же ущемляют права, свободы и социальные гарантии военнослужащих - гарантированные им государством, так как в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильем из государственного или муниципального жилищного фонда законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещений.

Пункт 5 ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» дает военнослужащим право на повторное заселение жилых помещений, освободившихся в связи с выездом военнослужащих, независимо от того в каком жилищном фонде они находятся, и исключение составляют лишь жилые помещения, находящиеся в частной собственности.

Указанные положения закона были дважды рассмотрены Конституционным судом Российской Федерации, который в своих определениях от 25 декабря 2003 года № 453-0 и от 22.04.2004 № 170-О отметил следующее: военная служба, по смыслу ст.59 и ст.71 Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Отсутствие механизма закрепления жилищного фонда за Министерством обороны РФ не является основанием для нарушения жилищных прав военнослужащих.

Военнослужащий Богапов Д.Н. проходит службу по контракту в в/ч № 07119, выслуга больше 10 лет, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в ГУ МО Толмачевской КЭЧ района с 14.09.2009 г., состав семьи 3 человека, подлежит увольнению в запас по ОШМ, жилым помещением согласно Федерального Закона « О статусе военнослужащих» не обеспечен.

Истец не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства, судом вынесено определение о рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства.

Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 2 февраля 2007 года между капитаном Богаповым Денисом Нуторуловичем и Министерством Обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части № 58133 был заключен контракт о прохождении военной службы сроком на три года (л.д. 52).

15 апреля 2010 года на основании заседания жилищной комиссии войсковой части № 07119 Богапову Денису Нуторуловичу и членам его семьи: жене Богаповой А.М. и дочери Б. была распределена двухкомнатная квартира по адресу: г.Новосибирск, ул. Плахотного, д. 72, кв. 177 (л.д.11-12). На имя истцов открыт лицевой счет (л.д. 49), по указанному адресу они состоят на регистрационном учете (л.д. 50).

Однако администрацией Ленинского района г.Новосибирска в заключении договора социального найма было отказано.

При оценке правомерности данных действий ответчика, суд исходит из следующего.

Согласно справке Муниципального учреждения «Городское жилищное агентство» квартира № 177 в доме 72 по ул. Плахотного включена в реестр муниципального имущества г.Новосибирска на основании постановления мэрии г.Новосибирска от 05.02.1996 г. № 81 и распоряжения КУГИ от 31.07.1997 г. № 582-р (л.д. 59).

В силу положений ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Как установлено ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ст. 63 Жилищного кодекса РФ).

При этом, согласно положениям ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищнымкодексоми(или)федеральнымзаконом основаниям нуждающимся в жилых помещениях.

К иным категориям граждан в смысле п. 3 ст. 49 ЖК РФ относятся военнослужащие.

Как установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом, в силу п. 5 данной статьи в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 г. № 453-о «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Сертолово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Это корреспондирует части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось ни одной из сторон, что ранее спорное жилое помещение занимал военнослужащий Тарасенко Сергей Владимирович и члены его семьи (л.д.39, 56-58, 80-82), в связи с чем, отказ администрации Ленинского района г.Новосибирска в заключении договора социального найма с истцами правомерным признать нельзя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 233-235 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Богапова Дениса Нуторуловича, Богаповой Александры Михайловны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Б., к администрации Ленинского района г.Новосибирска, мэрии города Новосибирска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма удовлетворить.

Признать за Богаповым Денисом Нуторуловичем, Богаповой Александрой Михайловной, Б. право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: г.Новосибирск, ул. Плахотного, 72, кв. 177, на условиях социального найма.

Обязать администрацию Ленинского района г.Новосибирска заключить с Богаповым Денисом Нуторуловичем и членами его семьи договор социального найма на квартиру 177 в доме 72 по ул. Плахотного в г.Новосибирске.

Разъяснить, что сторона, не присутствовавшая в судебном заседании вправе подать в суд, постановивший решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней по истечении срока для подачи ответчиком заявления об отмене этого решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 марта 2011 года.

Судья (подпись).

Копия верна. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-268/2011 Ленинского районного суда г. Новосибирска

СудьяЕ.А.Пилипенко

СекретарьИ.А.Норкина