пр-р к оао нпо сибсельмаш



Дело № 2-950\2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2011 годаг. Новосибирск

Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе:

СудьиБурнашовой В.А.,

при секретаре судебного заседанияШеховцеве А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Новосибирска к ОАО НПО «Сибсельмаш» о понуждении к получению разрешения на пользование водным объектом,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г. Новосибирска обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит принудить ОАО НПО «Сибсельмаш» к получению разрешения исполнительного органа государственной власти на использование водоема р. Обь в целях сброса сточных и (или) дренажных вод; принудить ОАО НПО «Сибсельмаш» согласовать в органах экологического контроля расчет нормативно – допустимого сброса (НДС) в водный объект (р. Обь).

В обоснование исковых требований указаны следующие обстоятельства.

ОАО НПО «Сибсельмаш», осуществляет использование водных объектов. Источником водоснабжения предприятия является городской водопровод. Вода на хозяйственно-питьевые нужды поступает из сетей горводоканала. Техническое водоснабжение завода осуществляется от водозабора технической воды ОАО «Сибирьэнерго» по договору №179-07 от 31.01.2007.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на предприятии не в полном объёме осуществляется производственный экологический контроль с целью соблюдения природоохранного законодательства, а именно: отсутствует план природоохранных мероприятий, согласованный в органах экологического контроля, отсутствует согласованный в органах экологического контроля расчёт нормативно-допустимого сброса (НДС) в водный объект (р. Обь), отсутствуют разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект (р. Обь) по выпуску № 1. В нарушение п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ на предприятии отсутствует решение (договор) исполнительных органов государственной власти на пользование водным объектом (р. Обь).

В нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 39, ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, на предприятии превышены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ при сбросе стоков в водный объект (р. Обь): по выпуску № 1 - по меди в 10 раз, по цинку в 12 раз, по марганцу в 9 раз (протокол анализа воды № 132 от 19.10.2009 отдела аналитического контроля Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов).

В ходе прокурорской проверки, проведенной на предприятии, было выявлено, что данное разрешение на пользование водным объектом отсутствует, что подтверждается письмом №873/81 от 25.06.2010 «Охрана и использование водных объектов» ОАО НПО «Сибсельмаш» в Прокуратуру Ленинского района г.Новосибирска.

Отсутствие данного разрешения приводит к неконтролируемому сбросу сточных вод в «Малую Затонскую» протоку р.Обь, что может привести к чрезмерному загрязнению указанного водоема, тем самым нарушит интересы Российской Федерации в обеспечении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Новосибирска Федосеева Е.В. поддержала доводы иска в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО НПО «Сибсельмаш» Бакаева И.А., действующая на основании доверенности, возражала против иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 39). Согласно отзыву, прокуратурой проводилась проверка, в ходе которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства, однако в материалах дела отсутствуют документы, на основании которых проводилась данная проверка (обращения граждан, публикация информации в СМИ и т.д.), а также её результаты. В исковом заявлении указывается, что на предприятии превышены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ при сбросе стоков в водный объект - реку Обь по меди, цинку и марганцу, однако в материалах дела отсутствуют подтверждающие данные факты документы, в частности - протокол анализа воды № 132 от 19.10.2009 г. Кроме того, отбор проб проводился почти 1,5 года назад и он не может быть признан допустимым доказательством в настоящее время. П. 8 ст. 1 Водного кодекса РФ под «водопользователем» понимает физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами. Под «использованием водных объектов (водопользование)», в свою очередь, понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц (п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ). Пользование водными объектами (водопользование) при этом следует рассматривать как юридически обусловленную деятельность граждан и юридических лиц, в ходе которой водный объект используется с забором воды либо без него. Сбросы сточных вод в Малую Затонскую протоку р. Оби через промышленно-ливневую канализацию а, следовательно, и фактическое пользование водным объектом, осуществляют не только ОАО «НПО «Сибсельмаш», но и многие другие предприятия промплощадки г. Новосибирска. Сбросы сточных вод в Малую Затонскую протоку р. Оби осуществляются через промышленно-ливневую канализацию, которая не принадлежит ОАО «НПО «Сибсельмаш» на праве собственности. В настоящее время в Мэрии г. Новосибирска рассматривается возможность оформления в собственность сооружения «Промышленно-ливневая канализация» за Мэрией г. Новосибирска согласно обращения ОАО «НПО «Сибсельмаш» № 51/81 от 13.01.2011 г. Кроме того, ответчик полагает, что иск заявлен ненадлежащим лицом. Приказом прокурора Новосибирской области № 72 от 20.08.2010 г. надзор за деятельностью ОАО «НПО «Сибсельмаш» возложен на Новосибирскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, о чём ОАО «НПО «Сибсельмаш» было проинформировано 27.08.2010 г.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

Согласно ст.9 Водного кодекса РФ «юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса». Пунктом 2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса установлено, что для использования поверхностного водного объекта для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод необходимо получение решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят

мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В рассмотрения дела выявлено и не опровергается ответчиком, что вышеуказанное разрешение на пользование водным объектом отсутствует.

С необходимостью получения разрешения на пользование водным объектом и с необходимостью согласования в органах экологического контроля расчет нормативно – допустимого сброса (НДС) в водный объект (р. Обь) ответчик согласен и представил доказательства, подтверждающие, что уже принимаются меры к получению разрешения на пользование водным объектом: направлены письма в мэрию г. Новосибирска с просьбой оформить в муниципальную собственность сооружение «Промышленно –ливневая канализация» и в Верхнее – Обское бассейновое водное управление о рассмотрении и утверждении нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов от промплощадки ОАО НПО «Сибсельмаш».

Суд соглашается с доводами иска о том, что отсутствие данного разрешения приводит к неконтролируемому сбросу сточных вод в «Малую Затонскую» протоку р.Обь, что может привести к чрезмерному загрязнению указанного водоема, тем самым нарушит интересы Российской Федерации в обеспечении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, данное исковое заявление предъявлено в интересах Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 45, 131 ГПК РФ и ст. 35 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»: Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. Подача настоящего иска прокурором Ленинского района г. Новосибирска, а не прокурором специализированной прокуратуры, не является нарушением норм процессуального законодательства и не влечет оставление заявления без рассмотрения, как того требовал ответчик.

Руководствуясь нормами материального права, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Ленинского района г. Новосибирска к ОАО НПО «Сибсельмаш» о понуждении к получению разрешения на пользование водным объектом удовлетворить.

Обязать ОАО НПО «Сибсельмаш» получить разрешение исполнительного органа государственной власти на использование водоема р. Обь в целях сброса сточных и (или) дренажных вод.

Обязать ОАО НПО «Сибсельмаш» согласовать в органах экологического контроля расчет нормативно – допустимого сброса (НДС) в водный объект (р. Обь).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 04 мая 2011 года.

Судья(подпись)

«Копия верна». Подлинник решения находится в гражданском деле № 2- 950\2011 в Ленинском районном суде г. Новосибирска.

СудьяВ.А. Бурнашова

СекретарьА.Н. Шеховцев